Через несколько недель в вузах начнется приемная кампания. Как и в прошлые годы, Минобр приготовил выпускникам школ сюрприз — при поступлении в институт будут учитываться непонятные баллы за ГТО и сочинение. И в очередной раз сократится количество бюджетных мест в вузах. Сейчас, по оценке экспертов, доля платников в государственных вузах составляет две трети. Как от "лучшего и бесплатного" мы пришли к среднего качества и платному образованию, выяснял "Огонек"
Во всем мире система образования считается самой консервативной. Но только не у нас. У нас что ни год — то что-то новенькое. Вот и сейчас опять меняются правила поступления в вузы. Самых важных новшеств два. Первое — "учет индивидуальных достижений абитуриента". Это могут быть спортивные достижения, школьный аттестат с отличием, волонтерская деятельность, участие в творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях. Абитуриентам будут начислять дополнительные баллы (до 10) и включать их в общую сумму конкурсных баллов. В народе эту новость уже окрестили "баллами за ГТО".
Идея члена комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина получила полное практическое воплощение. Когда год назад замаячила перспектива коллективного подтягивания и прыжков, школьные учителя к ней относились сдержанно. Как сказал директор 548-й московской школы Ефим Рачевский, "главное, чтобы не доводили до дури, как часто у нас бывает". Ректоры поначалу вообще отмалчивались, надеясь, что это их не коснется. Но в этом году "до дури" все-таки довели: баллы за ГТО начислять придется. Не удалось отвертеться даже ректору МГУ Виктору Садовничему, которому в свое время, несмотря на обязательный ЕГЭ, удалось сохранить дополнительные испытания для абитуриентов МГУ. "Мы добавляем за ГТО лишь четыре балла (из возможных, повторимся, десяти.— "О"),— говорит Виктор Антонович,— но поскольку у нас зачисление производится по сумме четырех экзаменов, которая может достигать 400 баллов, то баллы за ГТО практически не повлияют на результат".
Через несколько недель в вузах начнется приемная кампания. Как и в прошлые годы, Минобр приготовил выпускникам школ сюрприз — при поступлении в институт будут учитываться непонятные баллы за ГТО и сочинение. И в очередной раз сократится количество бюджетных мест в вузах. Сейчас, по оценке экспертов, доля платников в государственных вузах составляет две трети. Как от "лучшего и бесплатного" мы пришли к среднего качества и платному образованию, выяснял "Огонек"
Александр Трушин
Во всем мире система образования считается самой консервативной. Но только не у нас. У нас что ни год — то что-то новенькое. Вот и сейчас опять меняются правила поступления в вузы. Самых важных новшеств два. Первое — "учет индивидуальных достижений абитуриента". Это могут быть спортивные достижения, школьный аттестат с отличием, волонтерская деятельность, участие в творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях. Абитуриентам будут начислять дополнительные баллы (до 10) и включать их в общую сумму конкурсных баллов. В народе эту новость уже окрестили "баллами за ГТО".
Идея члена комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина получила полное практическое воплощение. Когда год назад замаячила перспектива коллективного подтягивания и прыжков, школьные учителя к ней относились сдержанно. Как сказал директор 548-й московской школы Ефим Рачевский, "главное, чтобы не доводили до дури, как часто у нас бывает". Ректоры поначалу вообще отмалчивались, надеясь, что это их не коснется. Но в этом году "до дури" все-таки довели: баллы за ГТО начислять придется. Не удалось отвертеться даже ректору МГУ Виктору Садовничему, которому в свое время, несмотря на обязательный ЕГЭ, удалось сохранить дополнительные испытания для абитуриентов МГУ. "Мы добавляем за ГТО лишь четыре балла (из возможных, повторимся, десяти.— "О"),— говорит Виктор Антонович,— но поскольку у нас зачисление производится по сумме четырех экзаменов, которая может достигать 400 баллов, то баллы за ГТО практически не повлияют на результат".
Мало избранных
Система поступления по конкурсным баллам ЕГЭ очень жесткая, порой несправедливая. Вузы каждый год меняют планку приема. Причем проходной балл становится известен лишь в конце всей процедуры, после того как абитуриенты принесут оригиналы своих школьных аттестатов и сделают окончательный выбор, в каком вузе они будут учиться. Заранее известно лишь одно: сколько в этом году будет принято студентов на бюджетные места. Это называется "контрольные цифры приема (КЦП)". Например, в МГУ в этом году будут набирать 4 тысячи студентов на бюджетные места и 3,5 тысячи — на платные. В МГИМО примут 979 человек, из них 507 бюджетников и 472 "платника".
