Израиль будет продолжать силовую акцию в Ливане после ликвидации лидера шиитской организации «Хезболла» Хасана Насраллы, пока «Хезболла» не утратит способность создавать угрозу его безопасности. Об этом сообщил в обращении к нации премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху, назвавший «историческим моментом» устранение лидера «Хезболлы», погибшего в бункере от израильских бомб вместе со всем высшим руководством организации. Очередной сокрушительный удар по самой боеспособной группировке, воюющей против еврейского государства, стал триумфом для Израиля, шоком для его врагов и неожиданностью для США. Россия назвала устранение Хасана Насраллы «политическим убийством». В регионе и в мире обсуждают возможные сценарии развития ситуации. Один из них — заключение худны (временного перемирия).
«Год великого перелома»
О наступающем новом этапе в жизни еврейского государства, на котором должны быть окончательно закрыты ключевые вопросы его безопасности, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сообщил в своем обращении к нации после экстренного возвращения с 79-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Главной темой его телевизионного выступления в минувшую субботу стала ликвидация в Ливане главы радикального шиитского движения «Хезболла» шейха Хасана Насраллы, который руководил группировкой с 1992 года и был символом ее способности бросать вызов еврейскому государству.
«Граждане Израиля, у нас есть большие достижения, но работа еще не завершена. В ближайшие дни мы столкнемся со значительными вызовами, и мы справимся с ними, это великие дни. Мы находимся на историческом поворотном моменте. Год назад, 7 октября, наши враги напали на нас и думали уничтожить Израиль. Год спустя, удар за ударом, достижение за достижением — они понимают, насколько их надежды развеялись»,— провозгласил израильский премьер. Он пообещал продолжать наносить удары по врагам, возвращать жителей в свои дома и возвращать всех пленных.
В своем обращении Биньямин Нетаньяху рассказал, что подтолкнуло его к мысли устранить лидера «Хезболлы». «Он не только управлялся Ираном, но и сам часто управлял Ираном. Пока Насралла был жив, он мог быстро восстанавливать потенциал "Хезболлы", который мы подорвали. Поэтому я отдал приказ — и его больше нет»,— продолжал господин Нетаньяху, по словам которого Израиль «свел счеты с тем, кто несет ответственность за убийство бесчисленных израильтян и многих граждан других стран, включая сотни американцев и десятки французов».
Наконец, в своем обращении израильский премьер также изложил свое видение того, какие перемены должны произойти в отношениях Израиля со странами арабского и исламского мира. «Все, кто противостоит оси зла, все, кто стонет под гнетом жестокой тирании Ирана и его ставленников в Ливане, Сирии, в самом Иране и в других местах, все они сегодня исполнились надежды. Я обращаюсь к гражданам этих стран: Израиль с вами. А режиму аятолл я говорю: кто ударит по нам, мы ударим по нему. Нет такого места в Иране или на Ближнем Востоке, куда не дотянется длинная рука Израиля, и сегодня вы уже знаете, насколько это верно»,— предупредил он.
Уже после выступления Биньямина Нетаньяху пресс-служба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) сообщила о нанесении в воскресенье десятков новых ударов по объектам «Хезболлы» на всей территории Ливана. «В результате недели интенсивных израильских военных операций, по некоторым израильским оценкам, было уничтожено около половины огромного арсенала ракет "Хезболлы"»,— рапортовали израильские военные.
Кроме того, в минувшую субботу в ходе авиаудара по южному району Бейрута Шиях был убит командир подразделения превентивной безопасности «Хезболлы» Набиль Каук, который, как заявили в пресс-службе ЦАХАЛа, «непосредственно занимался продвижением террористических замыслов против Израиля и его граждан».
Уроки Израиля
Ликвидация тщательно охраняемого лидера «Хезболлы» — организации, имеющей самую большую негосударственную армию в мире (100 тыс. бойцов),— вновь показала отсутствие у шиитской группировки эффективных способов защиты от израильской армии и спецслужб.
Как сообщила газета The New York Times, в ходе операции по уничтожению Хасана Насраллы в момент проведения им совещания с высшим руководством «Хезболлы», которое проходило в южном пригороде Бейрута Дахия в подземном укрытии под жилым домом, ВВС Израиля в течение считаных минут сбросили более 80 бомб.
Среди них были как минимум 15 910-килограммовых противобункерных бомб BLU-109.
Столь массированная атака не оставила шейху Насралле и его соратникам, находившимся вместе с ним на совещании, шансов выжить, на месте бункера образовалась огромная воронка.
Операция по устранению Хасана Насраллы стала полной неожиданностью даже для ближайшего союзника Израиля — США. Как сообщил телеканал ABC News, Израиль предупредил Вашингтон о ее начале в последний момент. «Министр обороны Ллойд Остин пришел в ярость, когда министр обороны Израиля Йоав Галант проинформировал его о Насралле»,— сообщает телеканал. Недовольство главы Пентагона было связано с тем, что израильская операция была чревата большими потенциальными рисками, в том числе для американских военных объектов, и отсутствием времени у США к ней подготовиться.
