В преддверии весеннего украинского наступления (а в том, что оно готовится - уже нет сомнений) Запад активно накачивает ВСУ вооружением. До недавнего времени считалось, что упор будет сделан на самолеты и особенно – на танки. Тема «Абрамсов» и «Леопардов», ударным кулаком рвущихся в решающий наступательный прорыв, вообще стала главной в обсуждениях. Но теперь от ряда экспертов все чаше можно слышать, что у ВСУ сейчас недостаточно танков и авиации, чтобы переломить ход боевых действий в пользу Кива. А потому упор будет сделан на дальнобойную артиллерию.
Какую опасность это представляет для нас, «МК» объяснил российский военный аналитик, директор московского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), член Общественного совета при Минобороны РФ Руслан Пухов.
- На первых этапах спецоперации, - говорит эксперт, - ВСУ парировали наше преимущество в артиллерии тем, что к своей старой, еще советской, ствольной артиллерии и реактивным системам залпового огня добавили разведывательные беспилотники, в основном коммерческие, а также использовали для связи и целеуказания глобальную спутниковую систему Starlink. То есть превратили старое вооружение практически в высокоточное. Этим оружием они нас били с высокой точностью на коротких и средних дистанциях потому, что дальнобойного оружия у них не было.
- Теперь Запад его поставил?
- Да. Сейчас оно у них появилось. Та же французская самоходная артиллерийская установка CAESAR, которая бьет в полтора раза дальше наших аналогичных систем. К тому же Запад стал поставлять ВСУ высокоточные управляемые снаряды типа Excalibur – аналог нашего «Краснополя». Только у нас снарядов «Краснополь» очень мало. К тому же они первого поколения. А снаряды Excalibur - уже второго поколения, более точные, что украинцам позволяет стрелять далеко и очень точно.
В результате они бьют по нашим войскам, когда мы, к примеру, готовимся наступать. Нам для этого требуется оперативно сконцентрироваться для нанесения удара. Раньше они с помощью натовской разведки это только видели и слышали, а теперь ещё имеют возможность нас достать.
- Могут ли западные поставки дальнобойной артиллерии ВСУ как-то повлиять на тактику применения российских войск во время весеннего украинского наступления?
- У нас на первой линии соприкосновения находятся те части, которые непосредственно ведут огонь. Недалеко от первой линии должна быть ещё вторая линия, откуда быстро и оперативно можно в случае прорыва противника перебросить войска, чтобы ликвидировать брешь, либо с этой второй линии направить войска в ту точку, откуда может готовиться и осуществляться прорыв.
Ввиду того, что вторую линию они теперь с помощью дальней современной артиллерии могут накрыть огнем, мы вынуждены отводить войска на третью линию. То есть слишком далеко в тыл. И выходит, что в случае быстрого прорыва ВСУ, у нас может не получиться ответить так же быстро. А главное – это может помешать сконцентрировать войска для нашего последующего контрудара. Скрытно такое сделать не получится. ВСУ с помощью натовской разведки все «видят» и начинают бить по второй линии. Тогда сотни бойцов могут попасть под шквальный огонь.
Наличие у ВСУ большого числа дальнобойной артиллерии и высокоточных боеприпасов может завести ситуацию с весенним украинским наступлением в определенный позиционный тупик.
По мнению эксперта, противодействовать дальнобойным системам ВСУ можно с помощью российских крылатых и баллистических ракет, а также ударных беспилотников, способных находить и поражать военные объекты ВСУ за десятки и сотни километров от передовой. Кроме того, еще не в полной мере задействованы возможности российской бомбардировочной авиации.