После 14 с лишним лет заключения предприниматель Виктор Бут был возвращен из США в Россию в рамках обмена заключенными. Как происходила экстрадиция Бута в РФ? Что он сказал американской баскетболистке Бриттни Грайнер в ходе обмена? Как противостоять "охоте" Вашингтона на российских граждан за рубежом? Почему Россия должна добиться всех целей в ходе СВО на Украине? Собирается ли предприниматель выполнять требования указа президента США Джозефа Байдена о помиловании? Наконец, как Виктор Бут адаптируется к жизни на свободе и привыкает к совершенно незнакомым ему цифровым гаджетам? Обо всем этом и не только освобожденный из американских застенков россиянин рассказал в эксклюзивном интервью "РГ".
Виктор, поздравляем с возвращением домой вас, вашу маму Раису Кузьминичну, супругу Аллу, дочку, а также всех родственников, близких и друзей. Дорога на родину была долгой, но выпавшие тяжелые испытания пройдены достойно. Можете вспомнить подробно, как прошел долгожданный день выхода на свободу из американской тюрьмы?
Виктор Бут: Около четырех часов утра ко мне в камеру пришли охранники. Я проснулся минут за десять до этого, затем услышал их шаги. Подумал: "Что-то рано сегодня. Обычно перекличка происходит в пять часов". Они подошли и сказали: "Упаковывайся". Принесли коробки. Заявили, что меня и мои вещи заберут вскоре маршалы (Служба федеральных маршалов - подразделение Министерства юстиции США, которое среди прочего занимается конвоированием заключенных. - "РГ"). Я спросил: "Куда заберут?" Они мне сказали: "В суд". Я упаковал все, что хотел с собой взять. Затем меня перевели в другое тюремное помещение, в котором принимают и отправляют заключенных. Там мне дали переодеться в гражданскую одежду. Видимо, джинсы и рубашка были куплены по отдельному указанию начальства заранее. Однако не обошлось без накладки - из тюрьмы меня забрали без всех собранных мной вещей. Одели наручники. Через 20 минут мы приехали в местный аэропорт. Подождали минут 40. Затем туда прибыл небольшой реактивный самолет, который за полтора часа доставил нас в аэропорт Даллеса в Вашингтоне. Надо сказать, что во время пути сопровождавшие меня маршалы вели себя очень вежливо и учтиво. Мы подождали еще пару часов в вашингтонском аэропорту. В это время я уже не напрягался. Было понятно, что наконец происходит именно то, о чем я так долго мечтал и во что всегда верил.
Как происходил перелет в Абу-Даби и передача российским представителям?
Виктор Бут: В Вашингтоне меня посадили в самолет "Гольфстрим". Он был почти полный - на борту было порядка 13 человек. Ко мне подошел спецпредставитель президента США по делам заложников (Роджер Карстенс. - "РГ") и объяснил ситуацию. Сказал, что мы летим в Манчестер и там произойдет дозаправка самолета. Оттуда - в Абу-Даби, где произойдет обмен на Бриттни Грайнер. Он также рассказал сценарий того, как будет проходить эта процедура. Показал документы о моем помиловании с подписью президента США. Но добавил, что отдаст их только после того, как удостоверится, что на российском самолете действительно находится Бриттни Грайнер. Российский представитель также сначала убедится, что я - это я. После этого мы - я и Грайнер - должны начать одновременно выходить из самолетов и пойти навстречу друг другу. Это происходило прямо как в фильме "Шпионский мост".
Какие чувства испытывали по пути в Абу-Даби?
Виктор Бут: Как только мы сели в самолет, с меня сняли наручники. Сказали, что проблем не должно быть. Я ответил: "Ребята, вы меня везете домой. С какой стати я буду чинить вам проблемы?" Мы сидели за столиком. Обслуживание было по стандарту VIP, с настоящими ложками, вилками и салфетками. Дали хорошую, качественную еду. Всего этого я не видел и не ел последние 15 лет.
Во время обмена на Грайнер удалось ли переговорить с американкой?
Виктор Бут: Я просто пожелал ей удачи. Она сказала тоже самое. На том и разошлись.
Об озабоченностях Пентагона, достижении целей СВО и планах на будущее
Уже после того, как вы оказались в России, телеканал СNN заявил: в Пентагоне озабочены тем, что Бут может снова создать проблемы США. В Белом доме также видят "риски национальной безопасности" из-за освобождения Бута. Как вы это прокомментируете?
Виктор Бут: Я, конечно, польщен оценками Пентагона моего могущества (смеется). У меня нет планов вредить Америке. Но у меня есть планы работать на благо нашей Отчизны. Поэтому я не думаю, о том, как им (американцам - Прим. "РГ") насолить побольше. Они себе насолят сами.
Есть конкретные планы о том, как именно будете работать на благо нашей страны?
Виктор Бут: Нам нужно сфокусироваться на решении наших проблем. Нам нужно сделать все от нас зависящее, чтобы мы добились наших целей в ходе специальной военной операции, которая сейчас происходит. Надо поддерживать наших воинов. В то же время я озабочен тем, что тот же Пентагон лезет везде. Он лезет в Украину, считает весь мир зоной своей ответственности. Но это не так. Мир меняется. И только когда они это поймут, тогда начнется диалог о том, как наладить нормальные отношения между Россией и США.