В свою очередь, по информации газеты The Washington Post, в администрации США затрудняются предсказать, как будут развиваться события, просчитывая различные сценарии ответа, включая попытки нападения со стороны «Хезболлы» или других проиранских группировок (йеменские хуситы), а также возможные атаки Ирана на Израиль или американских солдат в регионе.
Реакцию России на убийство Хасана Насраллы сформулировал, выступая на Генассамблее ООН в Нью-Йорке, глава МИД РФ Сергей Лавров, обвинивший Израиль в продолжении политических убийств, которые, по его словам, «вызывают крайнюю тревогу» и «стали чуть ли не обыденной практикой». По словам российского министра, развитие конфликта на Ближнем Востоке отражает проблему международной безопасности — она «может быть либо равной и неделимой для всех, либо ее не будет ни для кого».
Москва исходит из того, что Израиль хочет втянуть США в войну на Ближнем Востоке, в то время как «иранские руководители ведут себя предельно ответственно, и это необходимо должным образом оценивать».
Реакция Ирана пока сводится к политическим заявлениям с осуждением Израиля и жестам солидарности с «Хезболлой» без каких-либо военных приготовлений. «Мученическая смерть Хасана Насраллы — это большая потеря, но она не означает конца сопротивления. Скорее, она знаменует начало нового этапа, характеризующегося еще большей силой»,— заявил глава МИД Ирана Аббас Арагчи, впрочем не уточнив, о каком новом этапе может идти речь.
Со своими заявлениями выступили также президент Масуд Пезешкиан и верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. «Сегодня Ливан с Божьей помощью заставит злобного и наглого врага пожалеть о вторжении. Весь фронт сопротивления в регионе стоит на стороне "Хезболлы"»,— заявил аятолла Хаменеи, призвав всех мусульман «всеми средствами помочь противостоять Израилю», Впрочем, в своем заявлении он ничего не сказал о готовности Ирана предпринять самостоятельные шаги для защиты радикальной шиитской организации, создание которой несколько десятилетий назад стало проектом Тегерана. По сообщению агентства Reuters, после гибели Хасана Насраллы сам духовный лидер Ирана был перемещен в безопасное место.
После гибели Хасана Насраллы ситуация в Ливане, по мнению экспертов, может развиваться по разным сценариям.
- Наиболее часто обсуждаемый — проведение ЦАХАЛом ограниченной наземной операции, которая должна стать завершающей фазой разгрома «Хезболлы». «Израиль готовится к ограниченному наземному вторжению в Ливан»,— сообщает в субботу американский телеканал АВС. Впрочем, как уточнил представитель ЦАХАЛа Питер Лернер, «Израиль готовится к возможным наземным операциям в Ливане, но проведет их лишь при условии, что они потребуются».
- Второй возможный сценарий — начало новых мирных переговоров с учетом реалий, сложившихся после гибели Хасана Насраллы. «Кровопролитие не следует продолжать, у Ливана нет иного выбора, кроме дипломатического решения. Мы пойдем на соглашение, и ливанская армия готова к выполнению своей миссии»,— заявил на пресс-конференции в Бейруте премьер-министр страны Наджиб Микати, отметив необходимость возвращения сторон к выполнению резолюции 1701 СБ ООН, которая положила конец войне в 2006 году. По словам ливанского премьера, речь может идти о заключении худны (временное перемирие) на 21 день «для вступления Ливана и Израиля в переговоры об урегулировании пограничных проблем».
Сразу после гибели Хасана Насраллы Наджиб Микати призвал граждан сплотиться вокруг ливанской армии и сил безопасности, подчеркнув, что «армия играет основную роль в защите государственных границ, единства и законности». По сообщению газеты Al Nahar, в соответствии с инициативой США и Франции о временном перемирии на юге Ливана отряды «Хезболлы» в соответствии с резолюцией ООН 1701 должны быть отведены от границы на расстояние 30 км, за реку Литани. Все неправительственные формирования в пограничных районах, которые будут патрулировать ливанские войска и миротворцы из временных сил ООН в Ливане, должны быть разоружены.
Как заявил агентству «РИА Новости» профессор политологии и международных отношений Университета Алжира Тауфик Букаида, несмотря на то что население арабских стран устойчиво негативно относится к Израилю, их руководители могут возобновить процесс нормализации отношений с еврейским государством, даже несмотря на новый виток эскалации.
На этом фоне ливанская история получила неожиданный отклик в России. Как заявил депутат Государственной думы, лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов, после убийства Хасана Насраллы Россия должна последовать этому примеру и ликвидировать руководителей Украины. «Я убежден, что без ликвидации преступного террористического режима Зеленского и его главарей цели СВО не будут достигнуты. Пора от слов переходить к делу»,— написал в своем Telegram-канале Сергей Миронов, по мнению которого у еврейского государства можно научиться «решительности, с которой военные и спецслужбы этой страны наносят удары по центрам принятия решений противника».