В Петербурге разгорелся публичный скандал между властями города и генподрядчиком строительства стадиона «Зенит-Арена» к ЧМ-2018. Подрядчик предупредил о рисках срыва стройки, а мэрия, возможно, ищет ему замену
Строительство самого дорогого стадиона к чемпионату мира по футболу в России в 2018 году под угрозой срыва. В четверг, 14 июня, генеральный подрядчик строительства «Зенит-Арены» — «Инжтрансстрой-Спб» (принадлежит корпорации «Трансстрой») — опубликовал пресс-релиз, в котором сообщил о конфликте с заказчиком — администрацией Петербурга и возможном срыве стройки. Стадион планировалось сдать до конца 2016 года, так как летом 2017 года на нем должны пройти матчи Кубка конфедераций.
Администрация города делает все, чтобы сорвать сроки завершения проекта, сообщил «Инжтрансстрой-Спб». В пресс-релизе перечислены четыре претензии компании к чиновникам. Во-первых, не утверждена проектная документация. В июле 2016 года мэрия города отправила в Главгосэкспертизу очередной проект, который изменился по сравнению с прошлым на 30%. «С учетом сезонности и технологии производства работ это может внести существенные корректировки в срок сдачи стадиона», — предупреждает структура «Трансстроя».
Во-вторых, компания жалуется на задержки с оплатой работ и их приемкой. По данным «Инжтрансстроя-Спб», мэрия задолжала 1 млрд руб. «Финансовая ситуация на объекте чрезвычайно сложная. В любой момент могут начаться забастовки», — сказано в пресс-релизе.
Накануне сотрудники трех субподрядчиков — «Леокам», «Элпром», «Управление строительства 620» — блокировали подъезды к стадиону из-за задержек зарплат. На место происшествия выезжал ОМОН, сообщал «Интерфакс», а представитель «Инжтрансстроя-Спб» назвал митинг попыткой рейдерского захвата строительной площадки. В четверг прокуратура Петроградского района начала проверку о невыплате зарплаты рабочим.
Третья претензия подрядчика — власти не компенсируют согласованные с ними убыточные работы и закупки оборудования из-за падения курса рубля. Четвертая — отсутствие профессиональной эксплуатационной службы с документально закрепленным статусом.
«Инжтрансстрой-Спб» отправил письменные претензии губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. В письме говорится, что подрядчик «не имеет возможности» в полном объеме исполнять обязательства по контрактам. Однако работы не приостановлены. «Мы как добросовестный подрядчик будем продолжать выполнение работ в объемах, которые позволяет выполнять имеющаяся у нас документация», — указывает компания.
Представитель Полтавченко подтвердил получение письма и сказал, что изложенная в нем информация требует дополнительного изучения. На другие вопросы РБК о ситуации вокруг «Зенит-Арены» мэрия Петербурга не ответила.
Дорого и долго
Арена в Петербурге, на Крестовском острове, рассчитана на 68 134 места, это будет второй стадион по вместимости в России после «Лужников». Крышу планируется сделать раздвижной, что позволит играть в футбол в северном городе круглый год, а для улучшения качества газона и его сохранности поле будет выезжать за пределы арены. Стадион станет домашней ареной для футбольного клуба «Зенит».
Строительство стадиона началось еще в 2006 году. Тогда генподрядчиком выбрали малоизвестную компанию «Авант», но в 2008 году стройку отдали дочерней структуре группы «Трансстрой» — «Инжтрансстрою-Спб». Сейчас его владельцем является бизнесмен Егор Андреев. До 2014 года «Трансстрой» находился под контролем «Базового элемента» миллиардера Олега Дерипаски.
В 2006 году расходы на строительство арены оценивались в 6,7 млрд руб., тогда сдача стадиона планировалась на 2009 год. Но после получения Россией права на проведение чемпионата мира проект пересмотрели и смета выросла сразу до 23,7 млрд руб. В 2011 году из-за изменений стандартов FIFA и UEFA расходы увеличились еще до 33 млрд руб. Наконец, в 2013 году проект был снова вынесен на утверждение, стоимость арены к тому времени выросла до 34,9 млрд руб.
В начале июня 2016 года Заксобрание Санкт-Петербурга выделило из бюджета города еще 4,3 млрд руб., увеличив общие расходы до 39,2 млрд руб. Для сравнения: стоимость строительства других стадионов к чемпионату мира варьируется от 14,4 млрд до чуть более 20 млрд руб. Например, реконструкция «Лужников» обойдется Москве в 19 млрд руб., а на строительство стадиона в Ростове федеральный бюджет потратит более 19 млрд руб.