В этих двух, как и еще в нескольких наших ведущих университетах (СПбГУ, Физтехе, НИУ ВШЭ и др.), доля студентов, обучающихся за счет бюджета, выше, чем доля "платников". В других же вузах наоборот. Например, в МГТУ им. Баумана в этом году принимают 577 человек на бюджетные места и 775 — на платные.
Почему так происходит? Закон об образовании 2012 года устанавливает общее количество мест, финансируемых за счет бюджета: 800 на 10 тысяч человек возрастной когорты от 17 до 30 лет. Если в этом году в ней насчитывается 25 млн человек, то общее количество бюджетных мест в вузах должно быть около 2 млн. В итоге примерно так и получается. При этом в Минобрнауки подчеркивают, что в этом году в определении КЦП участвовали специально созданные в регионах "центры ответственности". Они выясняли потребности региональных экономик в кадрах по различным специальностям, чтобы прием в вузы отвечал условиям местного рынка труда.
Распределение бюджетных мест Минобрнауки проводит по конкурсу. "Мы исходим из оценки показателей вузов,— объясняют в министерстве.— Оцениваются образовательная, научная, международная деятельность и финансовая устойчивость вуза. У кого показатели выше, те и получают больше мест, но в рамках заявки". Значит, большую часть бюджетных мест (и финансирования) получают сильные и престижные вузы, национальные исследовательские и федеральные университеты. Все другие — что останется.
Но это еще не все. Получив от государства КЦП, вузы самостоятельно распределяют бюджетные места между факультетами и специальностями. Кто думает, что больше мест отдают на востребованные экономикой направления, тот ошибается. Например, в МГТУ в этом году на шесть бакалаврских направлений "Автоматизация технологических процессов и производств", готовящих крайне необходимые предприятиям кадры, принимают больше "платников". В нашей экономике большие проблемы с логистикой. Но, например, в НИУ ВШЭ доля платных мест на направлении "Логистика и управление цепями поставок" больше, чем бюджетных. Биотехнологии в МГУ изучаются преимущественно за деньги. Вы удивитесь, но даже среди тех студентов, которые после окончания вуза будут работать на оборону страны, значительная часть учится за свои деньги. Так, по данным Росстата, самый низкий бюджетный прием в 2013 году был по направлениям: "Оружие и системы вооружения" (700 человек), "Приборостроение и оптотехника" и "Морская техника" (по 3900 человек на направление).
За последние годы нам вдолбили: у нас переизбыток юристов и экономистов. Но не уточнили, что плохих. Хороших мало, о чем и свидетельствует состояние нашей экономики и судебной системы. Но в большинстве вузов на экономику, менеджмент, товароведение, юриспруденцию и международные отношения бюджетных мест нет вообще. В МГИМО на направлениях "Менеджмент" и "Государственное и муниципальное управление" только платные места. О качестве муниципального управления, с которым сталкиваемся каждый день, умолчим.
Спрос на эти перспективные специальности большой, вот и заботятся вузы о своем бюджете, а не о потребностях экономики (и даже обороны). И, кстати, неплохо зарабатывают. Две трети российских студентов учатся за деньги. Об этом говорит Ирина Абанкина и уточняет: "Примерно половина или чуть меньше от общего бюджета вузов — это деньги родителей. На семьи студентов переложена большая часть финансирования образования". С такими расчетами согласен и ректор МГУ Виктор Садовничий, по его словам "около половины бюджета МГУ составляют внебюджетные фонды, в том числе доходы от обучения студентов на контрактной основе".
Пусть неудачник платит
Никто не может предсказать, в каком университете, на какой специальности каким будет проходной балл. По неофициальной статистике он колеблется в пределах 5-10 баллов год от года. Бывают всплески, когда неожиданный натиск победителей олимпиад вдруг путает все карты приема и для обычных абитуриентов остается очень мало конкурсных мест.
Известно, что в США и Великобритании даже самые престижные вузы заранее (за год!) объявляют свои проходные баллы. Любой может соотнести свои школьные результаты, понять, сколько надо добрать. У нас единственный вуз, который входит в приемную кампанию с открытым забралом, это РУДН. Его ректор и бывший министр образования Владимир Филиппов говорит: "Мы стараемся не обманывать и не подводить абитуриентов. Мы заранее объявляем на нашем сайте: у нас на ряд специальностей проходной балл ЕГЭ 80. Даже если останутся незанятые бюджетные места, пусть это будет нашей ошибкой, но мы не примем людей с меньшим баллом, они просто не смогут у нас учиться".
