Создание лекарства от рака, строительство квантового компьютера, расшифровка папирусов, поиск гравитационных волн — поучаствовать во всем этом теперь может каждый. Ученые наконец изобрели способ приобщить к науке даже тех, кто с трудом закончил школу. Никита Солдатов выбрал 12 самых простых способов приложить руку к великим открытиям
Белки состоят из аминокислот, выстроенных в определенную пространственную структуру,— правильно предсказать эту структуру молекулярные биологи могут не всегда, даже при помощи сверхмощных компьютеров. Не зная же точного устройства молекулы белка, невозможно определить, как белки работают, а значит, и контролировать эту работу. Впервые биологи воспользовались помощью волонтеров для расшифровки молекулярной структуры белка еще в 2005 году — тогда был запущен проект добровольных вычислений Rosetta@Home, участники которого предоставляли мощности своих компьютеров на научные нужды. Через какое-то время некоторые из волонтеров, следившие за тем, как на экране их компьютера программа сворачивает белки, стали замечать правильные комбинации, которые алгоритм почему-то игнорирует. Так стало понятно, что гораздо выгоднее использовать самих людей, чем их компьютеры, и в 2008 году биологи и программисты из Вашингтонского университета в Сиэтле запустили компьютерную игру Foldit, ставшую прообразом всех сегодняшних научных игр. Игроку дается корявая 3D-молекула белка, которую нужно гнуть в разные стороны до тех пор, пока она не распутается и не приобретет оптимальную структуру. Опытные игроки замечают закономерности в собственных решениях и делятся с другими, ученые же на основе этих рецептов разрабатывают алгоритмы свертывания белка. Благодаря Foldit разгадывание структуры белка ускорилось в сотни раз: например, форма вируса, вызывающего иммунодефицит у обезьян, над которой молекулярные биологи бились 15 лет, была расшифрована игроками всего за 10 дней.
Galaxy Zoo
#астрофизика
задание: описывать астрономические объекты на фотографиях
цель: создание каталога галактик
В распоряжении астрономов есть сотни тысяч фотографий, сделанных "Хабблом" и другими телескопами: они могут содержать информацию о новых видах галактик, неизвестных космических объектах и даже о возникновении Вселенной, но чтобы просмотреть все эти снимки, у ученых ушли бы годы. В 2007 году оксфордские астрофизики Кевин Шавински и Крис Линтотт выложили фотографии на специально созданный сайт и объявили по радио BBC, что им требуется помощь добровольцев в описании изображений. К каждой фотографии прилагается несколько вопросов с известными науке вариантами ответов, из которых нужно выбрать наиболее подходящий (случаи, когда ни один из ответов категорически не подходит, можно обсудить на специальном форуме). Отвечая на вопросы, волонтер составляет перечень характеристик конкретного астрономического объекта — один и тот же снимок обычно просматривают около 40 человек, что помогает выявлять возможные ошибки. Проект Шавински и Линтотта оказался невероятно популярным: в течение первого года было получено около 50 млн характеристик, а еще через год на его основе была создана главная площадка гражданской науки Zooniverse. Сам Galaxy Zoo был переведен на 11 языков, включая русский, и работает до сих пор.
www.galaxyzoo.org
Play to Cure: Genes in Space
#молекулярная биология
задание: управлять виртуальным космическим кораблем
цель: найти причину возникновения рака
Один из активно развивающихся сейчас способов борьбы с раком — выявление последовательностей в генетических повреждениях раковых клеток. Известно, что не каждое повреждение гена означает неконтролируемый рост или деление клетки, которые и превращают ее в раковую. Для того чтобы выявить именно те участки генов, повреждения которых приводят к возникновению опухолей, требуется вручную проверить огромное количество ДНК-данных. Чтобы ускорить этот процесс, специалисты из британского исследовательского центра Cancer Research придумали способ задействовать добровольцев — с этой целью была выпущена специальная игра для смартфонов. На вымышленной карте Вселенной отмечены скопления космической субстанции под названием "элемент Альфа", задача игрока — проложить путь через эти скопления. Выстраивая свой маршрут, игрок тем самым отмечает повреждения генов на графике с данными, полученными в процессе исследований раковых опухолей. Систематизируя результаты игры, ученые получают возможность выявить закономерности в возникновении рака, что приближает их к нахождению лекарства.
www.play.google.com
www.itunes.apple.com
Quantum Moves
#квантовая физика
задание: перемещать фигуру по виртуальному лабиринту
цель: построить квантовый компьютер
В обычном компьютере носителем информации является бит, который находится в одном из двух состояний — "1" или "0". В квантовом компьютере таким носителем является квантовая частица (например, атом), которая может пребывать в этих состояниях одновременно. Чтобы проводить вычисления с помощью квантового компьютера, необходимо передвигать атомы по определенной траектории и изменять их состояние. Проблема в том, что в квантовом мире атом непредсказуем и не может иметь точную траекторию движения, а вычислить ее хотя бы примерно очень сложно: компьютерные алгоритмы не всегда находят оптимальные решения, а на проведение таких экспериментов вручную необходимо слишком много ресурсов и времени. Для оптимизации этого процесса квантовые физики из Орхусского университета разработали игру Quantum Moves. Зная определенные правила перемещения сосуда с жидкостью, игрок должен за наиболее короткое время переместить сосуд из точки А в точку В, не расплескав жидкость. На последующих уровнях у игрока будут появляться препятствия — стены, пол или потолок. На основе результатов игроков компьютер будет обучаться находить оптимальные варианты перемещения атомов.
www.scienceathome.org/play
Prozhito
#история
задание: перепечатывать текст
цель: создать электронный архив дневников XX века
Дневники — идеальные исторические источники: они имеют датировку, содержат огромное количество данных о повседневной жизни, при этом данные эти сравнительно мало подвержены художественной обработке и цензуре. Проблема в том, что в отличие от газет или официальных документов корпус дневников не систематизирован: опубликованные разбросаны по интернет-библиотекам, неопубликованные лежат в архивах и у наследников. Только что запустившийся проект "Прожито" — попытка создать единый электронный ресурс русскоязычных дневников XX века. На первом этапе помощь волонтеров требуется для работы с уже опубликованными дневниками советского периода: для участия в проекте необходимо оставить заявку на сайте, получить в электронном виде текст дневника и оформить его по единому шаблону, предоставленному организаторами. После этого можно получить новый дневник в отсканированном виде, который, прежде чем оформить, необходимо перепечатать. В дальнейшем организаторы рассчитывают привлекать волонтеров и для расшифровки рукописных текстов.
www.prozhito.org
Penguin Watch
#биология
задание: отмечать на фотографиях животных, яйца и людей
цель: предотвратить вымирание пингвинов
Из-за тяжелых погодных условий постоянно наблюдать за морскими хищниками в Антарктиде невозможно, поэтому практически единственный источник информации для ученых — снимки, которые автоматически делают специальные камеры. За последние три года этих снимков скопилось несколько сотен тысяч — все они выложены на сайте Zooniverse. Для участия в проекте нужно просто отмечать на них элементы фауны: взрослых пингвинов, пингвинов-детенышей, яйца, других животных и людей. Благодаря этой информации ученые смогут точно измерить, как влияет на популяцию пингвинов изменение климата или вмешательство человека, систематизировать данные об экосистеме региона в целом и предотвратить исчезновение видов, находящихся на грани вымирания.
www.penguinwatch.org