— Савелий — звезда, — не без гордости рассказывает Виктор. — Сыграл в фильмах «Самоубийцы», «Адвокатессы», «Две истории о любви», «МУР», всего в досье полтора десятка ролей. Его актерский гонорар за два часа — 15 000 рублей. В отличие от большинства собратьев, совсем не боится камеры. Многие владельцы попугаев, записываясь на кастинг, уверяют, что их питомцы болтают чуть ли не круглосуточно, но в павильоне — молчок!
Савелий дебютировал в программе «Ребята и зверята» на детском телеканале «Карусель». Птицу принесла за пазухой дочь продюсера. Попугай сверкал, как розовый куст, и орал не переставая. Но однажды Савелий стал лишним.
Из огромной квартиры, где в его распоряжении была целая лоджия, попугай с приданым — вольером и подставкой — переехал к Зуйкову. И теперь свое гнездо ни на какие хоромы не променяет.
— Первую знаковую роль он сыграл в комедии «Все включено». Жаль, что продолжение снимали уже без попугая. Он бы придал фильму красок. Во все диалоги вставлял бы реплики, — Виктор сетует на явную несправедливость. — Зато я его по блату пристроил в сериал «МУР» с Михаилом Ефремовым в главной роли. Мне звонят: «Бандитский притон, там должен сидеть черный ворон». Я говорю: «Ребят, ворон — это неинтересно, давайте снимем розового попугая!» Мне поставили условие: Савелию придется научиться произносить фразу «Мы — честные воры!» И попугай не подкачал. Правда, коронную реплику выдал только на пробах, но это не помешало красоваться в кадре. В кино главное, чтобы пернатый актер хоть что-то говорил: его ведь тоже можно озвучить. Михаил Ефремов как-то в сердцах сказал: «Уберите эту птицу! Она меня переигрывает!»
Кот по кличке Кузя — живая легенда. За пятнадцать лет — 37 картин. Мало того, он еще и обладатель уникальной премии «Кот-каскадер» (за сцену с переворотом машины, которая снималась на Кипре для ленты «Не все кошки серы»).
— С кошками работать очень сложно, — признается Виктор. — Они ведь сами по себе. Если собака рождена для человека и готова за него умереть, то кошка всегда хочет поступить наперекор. Разве что мой Кузя составляет исключение из правил. Мне кажется, он все делает из благодарности за то, что я подобрал его котенком на улице. Однако даже Кузя способен на три, максимум — пять прыжков в форточку по заказу. Но если голодный кот ради еды прыгнет хоть в горящее окно, то сытому все лениво, даже хвостом не шевельнет.
Слониха для Машкова
После смерти любимой собаки — хаски по кличке Метель, запомнившейся зрителям по роли волчицы в сериале Александра Митты «Граница. Таежный роман», где ее партнером был Алексей Гуськов, Виктор Зуйков дал себе слово эту породу больше не заводить.
— Метель бросалась мне на грудь, и мы «в смертельной схватке» скатывались с трехметрового обрыва. Как заставить собаку кинуться на хозяина? Мне вешали под гимнастерку мешок с любимым лакомством Метели. Летя под откос, я очень боялся за собаку: как бы ей что-нибудь не помять. После этой сцены каскадеры меня признали за своего, — Зуйков вспоминает, как дублировал Гуськова.
Но чего не сделаешь ради кино? И когда потребовался щенок хаски, Виктор буквально за час до съемки приобрел очаровательную Хасю-Вьюгу. У нее даже документов не было. Вьюга — незаконнорожденное дитя любви двух хаски — белой и серой.
В доме живет и симпатяга Умка — существо беспородное, однако тоже актриса. Виктор в шутку называет ее «грымовской борзой», потому что щенок был куплен на Птичьем рынке для ленты Юрия Грымова «Год белого слона», а после съемок достался, естественно, Зуйкову. Он своих не бросает.
Столько звезд под одной крышей — хоть автограф проси. Австралийский шелковистый терьер Люк к четырем годам успел сняться в 14 фильмах и стать обладателем премии «Открытие года» на V кинофестивале «Золотой клык». Дебютировал в 24-серийном проекте «Проснемся вместе?». Хорошо поработал в сериале «Долгий путь домой» с актрисой Дарьей Мороз. Если Люка разлохматить, будет типичная дворняга. А если помыть тремя шампунями и расчесать, он сыграет любую гламурную собаку. Все зависит от прически.
Звери считаются «живым реквизитом» и работают за лакомства, а владельцы получают гонорар. Дороже всего обходятся экзотические актеры. К примеру, за съемку слонихи Чани в картине Павла Лунгина «Олигарх» дрессировщик запросил 150 000 рублей.
— Я с ней познакомился еще на программе «Эти забавные животные». Для справки: Чани весит три с половиной тонны. И эта махина испугалась аплодисментов, которые обрушились на Армена Джигарханяна, когда он вышел на сцену. Слониха бросилась наутек. Она неслась по транспортному коридору телецентра и, слава Богу, что в этот момент навстречу никто не ехал и не шел. Дрессировщики с трудом поймали беглянку. А в «Олигархе» Лунгин захотел, чтобы на юбилей главному герою, которого играл Владимир Машков, подарили слона. Мы с ним по два дубля сделали на ней. Но когда на Чани сел Лион Измайлов, чтобы прочитать стихи, случилось маленькое ЧП. Звук писали французы на длинный лохматый микрофон, называемый на киношном жаргоне «собакой». Я предупреждал, что слониха может испугаться, но меня не послушали. Француз сунулся с микрофоном, слониха шарахнулась, Измайлов слетел с нее, как мячик. Хорошо, что успели поймать.
