Как бы ни «упрощалась» процедура народного волеизъявления, а законы жанра никто не отменял: в преддверии очередных парламентских выборов партии и их лидеры ищут способы если уж не приворожить электорат (в сегодняшних условиях это для любого допущенного на политическое поле игрока задача непосильная), то хотя бы привлечь внимание, создать информационный повод. Хотя чаще всего за этим стоит не стремление к развитию, а всего лишь намерение исправить последствия собственных недодумок и никудышного планирования.
На недавнем съезде партии «Единая Россия» под аплодисменты было принято решение выделить российским регионам дополнительных 30 млрд рублей на ремонт дорог. Как заявлено на сайте «ЕР», средства поступят в Росавтодор, а далее деньги получат Крым, Приморский край, Сахалинская, Московская, Свердловская области и другие регионы.
Справедливости ради отметим, что прозвучавшее на съезде предложение исходило не от самих партийцев, а от приглашенного почетного гостя — президента Владимира Путина. Его, ясное дело, без долгих разговоров поддержало правительство, изыскав названную сумму. Да и сумма-то не запредельная: 3,4% от федерального бюджета российского дорожного строительства (880 млрд), освоенного в минувшем году. А если учесть, что вместе с региональными деньгами общий дорожный бюджет страны в 2020-м превысил 2 трлн, то депутатская добавка составила и вовсе крошечную долю — 1,5%. Тут даже на откаты не хватит.
Да и какая же это депутатская добавка, если будет изъята (перераспределена) из других статей федерального бюджета? Прореха размером в 30 млрд появится где-то еще. К примеру, это не построенные 30 современных школ на 1000 учеников каждая (в аварийном состоянии в стране ныне находятся более 700 школ).
Но если эти 30 млрд сегодня абсолютно необходимы именно в Росавтодоре, то почему депутаты «ЕР» изначально не заложили их в федеральный бюджет, а начали перекраивать его расходную часть лишь накануне парламентских выборов? Или это всего-то агитход «правящей партии» — попытка напомнить о себе избирателю? Кстати, если парламентарии действительно озабочены состоянием и перспективами дорожного строительства в России, то, может, им нужно поинтересоваться «китайским дорожным чудом», где скоростные автомагистрали сооружаются со скоростью 750 метров в час и за неделю появляется столько же автодорог, сколько в России за год?
Вместо этого кандидаты в новый состав парламента соревнуются в лозунгах, в очередной раз обещая избирателю райские кущи и манну небесную. «Единая Россия» на съезде вместе с «автодорожным подарком» одобрила предвыборную программу с девизом «Слышим людей — сможем сделать», в которой «комплекс мер, направленных на рост политической конкуренции и развитие прямой демократии, формирование нового качества госуслуг, противодействие коррупции, свободное развитие предпринимательства, прозрачность госзакупок, рост экономики и благосостояния людей, поддержку малого и среднего бизнеса». Слова, слова, слова...
А что слышно из стана конкурентов партии власти? В призывах КПРФ говорится: «Разыскиваются учителя, врачи и работники аграрного комплекса. В саратовских селах катастрофически не хватает специалистов. Некому лечить, учить и выращивать пшеницу. Молодежь отказывается ехать в деревню. Выпускники вузов, даже те, кто обучался по целевому направлению, делают все, чтобы остаться в областном центре, а лучше уехать в другие города:» (из агитационных материалов Саратовского обкома).
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский сообщает, что его партия пойдет на выборы в Госдуму под лозунгом защиты русских и требования устройства губерний по территориальному, а не по национальному принципу. И перечисляет лозунги, под которые предлагает встать избирателям: «Вернуть границы СССР», «Время работает на ЛДПР», «Не мешайте людям работать», «Вставай, великая Россия», «Всю казну на экономику». Вы что-нибудь поняли из этой белиберды? Как лозунги соотносятся с проблемами, которыми сегодня живут миллионы россиян?
Партия «Справедливая Россия — За правду» требует для борьбы с ростом цен на продукты питания вводить системные меры государственного регулирования. «Только за май капуста подорожала на 25%, морковь на 18,8%, картофель на 15,4%, — горячится Сергей Миронов. И продолжает перечислять: — Яйца подорожали на 27,4%, крупы и бобовые — на 16%, курица — на 14%. Прогнозируется дальнейший рост цен на все продукты, включая мясо и рыбу». Что тут скажешь? Капитан Очевидность.