Абитуриентов других вузов ждет серьезная нервотрепка с 30 июля по 7 августа, когда будет проходить процедура зачисления в вузы. На первом этапе (до 4 августа) должны быть объявлены списки занявших 80 процентов конкурсных мест. Затем начнется второй этап борьбы, в которой решающее значение будут иметь как раз те самые дополнительные баллы за ГТО и сочинение. Этот распорядок — тоже новшество этого года. Кому начислят дополнительные баллы, тот и пройдет и будет учиться за счет государства. Неудачники будут платить, точнее, будут платить их родители.
Что такое 1 балл? Случайная описка, ошибочная цифра, не поставленная запятая. Ирина Абанкина говорит: "Один балл — это не барьер отсечения абитуриентов по знаниям. Это барьер платности. Те, кто не дотянул до установленной планки, вынуждены платить. Причем студенты-"платники" учатся в тех же самых группах, у тех же самых преподавателей, что и бюджетники".
И здесь возникает вопрос: за что они платят? Даже в школах, куда уже прокралось пресловутое "софинансирование", родители платят все-таки за дополнительные знания или предмет сверх образовательного стандарта. Но в вузах-то?!
Владимир Филиппов обращает внимание: "Если семьи соглашаются платить за образование, то они вправе требовать лучшие, более качественные услуги от вуза. Это может быть признание диплома вуза на международном уровне, международная аккредитация программ или хотя бы лучшие условия обучения. Конкуренция вузов за платных студентов должна стимулировать университеты к более качественной работе".
Но вузам гораздо проще брать деньги за обычные занятия и за дипломы государственного образца, а не повышать качество образовательных услуг. Вспомним, какой стон поднялся, когда Московский архитектурный институт включили в перечень неэффективных вузов. И никто не сказал о том, что этот вуз не обеспечивает студентам возможность работать по лицензионным графическим программам. Ребята скачивают пиратские версии, о качестве которых говорить не приходится — "улетевшие" проекты накануне сдачи становятся общей бедой. В то время как любой европейский вуз такого направления предоставляет студенческие легальные версии нужных программ. А появились ли в последнее время в МАИ современные компьютерные программы для расчета прочности фюзеляжей самолетов? Как решается проблема с реактивами на факультетах, где изучают биотехнологии? На это родителям студентов было бы не жалко денег, но они-то платят за другое!
Сколько стоит 1 недобранный балл? В МГУ в 2015-м средняя стоимость платного обучения — 325 тысяч рублей в год. Эти цены были установлены в прошлом году. В 2012-м плата колебалась от 287 тысяч рублей на факультете биологии до 300 тысяч в Институте стран Азии и Африки. Сейчас плата в ИСАА — 400 тысяч рублей. Правда, Виктор Садовничий еще в феврале заявил, что МГУ в этом году не будет поднимать цены на обучение, даже несмотря на инфляцию.
Цены в НИУ ВШЭ колеблются в это году от 240 до 400 тысяч рублей. Предел — 600 тысяч рублей на программе двойного диплома совместно с Лондонской школой экономики (здесь обучение только платное).
Известны нормативы, по которым Минобрнауки финансирует бюджетные места в вузах. Стоимость одного места на гуманитарном факультете — 63 тысячи рублей в год. Одно место инженерно-технического направления — 135 тысяч рублей в год. По закону стоимость платного обучения не может быть ниже этих нормативов. Выше — пожалуйста. И вузы задирают цены, и это не плата за качество образования или дополнительные знания, а неприкрытая спекуляция на спросе.
Напомним, что речь идет о государственных вузах. В частных вузах стоимость обучения гораздо ниже. Например, в Российском новом университете год обучения на прикладной математике и информатике — 79 090 рублей, на информационных системах и технологиях — 94 960 рублей. Самый дорогой частный вуз в России — Международный университет в Москве. Здесь наибольшие цены на 2015 год — 260 тысяч рублей на факультетах иностранных языков, менеджмента, юриспруденции, управления крупными городами. Где еще у нас услуга частной компании стоит дешевле, чем государственная?
