Белоруссия в прошлом году резко нарастила поставки топлива в Россию. Ввоз в страну лёгких нефтяных дистиллятов (в эту категорию входит преимущественно бензин) увеличился в 10 раз по сравнению с 2019-м. Фактически ещё до идеи правительства предупредитьтопливный кризис за счёт импорта из братской республики (вице-премьер Александр Новак ранее поручил проработать такую возможность) поставки из Белоруссии начали возрастать ускоренными темпами. Ввоз из соседнего государства теоретически мог бы сгладить рост цен назаправках, полагают эксперты. Но тогда придётся адаптировать налоговую политику под белорусских производителей.
В целом РФ в прошлом году закупила по таможенному коду 271012: Легкие дистилляты и продукты (включает прежде всего бензин) товары на сумму $100 млн - в два раза больше, чем в 2019-м. Больше половины импорта приходится на Белоруссию - $55 млн, что в 10 раз больше, чем годом ранее.
Резкий рост поставок начался с апреля. В этом месяце РФ закупила из республики топлива на $11 млн, в следующем - на $16 млн. Затем импорт несколько замедлился - с июня по октябрь 2020-го он составлял в среднем $3 млн в месяц. А в ноябре резко подскочил до $9,5 млн.
Минэнерго и МИД должны до 15 апреля проработать вопрос о поставках бензина из Белоруссии. Об этом со ссылкой на протокол совещания вице-премьера Александра Новака с руководством нефтяных компаний 30 марта сообщал "Коммерсантъ".
Как заявили "Известиям" в Минэнерго, в 2020 году на российском оптовом рынке сложилась ценовая ситуация, в условиях которой отечественные НПЗ при поставках на внутренний рынок уплачивали "демпфер" в бюджет, компенсируя ему сдерживание розничных цен в предыдущие периоды. При этом поставки топлива из Белоруссии "демпфером" не облагались. Это позволило НПЗ республики нарастить экспорт моторного топлива в РФ. В условиях 2021 года "демпфер", наоборот, сдерживает оптовые цены на российском внутреннем рынке и делает экспорт белорусского топлива в Россию экономически непривлекательным.
Примечательно, что правительство в прошлом году ввело мораторий на закупки за границей отдельных видов топлива. Постановление вступило в силу 25 мая, запрет продлился до октября. Цель меры в Минэнерго объясняли необходимостью защиты российских переработчиков, которые столкнулись со снижением спроса на нефтепродукты из-за пандемии
COVID-19, от конкуренции со стороны поставщиков импортного топлива. По всей видимости, в период с июня по октябрь из Белоруссии в Россию ввозились не попавшие под запрет виды топлива, предположил старший аналитик "Альпари Евразия" (Минск) Вадим Иосуб.
Но с начала четвёртого квартала запрет для поставок был снят. Нефтепродукты из республики хлынули к нам большим потоком - мораторий только усилил спрос на российском рынке, добавил он.
В целом ввоз нефтепродуктов в прошлом году оказался рекордным за последние пять лет. В денежном выражении сумма импорта по таможенному коду 2710 (включает все виды бензина, дизель, авиакеросин, судовое топливо, газойли, а также некоторые виды масел и мазутов) превысила $1 млрд. В натуральном - в РФ ввезли 1,2 млн т нефтепродуктов. Большие объёмы в последний раз были зафиксированы в 2015 году. Тогда было импортировано 1,3 млн т нефтепродуктов на $1,1 млн.
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ РЫНОК
В первой половине прошлого года рухнули мировые цены на нефть, вслед за ними в западных странах пошли вниз цены на нефтепродукты, напомнил Вадим Иосуб. На российском рынке стоимость топлива оставалась довольно стабильной, фактически он стал премиальным для белорусских НПЗ, уверен он.
В апреле, когда РФ стала более привлекательным покупателем для производителей из дружественной республики, Белорусская нефтяная компания (БНК, спецэкспортёр) после длительного перерыва с конца 2018 года возобновила продажи на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). По данным агентства Argus, в апреле 2020-го продажи моторного топлива в Россию приносили БНК на $100 за тонну больше, чем поставки в направлении латвийского порта Вентспилс.
По данным Российского топливного союза, белорусский бензин с учётом доставки обходился покупателям на 500 рублей за тонну дешевле, чем российский. Покупателями белорусского бензина стали южные регионы, Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, а также приграничные Смоленская и Брянская области. По словам трейдеров, поставки топлива из Белоруссии позволяли балансировать спрос и предложение на бирже и сдерживать рост оптовых цен.
Поручение Александра Новака о возможном импорте бензина из Белоруссии обнажает факт, что российская нефтепереработка не в состоянии производить топливо в необходимом количестве из-за повышенной налоговой нагрузки, полагает зампред наблюдательного совета ассоциации "Надёжный партнёр" (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Если мы не хотим полного отсутствия НПЗ, пора менять налоговый режим, пояснил он. Что касается прошлогоднего роста поставок из Белоруссии, то это связано не с политикой, а исключительно с рыночными условиями в стране, добавил Дмитрий Гусев.
Оптовые цены в РФ показывают устойчивый рост в последние несколько месяцев, согласился руководитель центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко. В то же время реализация белорусских нефтепродуктов на своём внутреннем рынке лимитирована его небольшой ёмкостью. Сравнительно привлекательная Украина не всегда способна потребить запланированные объёмы из Белоруссии. А морские отгрузки на европейский рынок показывают негативный нетбэк, заявил эксперт.
Сдержать рост цен на бензин в России с помощью увеличения импорта из Белоруссии теоретически можно -НПЗ республики производят в целом довольно серьёзные объёмы, которыми можно частично насытить потребности РФ, добавил директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Но тогда российские заводы могут оказаться в дискриминированном положении из-за действия нефтяного демпфера, отметил он. Придётся либо включать белорусских производителей в российскую налоговую политику, либо менять её принципы.
Поставки нефтепродуктов из Белоруссии - хорошая опция для сдерживания цен, согласился Вадим Иосуб. Через несколько лет будет запущен единый рынок энергоносителей в ЕАЭС, а продукция современных белорусских НПЗ соответствует высоким европейским стандартам качества и как нельзя кстати придётся для российских потребителей.
По данным Минэнерго, объём производства автомобильного бензина в марте 2021 года ожидается на 2,6% выше уровня аналогичного периода 2019-го, а объём отгрузки на внутренний рынок - на 8% выше уровня аналогичного периода 2019-го. Кроме того, запасы автомобильного бензина в марте достигли уровня 1,66 млн т и продолжают расти.
Российские нефтеперерабатывающие заводы могут оказаться в дискриминированном положении из-за действия нефтяного демпинга.