Тем временем в стране готовится еще одна пенсионная реформа. Банк России достиг договоренности с негосударственными пенсионными фондами (НПФ) о реформировании отрасли путем трансформации системы обязательного пенсионного страхования (ОПС) в негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Итог пока один: глава «Союза пенсионеров России» Валерий Рязанский заявил, что боится говорить об изменениях пенсионной системы. «Люди пугаются числу таких изменений», — говорит Рязанский. «Демографическая картина такова, что под вопросом стоит перераспределительная пенсия. Сокращается соотношение работающих к поколению пенсионеров. Возможные шаги — дальнейшее увеличение пенсионного возраста либо введение накопительной системы. Но в чем проблема? Надо одновременно выполнять обязательства перед теми, кто не может накопить, и собирать деньги в новую систему», — напоминает профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Андрей Заостровцев. И опять констатация фактов. Будьте уверены: в октябре, сразу после выборов, все это канет в песок...
Ни одна из партий не берется за труд серьезного анализа и многостороннего обсуждения состояния и перспектив нынешнего пенсионного обеспечения россиян. Даже тема возвращения индексации пенсий работающим пенсионерам ушла на дальний план. Хотя обиженные девять с лишним миллионов работающих пенсионеров не знают, найдутся ли в парламенте защитники их прав.
Еще одна беда — нищенские зарплаты. По информации Росстата, половина из 75 млн работающих россиян имеют начисленную зарплату ниже 35 тысяч, а после вычета налогов — около 30 тысяч рублей, то есть 410 долларов. На эти весьма скромные зарплаты вынуждены существовать 37 млн человек. Большинство из них трудятся на предприятиях реальной экономики, и это не только устаревшее и проржавевшее «советское наследие». За последние два десятка лет в России появились целые отрасли, созданные на основе западных технологий, — автомобилестроение, транспортное, сельскохозяйственное и тяжелое машиностроение, металлургия, промышленность стройматериалов, медицинская и фармацевтическая промышленность. Был переоснащен оборонно-промышленный комплекс страны. В 2012 году на основе таких перспектив реальной выглядела задача, поставленная Владимиром Путиным: создать за восемь лет не менее 25 млн высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест.
И что же? Первую половину этой программы сегодня можно считать более-менее выполненной: ежегодно в стране создавалось от 200 до 350 новых современных производств — совсем как на Западе. И значительно хуже обстояли дела с размером зарплат...
За примерами далеко ходить не надо. В нынешнем апреле в стране было запущено 26 новых производств. В Краснокамске (Пермский край) группа компаний «Кама» создала первое в нашей стране производство мелованного коробчатого картона FBB для упаковки различной продукции, в том числе пищевой. Проектная мощность — половина потребностей российского рынка, численность персонала — 400 человек. А зарплаты — от 12 567 (механик) до 27 387 рублей (электромонтажник). В башкирском Стерлитамаке на базе завода «М-Робо» запустили производство суперсовременных станков с числовым программным управлением и зарплатой сотрудников в... 30 тысяч рублей, что ниже средней по республике (37 563). И лишь в Ярославле фармацевтическая компания «Такеда Россия» запустила новую линию полного цикла производства орфанного препарата для пациентов с онкологическими заболеваниями — это второй завод в мире, выпускающий данное лекарство. Зарплату объявили от 60 тысяч до 104 тысяч в зависимости от должности. Но такие примеры единичны.
Проблем много, но их обсуждение за пределы кабинетов Госдумы не выходит. Практически не действует такой рычаг, как парламентские слушания — даже когда депутаты обсуждают на них не обиды со стороны Украины и Запада, а внутрироссийские вопросы. Уже в этом году парламентарии устраивали парламентские слушания о качестве профессионального образования, законодательном регулировании в здравоохранении, ценообразовании на продовольственные товары. Вопросы злободневные. Но кто знает о тех дебатах? Такое равнодушие верхов и низов — следствие того, что участники не предлагают конкретные пути решения проблем, в том числе законодательные, а лишь выполняют ритуалы.
А в это время
Стремясь быть ближе к народу, соискатели мандатов не боятся затрагивать интимные темы. Вот, например, на том же съезде «Союза пенсионеров России» делегаты завели речь о доступности секса для пожилых. Лидер московского списка Дмитрий Рогозин, как сообщает «Коммерсант», призвал прекратить ставить «стариков» в позицию «жалобщиков». И заявил, что тема интимности — одна из основных, поскольку для старшего поколения важна «телесная» коммуникация. Подтвердив свою мысль данными опроса ВЦИОМа, согласно которому россияне хотят заниматься сексом и после 50 лет. «А наш опрос показывает, что и после 70 лет никто в здравом уме не хочет прекращать заниматься сексом, если есть партнер», — уверял оратор. О том, что секс на голодный желудок удается только в молодости, господин Рогозин не упомянул.