Вернемся к цене недобранного балла. Либо студент попадает на бюджетное место, либо платит все годы обучения. Никаких скидок для недобравших 1-2 балла, никаких шансов после отличной сессии получить скидку или бюджетное место. Банковские образовательные кредиты у нас не пошли — условия кабальные. Нет фондов, которые компенсировали бы семьям часть стоимости обучения, как это делается, например, в США. Бизнес не желает платить за обучение кадров, которые он и так получает от университетов бесплатно.
Взять те же дополнительные баллы за ГТО и сочинение. Почему бы эти частные достижения детей не сделать основанием для скидок на обучение? Но нет, у нас выбирают самый несправедливый в социальном отношении вариант.
Эксперты много раз уже предлагали модели частичной платности обучения в вузах. Например, государство могло бы — не побоимся этого слова — софинансировать учебу ребятам, которые показывали хорошие результаты в 9-11-х классах. Не прошло. Мы получили самую жесткую схему: либо полностью бесплатно, либо платишь все шесть лет.
Сколько у нас детей?
Контрольная цифра приема на 1-е курсы в этом году — 576 тысяч человек. Это примерно на 125 тысяч больше, чем принимали в предыдущие три года (по 430-450 тысяч человек). В Минобрнауки увеличение количества бюджетных мест на 1-х курсах объясняют двойным выпуском студентов в 2015 году: завершают учебу по пятилетней программе специалисты, поступавшие в 2010 году, и бакалавры, принятые на 1-й курс в 2011-м. Их должно быть 1,029 млн человек (без учета отчислений). То есть министерство выполняет установленные Законом об образовании государственные гарантии.
Но почему же возникло несоответствие цифр — 576 тысяч замещают 1,029 млн? Проблема в том, что в 2012 году была изменена норма определения бюджетных мест в вузах. До этого расчет был 170 мест на 10 тысяч населения. А стало 800 мест на 10 тысяч, но не от всего населения страны, а от возрастной когорты 17-30 лет. Это означало сокращение числа "бюджетников". Автором "структурной реформы", как она называлась, был тогдашний министр Андрей Фурсенко. Предполагалось, что сокращение бюджетных мест станет "одним из источников значительного увеличения зарплат профессорско-преподавательского состава высшей школы". Зарплаты преподавателей действительно выросли. Но уже в 2013 году (по сравнению с предыдущим годом) число бюджетников сократилось примерно на 350 тысяч. А число "платников" в тех же условиях демографического спада выросло на 141 тысячу человек. То есть это позволило увеличить доходы вузов не за счет бюджета и не за счет вклада в науку и в экономику страны, а за счет родителей студентов.
Как произошло, что от "лучшего и бесплатного" мы пришли к дорогому и среднего качества образованию?
Все началось в 1991 году в Туле на совещании ректоров. Удрученные и недостаточным финансированием, и доходами коллег в частных вузах, они потребовали от правительства разрешения на прием 30 процентов студентов на платные места. И очень успешно эту норму перевыполнили. Сейчас число бюджетников в два раза меньше, чем тех, кто учится "с полным возмещением затрат" в госвузах.
Но изумление вызывает даже не перекосившаяся пропорция, а чудеса образовательной статистики. С 2012 года не министерство, а сами вузы отправляют данные о студентах (а также о преподавателях, заработной плате и т.д.) в Росстат. И почему-то число поступающих в вузы постоянно превышает не только количество бюджетных мест, но и расчеты по числу "платников".
Ирина Абанкина рассказывает, что в 2013 году на 1-е курсы в государственные вузы были приняты 1,14 млн человек. "Мы с коллегами сейчас обсуждаем, откуда появилась такая цифра,— говорит Ирина Всеволодовна.— Бюджетных мест было 450 тысяч. Количество выпускников школ --750 тысяч. Кто эти 390 тысяч? Это не второе высшее и не дополнительное образование. И не выпускники школ прошлых лет. Это не отслужившие в армии — их немного. И не отчисленные из наборов прошлых лет, сохранившие право перепоступления,— таких тоже мало. Это говорит об одном: у нас нет точных данных, каков спрос на образование в нашей стране".
Мы не знаем точного количества студентов. Мы не знаем, сколько у нас вузов (цифры даже не колеблются, а резво скачут — от 2 до 3 тысяч). Но известно, что государственное финансирование образования с 2008 по 2015 год увеличилось в 1,8 раза — с 280 до 510 млрд рублей. И столько же семьи сегодня отдают вузам.