Каждый раз для подорожания проекта назывались свои причины. В последний раз оно объяснялось резким удешевлением рубля и ростом инфляции (об этом говорилось в пояснительной записке к поправкам в бюджет Петербурга).
Громких уголовных дел на этой стройке пока не было. Но 6 июля издание «Фонтанка» сообщало, что в офисах субподрядчиков «Зенит-Арены» прошли обыски по делу о мошенничестве. А весной Петроградский районный суд взыскал с гендиректора одного из подрядчиков почти 600 млн руб., похищенных при строительстве стадиона еще в 2006 году.
FIFA подождет
Стадион готов на 85%, говорится на официальном сайте арены. Но в мае делегация Международной футбольной федерации (FIFA) выразила недовольство темпами строительства. На сайте FIFA появилось сообщение, что федерация ждет пояснений от властей города в течение двух недель. Тогда гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин говорил, что руководство Петербурга дало гарантии достроить арену к концу 2016 года.
Представитель FIFA заявил в четверг РБК, что организация «внимательно следит за ходом строительства стадиона и особенно за возникшими сложностями». По его словам, пока FIFA не получала «никаких сигналов о возможной задержке» и рассчитывает, что стройка, как и планировалось, будет завершена к концу 2016 года.
Министр спорта Виталий Мутко в четверг заявил «Р-Спорт», что замена стадиона в Петербурге другим на время проведения Кубка конфедераций исключена. По его мнению, генподрядчик и администрация области найдут компромисс, так как Полтавченко дал федеральным властям гарантии. «Если там будут люди недоговороспособные, это будет разговор из другой области», — предупредил Мутко. Замену стадиона исключил и представитель оргкомитета «Россия-2018».
Кто достроит стадион
Власти Петербурга рассматривают вопрос о смене генподрядчика «Зенит-Арены», знает председатель комиссии Совета Федерации по подготовке и проведению чемпионата мира Вадим Тюльпанов и подтверждает федеральный чиновник. Мэрия Санкт-Петербурга это не комментирует.
О возможной смене генподрядчика сообщает и «Инжтрансстрой-Спб». Компания пишет, что чиновники используют тактику шантажа. Они требуют подписать допсоглашение о применении дефлятора с дополнительными штрафами и санкциями, а также соглашение с комплексным поставщиком, которое приведет к увеличению расходов, сказано в пресс-релизе. Компания предупреждает, что смена генподрядчика приведет к срыву сроков минимум на полгода из-за необходимости перезаключения госконтракта, передачи документации и строительной площадки.
По данным «Фонтанки», в качестве замены «Инжтрансстрою-Спб» рассматривается ГУП «Водоканал», который занимается на арене прокладкой инженерных сетей. Предполагается, что «Водоканал» переключит на себя все компании, работающие на стройке, сообщает «Фонтанка».
Собеседники РБК затруднились сказать, когда и почему начался конфликт между подрядчиком и мэрией. Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, ответственный за подготовку к чемпионату, отказался общаться с РБК. «Это очень непростой город, непростой проект, там одна рука подчас не знает, что делает другая. Никто не заинтересован в смене подрядчика, нам нужен стадион на Кубок конфедераций и чемпионат мира», — охарактеризовал ситуацию собеседник РБК, близкий к организаторам чемпионата.
Федеральный чиновник говорит, что правительство пока не планирует вмешиваться в конфликт. «Мы не хотим соприкасаться с этой историей. Надеемся, что Полтавченко разберется самостоятельно», — сказал собеседник РБК.
Смена подрядчика в ходе строительства — одна из худших вещей, которая может произойти с проектом, предупреждает директор департамента консалтинга, исследований и оценки S.A.Ricci Александр Морозов: «Это может привести к увеличению сметы и снижению самого качества строительства».
Не в первый раз
Громкие скандалы с подрядчиками при строительстве крупных инфраструктурных объектов не редкость. Например, бывший председатель совета директоров ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК), рабочие которой жаловались на задержки зарплаты при строительстве первой очереди космодрома Восточный, Сергей Юдин получил три года и четыре месяца тюрьмы за хищение 104,5 млн руб.
Компания «Мостовик», строившая объекты к саммиту АТЭС во Владивостоке и к Олимпиаде в Сочи, была признана банкротом в 2014 году, а ее владелец Олег Шишов получил три года тюрьмы за пособничество в растрате государственных средств при строительство океанариума во Владивостоке.
В ноябре 2012 года по подозрению в хищении денег на подготовку к саммиту АТЭС был задержан бывший заместитель министра регионального развития Роман Панов. Прошлой осенью Замоскворецкий суд Москвы признал его виновным в хищении около 40 млн руб. и приговорил к 6,5 года тюремного заключения.