О причинах "охоты" на Бута
Оглядываясь назад, можете пояснить, почему именно за вас взялись 15 лет назад спецслужбы США? Где вы им перешли дорогу?
Виктор Бут: Это сложный вопрос. Если откровенно, то я и сам не пришел к какому-то окончательному ответу на него. Почему я? Однозначно сказать не могу. Я не хотел бы ничего упрощать и давать не до конца продуманный ответ.
Мы все время говорим о роли США в "охоте" за вами, но в 2017 году в Британии вышла книга, из которой следует, что к преследованию и аресту Виктора Бута приложили руку англичане. Это правда?
Виктор Бут: Да, с них все и началось. Насколько я помню, определенную роль сыграл некий английский член парламента. И истоки этой истории относятся еще к 1998 году. Чем я их заинтересовал? Очевидно, что они проявили ко мне интерес из-за нашего бизнеса в Африке. Это была недобросовестная конкуренция с их стороны. Ведь мы в свое время начали работать в Южной Африке, приобрели местную авиакомпанию и пытались завести туда российские самолеты. Начали получать необходимые лицензии. Но это вызвало вот такой резкий негатив и противодействие. На нас полились потоки грязи, посыпались обвинения в перевозке оружия. Хотя местная полиция и власти нас поддерживали. И много раз заявляли, что все это ложь и у нас абсолютно легитимный бизнес. Чуть ли не каждый наш рейс проверялся с собаками, чтобы не было никаких подозрений в перевозке не только оружия, но и алкоголя. Но тем не менее эта ситуация была создана. Затем из нее уже раскрутился злополучный клубок. Для расследования привлекли якобы независимых экспертов ООН, которые на поверку оказались связаны между собой.
С 1993 по 2001 год наша компания работала в аэропорту Шарджа в ОАЭ. Но она была закрыта под давлением американского и английского послов. Они лично навестили местных руководителей и заявили о том, что якобы я представляю угрозу их национальной безопасности и меня нужно арестовать. Но у властей ОАЭ не было абсолютно никаких претензий ко мне.
Больше двадцати лет назад вы были чуть ли не первым гражданином РФ, против которого западные страны ввели персональные санкции, заморозили активы, отобрали собственность. Сегодня в санкционных списках США и их союзников уже сотни физических лиц из РФ…
Виктор Бут: Действительно, на мне фактически был отработан инструментарий того, что происходит сегодня с Россией. Как демонизировать и навесить ярлыки. Представить каким-то монстром, причем абсолютно без каких-либо фактов.
Все ли было сделано российскими властями тогда, чтобы отстоять Ваши права?
Виктор Бут: В то время, в 1990-х годах, Россия находилась в полном хаосе. Кто находился у власти тогда? Либералы. У них были совершенно другие ценности и на все то, что им говорил сделать вашингтонский обком, они в буквальном смысле брали под козырек. Кстати, где сейчас живет бывший министр иностранных дел? (речь идет об А. Козыреве - Прим. "РГ"). Он живет в Майами. Вот и весь ответ на этот вопрос. Поэтому, когда ты понимаешь, как все это было, то перестаешь обижаться. Просто такое было время и очень хорошо, что оно прошло.
Об "охоте" США за гражданами России, судьбе тюремных рисунков Бута и воспоминаниях об Америке
Считается, что именно с вас началась настоящая "охота" спецслужб США за россиянами, отправляющимися за рубеж. По данным МИД России, на сегодня американцы захватили в третьих странах, экстрадировали в США и осудили по различным обвинениям десятки россиян, которые сейчас отбывают срок в американских тюрьмах. Как раз и навсегда прервать эту порочную практику?
Виктор Бут: Раз такая практика есть, видимо, в Соединенных Штатах принято решение этим заниматься. Чтобы решить эту проблему, надо понять, какую роль играют наши заложники в большом мастер-плане американцев по нанесению ущерба России. Легкого рецепта тут нет. Надо собраться экспертной группой и проанализировать ситуацию. Это должны сделать компетентные специалисты. Я - не специалист в плане проведения таких операций. И у меня сейчас мало сведений, чтобы сказать что-то определенное. А я не хочу выглядеть человеком, который испытал на собственной шкуре подлые действия американцев, и теперь стремится отомстить им. Проблема шире моей. Она касается всех. И мы ее должны решить очень мудро и неординарно. Согласен с теми, кто считает, что мы не должны опускаться до уровня грязной игры США. Хватать невиновных граждан. Считаю, что поднятый вами вопрос требует серьезного изучения с учетом мнения экспертного сообщества, наших силовых органов, МИДа. Эта стратегия должны быть выработана. Но быстро это сделать, видимо, не получится.
Как известно, в тюрьме вы начали рисовать карандашом, углем, пастелью, маслом. В прошлом году в Общественной палате РФ с большим успехом прошла выставка ваших работ. Есть ли надежда получить ваши рисунки из США, с учетом того, что многие остались в Америке?
