Информацию о клиентах российских банков, платёжных систем и операторов связи начнут обрабатывать на единой платформе. Реальные, хотя и обезличенные данные будут использоваться для тестирования связанных с Big Data сервисов. Это предусматривает проект ассоциации, в которую входят Сбербанк, "МегаФон", Qiwi и другие крупные игроки. Оборот обезличенных данных никак не регулируется и находится в серой зоне, отмечают эксперты. Беспокоят их и возможные утечки персональной информации.
Ассоциация больших данных, в которую входят Сбербанк, Тинькофф Банк, "Ростелеком", "МегаФон", Qiwi, до конца года планирует создать тестовую площадку-"песочницу" для обработки данных своих участников. Об этом "Известиям" рассказал исполнительный директор организации Алексей Нейман. По его словам, члены ассоциации готовы делиться обезличенными данными своих клиентов - при условии минимизации рисков утечки.
По словам Алексея Неймана, площадка, на которой будут агрегированы данные о миллионах пользователей, будет некоммерческой - но технологии и сервисы, опробованные в "песочнице", участники ассоциации, их партнёры и внешние стартапы впоследствии смогут монетизировать, надеется он.
По планам организаторов проекта, в экспериментальную площадку будут попадать анонимизированные данные о продажах товаров и оказании услуг, а также других событиях. Это может быть информация о платежах сотовых абонентов, покупках по картам банков, перемещениях пользователей смартфонов. Анализ данных, возможно, позволит разработать такие сервисы, о которых сейчас даже не задумываются коммерсанты, полагает Алексей Нейман.
Сервисы на основе собранных в "песочнице" данных также будут востребованы государством и муниципальными властями, уверен он. Анализ информации о перемещениях людей поможет в планировании дорожного строительства, оптимальном размещении школ, поликлиник, МФЦ, рассуждает он. По мнению Алексея Неймана, помогут эти данные и бизнесу - например, в поиске мест для новых магазинов и формировании их ассортимента (здесь можно использовать информацию о среднем чеке в том или ином районе).
Опрошенные "Известиями" крупные компании отнеслись к инициативе скорее положительно. Группа "Тинькофф" заинтересована в тесте новых технологий, связанных с Big Data, отметил её представитель.
Идеи, опробованные в "песочнице", сработают на улучшение сервисов "МегаФона" и клиентского опыта, рассчитывает представитель оператора. По его словам, аналогичный проект действует внутри "МегаФона": менее чем за год было рассмотрено 800 идей. В их числе - роботизированная платформа голосового синтеза для колл-центров и система рекомендаций контента пользователям, рассказывает собеседник "Известий".
- Мы получили приглашение и планируем принять участие в этом пилотном проекте, - сообщили "Известиям" и в пресс-службе Сбербанка.
"Песочница" поможет опробовать модели, построенные на принципах взаимного обогащения данных, отмечает директор по данным Qiwi Юлия Богачёва. Qiwi готова делиться данными, связанными с анализом предпочтений её клиентов, говорит Юлия Богачёва. Компании интересно всё, что связано с персонализацией, - например, рекомендации или бонусные программы, поясняет она.
В "Ростелекоме" знают о проекте, но дополнительных комментариев не дают.
ДАННЫЕ В ПОТЁМКАХ
И Алексей Нейман, и опрошенные "Известиями" эксперты отмечают: риск подобных проектов связан с тем, что оборот обезличенных данных до сих пор находится в серой зоне, то есть никак не регулируется, хотя уже есть законодательные инициативы по этой теме. Именно поэтому Ассоциация больших данных пригласила к участию в своём проекте Минэкономразвития и Минкомсвязи (с письмами организации в эти ведомства ознакомились "Известия"), а также собирается вовлечь представителей Роскомнадзора. Участие представителей государства нужно, чтобы принимать оптимальные решения в спорных ситуациях, возникающих при использовании обезличенных и технических данных, объясняет Алексей Нейман.
Представители Минкомсвязи и Минэкономразвития на момент публикации не ответили на запросы "Известий".
Существование "песочницы", в которую будут сливаться данные, создает угрозу болезненных утечек персональной информации, предупреждает руководитель проекта Content Review Сергей Половников. Процедура обезличивания непрозрачна: делящийся данными гражданин совершенно не представляет, что с ними происходит потом, рассуждает эксперт. Кроме того, анонимизация - понятие относительное: сейчас информации о людях уже очень много, и восстановить личность, сложив данные о человеке, которые содержатся в различных источниках, не составляет труда, уверен он. Сергей Половников согласен, что законодательство в сфере Big Data нуждается в серьёзной проработке.
Действующее регулирование таково, что на обезличивание данных и их использование нужно согласие гражданина, отмечает представитель "Тинькофф". Это затруднительно и совершенно избыточно в случае с анонимизированными данными, считает он. Приглашение к участию в "песочнице" ведомств он считает логичным.
В июле стало известно: вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак направил в правительство проект поправок к закону "О персональных данных", разрешающих использовать обезличенную информацию о гражданах без их согласия. При этом данные надо обезличить так, чтобы раскрыть человека не помогла никакая дополнительная информация. Инициатива не дает операторам права продавать личные данные своих клиентов, а создает возможность передавать анонимизированную информацию для улучшения работы сервисов, например для городского благоустройства, анализа трафика дорожного движения или спроса на услуги, пояснили "Известиям" в аппарате СФ.
Любые эксперименты с данными о конкретных людях вызывают настороженность, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. От утечек из госструктур и компаний в России не застрахован никто, сетует он. Насколько качественно будут обезличены данные пользователей, сказать сложно - поэтому проведение опытов в сфере Big Data под контролем государства оправданно, заключает эксперт.