Качество образования: как его измерить? Как оценивать школьное сочинение? Зачем вузам письменный экзамен? Сколько экзаменов будет в школе? Эти и другие вопросы обсуждали финалисты конкурса "Учитель года России-2016" с министром образования и науки Ольгой Васильевой.
Дискуссия за "круглым столом образовательных политиков" получилась не просто содержательной, но и очень важной: министр сделала серьезные заявления о том, что будет меняться в российских школах и вузах.
Напомним: конкурс "Учитель года России" проводится уже в 27 раз. В этом году в нем приняли участие педагоги из 85 регионов. Средний возраст участников - 37 лет, средний стаж - 13 лет. На конкурсе больше всего было филологов, учителей иностранного языка, историки и математики.
- Впервые в финале одни мужчины, - подчеркнула министр Ольга Васильева, - с одной стороны, это здорово, с другой - немного жаль.
Молодым учителям - Максиму Рыжову (Санкт-Петербург), Александру Шагалову (Армавир), Евгению Ковалеву (Волгоград) Антону Лагутину (Коломна) и Андрею Барашеву (Ростов-на-Дону) предложили ответить на вопросы "Что такое качество образования?", "Как влияет на него время?", "Какие решения нельзя принимать по итогам оценки школ?", "Зачем нам участвовать в международных исследованиях?" и другие. Оказалось, "качество образования" все понимают по-разному. Но оно связано с требованием времени.
- Когда я проверяю тетради, какой бы качественной ни была синяя ручка, мне нужна красная. Поэтому понятие "качество" всегда связано с временем, - высказал мнение Андрей Барашев.
Педагоги привели в пример Финляндию, которая всегда показывает хорошие результаты в международных рейтингах.
А школы считаются чуть ли не самыми лучшими в мире. На что министр заметила:
- В 1972 году Финляндия взяла все самое лучшее, что было в российской имперской школе. Мы в последнее время любим говорить о том, что у нас все плохо, но у нас очень много хорошего и не надо забывать об этом.
Ольга Васильева подчеркнула, что Россия участвует и будет участвовать в международных рейтингах, но рейтинги школ, которые иногда составляются с опорой на ЕГЭ, не являются для нее оценкой и не будут.
- Мы очень сильно увлеклись всевозможными рейтингами, причем увлеклись так, что забыли - зачем, почему... Любой рейтинг должен нести за собой контекст - зачем и почему это исследование было заказано. У нас есть школы в горных селах, на Дальнем Востоке. В этих маленьких школах ученики показывают хорошие результаты не ради оценки или рейтинга, а потому что им интересно учиться. Движущая сила там - учитель. Если он привил трудолюбие, интерес к предмету, результат всегда будет, - сказала министр.
Не все финалисты согласны с тем, что в школах кроме ЕГЭ нужны дополнительные критерии оценки знаний. "Только цифры не врут", - заметил один из финалистов. Ему тут возразили: "ЕГЭ и ГИА не могут быть имиджевой оценкой школы. А у нас, чем выше ты в графике, тем выше результат. Но надо работать не только с цифрами, но и с душами!"
Министр подвела итог спорам о ЕГЭ.
- ЕГЭ будет совершенствоваться, сочинение через два года станет иметь тот классический вид, какой оно имело всегда. В школах по окончании появится оценка по всем предметам. Я считаю, что социально значимые вузы должны иметь письменный экзамен. Сейчас у нас весь первый семестр идет доучивание по разным программам школы. Медицинские, инженерные и все другие вузы обязательно должны иметь письменный экзамен, - уверена Ольга Васильева.
Она подчеркнула, что сейчас упор надо сделать на инженерном образовании и привела пример из истории: до войны в стране было огромное количество кружков и станций юных техников. А через 20 лет человек полетел в космос. "Мы должны сделать упор на развитии инженерных наук и высоких технологий, чтобы нагнать в очень краткие сроки то, что уже упустили и постараться двигаться вперед", - сказала министр.
Кто должен проверять тех, кто проверяет качество знаний?
"В экономике закон четкий: исполнителя проверяет его начальник, а начальника - вышестоящий руководитель. В педагогической среде допустим вариант, когда исполнителя проверяет другой исполнитель", "Проверяющий у каждого человека один - его совесть. А если говорить о вертикали. То это ученики и родители", "Педагога оценивает учительское сообщество", - высказывались финалисты.
Мы любим говорить, что все плохо, но у нас много хорошего. Не надо забывать об этом
Министр подчеркнула, что школа - это не только обучение, но и воспитание. И тут, конечно, очень важна роль семьи. "Когда мы говорим о воспитании, не надо перекладывать всю ответственность на школу", - считает министр.
Она затронула еще один важный вопрос - возвращение в школу общественно-полезного труда.
- Когда несколько дней назад я сказала про трудовое воспитание, это вызвало какую-то фантастическую реакцию. Если бы кто-то захотел посмотреть, то он бы увидел, что все это уже есть, - подчеркнула Васильева.
Дискуссию педагогов с министром образования и науки оценивало несколько жюри. В том числе, так называемое Большое, под председательством ректора МГУ Виктора Садовничего, ученическое и родительское жюри. Абсолютным победителем конкурса стал филолог Александр Шагалов из Армавира Краснодарского края.