Виктор Бут: Там остались мои рисунки за примерно последние два года. Еще мои записи, фотографии. Когда мы летели в Абу-Даби, я эту проблему поставил перед американским чиновником. Он жутко извинялся. Сказал, что его самого подвели, потому что он давал команду выдать мне все мои вещи. Дело в том, что когда меняли Константина Ярошенко (российский летчик был обменен на гражданина США Тревора Рида в апреле - Прим. "РГ"), была та же проблема. И этот чиновник обещал своему российскому коллеге, что этого больше не повторится. Но повторилось опять. Я буду на связи с посольством РФ в США, поскольку наши дипломаты обещали плотно заняться этим делом. Надеюсь, все передадут.
Приходилось вести тюремный дневник?
Виктор Бут: В спецблоке коммуникационного контроля тюрьмы Мэрион, где я находился в заключении, каждые два-три месяца проводился очень тщательный обыск. И любые мои записи и бумаги изымались. Я не писал никаких дневников, поскольку знал, что они будут за этим охотиться.
Удавалось следить за новостями в России? Доходила ли до вас российская пресса?
Виктор Бут: Прессу, в том числе "Российскую газету", для меня выписывало наше посольство и я регулярно, почти еженедельно получал пакеты. Правда, задержка была в две, три, а то и четыре недели. Но все равно для меня это было огромным событием. Поскольку именно российские издания были отдушиной, благодаря которой я оставался в курсе новостей нашей страны. Кстати, находясь в американской тюрьме, я читал "РГ" от корки до корки. Это действительно качественное издание. И я очень уважаю ваш коллектив за то, что вы делаете. Скажу больше, я даже использовал вашу газету для проведения занятий по политинформации с американскими заключенными, которые сидели вместе со мной. Благодаря вашей газете я знал, что происходит в России. Читал о том, как развивается Москва, как строится метро, как происходит реновация, что делается в промышленности, здравоохранении, как реагировали на пандемию коронавируса и, особенно, о специальной военной операции.
В Америке пришлось не по своей воле провести долгие годы жизни. Остались ли какие-то позитивные воспоминания об этом сложном периоде?
Виктор Бут: Нельзя столько лет жить только с одним лишь чувством ненависти. Конечно, остались теплые воспоминания - правда, их было немного - о некоторых сокамерниках, с которыми я сошелся. Многие стали хорошими приятелями, с которыми я общался и узнал от них много нового о США. О том, как на самом деле устроена эта "демократическая" страна. Ведь тюрьма - это срез общества, по которому можно понять их многочисленные проблемы. В свою очередь, мои приятели узнали от меня много о России.
Об адаптации к жизни на свободе
После стольких лет в американской тюрьме и фактической изоляции от внешнего мира как происходит процесс адаптации к современной жизни на свободе в России?
Виктор Бут: Можно сказать, что я попал назад в будущее. Все эти новые гаджеты для меня - шок. Я пока не могу привыкнуть, как нажимать на эти кнопки. Смотрю на этот девайс, смартфон и не понимаю. Это определенный стресс. Поймите, прошло почти 15 лет (с момента ареста - Прим. "РГ"). Я вернулся в совершенно другой мир. И не представляю, что будет происходить со мной даже в ближайшую неделю.
Ключевой вопрос
Американские СМИ опубликовали указ президента США Джозефа Байдена о вашем помиловании. Среди прочего там есть пункт о том, что Виктору Буту запрещается зарабатывать на публикации книг, съемках кино и создании других произведений, основанных на истории ареста и тюремного заключения в Америке. Собираетесь выполнять условия этой бумаги?
Виктор Бут: Ага, прямо так и побежал исполнять (смеется). А я бы рекомендовал американцам прогнуться так, чтобы исполнить как бы некий пируэт. Кто они такие? У них нет юрисдикции в России. Понимаете, можно, конечно, попробовать приказать солнцу не светить или приказать луне взойти. Но кто такой Байден, чтобы приказывать России и ее гражданам?
Досье "РГ"
Российский предприниматель Виктор Бут был арестован в марте 2008 года в Таиланде в результате провокации американских спецслужб. В дальнейшем он был экстрадирован в Америку и приговорен судом Нью-Йорка к 25 годам тюрьмы по обвинениям в "заговорах". Бут не признал себя виновным и отказался от предлагавшейся ему сделки со следствием. Москва раскритиковала обвинения властей США и приговор как предвзятые, долгое время ставила перед Вашингтоном вопрос о выдаче гражданина РФ на родину.
8 декабря 2022 года 55-летний россиянин был обменен на американскую баскетболистку Бриттни Грайнер, которая была арестована за попытку нелегального ввоза в Россию наркотиков и приговорена к 9 годам тюрьмы. Она провела в местах заключения 10 месяцев. Процедура обмена помилованными заключенными властями РФ и США прошла в аэропорту Абу-Даби.
Кстати
Подробную историю Виктора Бута читайте в книге обозревателя "РГ" Александра Гасюка "Виктор Бут. Подлинная история "Оружейного барона"