Джонни, вот твой бифштекс
Сегодня, когда съемочный процесс больше напоминает конвейер, времени на привыкание актеров друг к другу, как это практиковалось в старые добрые времена, практически нет. На съемках картины «Что сказал покойник» у Олега Басилашвили, который играл шефа мафии, партнером был дог по кличке Джонни. Сцены с собакой снимались всего два дня.
— Олег мне сказал честно: «Вить, я собак не очень люблю. У меня своих нет, а когда я поздно возвращаюсь домой и вижу у подъезда дикую дворовую стаю, мне становится немного не по себе». К счастью, по сюжету, он и не должен был любить дога. Все прошло без эксцессов.
Несмотря на то, что в картотеке студии «Мосфильм-КИНОлогия» порядка трех тысяч разных животных, подобрать подходящего артиста удается не всегда. Для того же сериала «Что сказал покойник» требовались две собаки — длинношерстная такса инспектору Йенсену (Олег Табаков) и черный дог.
— Ладно такса! Ее найти не проблема. На кастинг 30 собак привезли. Но с догом я намучился, — вздыхает Виктор. — Дело в том, что в то время, когда снималась картина, догам повсеместно купировали уши. Стандарт породы. Первый съемочный день прошел в Дании с местной собачкой. А мне надо было отыскать в России не просто черного здоровенного дога с белым пятном на груди, но обязательно с опущенными необрезанными ушами.
Я пересмотрел 15 собак — все не то. Назавтра съемка в Барвихе, а дога нет! Уже ночью приехал на окраину Москвы посмотреть еще одну кандидатку. Захожу в квартиру, и мне навстречу вылетает черная догиня с белым пятном на груди и... стоячими ушами. Я сел на пороге в полном отчаянии. И вдруг сбоку высовывается озорная черная морда с такой же белой отметиной и с опущенными ушами. Это был полуторагодовалый Джонни. Работали с ним душа в душу. В первый день он приехал на съемки с хозяйкой. Набегался, проголодался, и Марта Клубович, польская актриса, исполнительница главной роли, отдала ему свой бифштекс. Потом вынесли еще тазик хрящей. Целый день Джонни носился, купался в пруду и ел до отвала — в общем, понял, что съемки — крутая штука. На следующий день он за полчаса до моего приезда уже стоял у дверей, выл и нетерпеливо ждал. Я зашел, он меня облизал, и мы поехали сниматься. Джонни ходил за мной по пятам, и его хозяйка жутко ревновала.
Мастроянни в Кремле
Истории Виктора Зуйкова — это «Тысяча и одна ночь», но только про животных. На экране мы видим конечный результат, все остальное остается за кадром.
Мало кто знает, как снимали маленького актера — воробья в знаменитой сцене присяги на Соборной площади Кремля в картине «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова.
— Позвонили мне: «Готовь воробья» — вспоминает Виктор. — В мировой практике дрессированный воробей еще не встречался. Птичка должна была ровненько проскакать мимо пяти пар юнкерских сапог. Из пятерых пойманных воробьев первый сразу не прошел кастинг — орал благим матом без перерыва. Мы его прозвали Карузо, потом с него звук писали. Другой был не артистичен. Третий какой-то вялый... И только один оказался покладистым красавчиком. Его окрестили Марчелло Мастроянни. Сначала он прыгал на тонкой леске, но периодически в ней путался. На третьем дубле ко мне подкрадывается оператор Павел Лебешев: «Что с ним делать? Царь глазами сверкает!» Никита Михалков императора Александра III играл. Я решил выпустить Марчелло без лески. Дорожку усыпали хлебными крошками, и он проскакал идеально... с восьмого дубля.
А для картины Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» снимали быка весом в тонну. Опасное животное с двумя кольцами в носу вели по мосфильмовскому павильону четверо крепких мужчин. На всякий пожарный случай дежурили снайперы, а у входа стояла машина реанимации. Вся аппаратура была застрахована на полмиллиона долларов. Если бык сорвался бы, мог сокрушить полкиностудии.
— По сценарию, Чезаре Борджиа, которого играл ныне покойный Андрей Панин, хотел отравить своего дядю кардинала, а слуга загляделся на девушку и перепутал корзины с бутылками. Яд достался самому отравителю. Борджиа прожил четыре года, он принимал противоядие и ванны в чреве только что убитого черного быка, — Виктор начинает очередную захватывающую историю.
Таксидермисты изготовили каркас из пенопласта, который обтянули бычьей кожей. А в одном племенном совхозе нашли шикарного быка по кличке Меланж.
— Поскольку и он, и чучело не были целиком черными, пришлось их красить. Однако ни одна женская краска для волос не подошла. Бык выходил либо рыжим, либо бурым, либо зеленым. В итоге на живого быка и на чучело ушло четыре трехлитровые банки дорогостоящей краски, которую используют для нанесения на кожу человека. А изнутри чучело выложили пашиной — мясом из брюшной части туши, которое я купил на рынке. Ушло 10–15 кг.
Кинг-Конг жив
Руководитель студии «Мосфильм-КИНОлогия» гордится тем, что его артистам ни разу не был причинен вред. В титрах фильмов обязательно указывают: «На съемках ни одно животное не пострадало».
— Но и звери, в свою очередь, должны быть безопасными для человека. Помню, как на съемках картины «Тайга. Курс выживания» в заповеднике в Адыгее мою сотрудницу наш хорек цапнул. Я ее попросил сразу уйти с площадки, чтобы актеры не видели. Если честно, дрессировщик не должен хвастаться своими шрамами. Каждая травма — это твой прокол. Как-то раз снимали рекламный ролик с трехлетним шимпанзе. Но обезьяны — милые и безобидные только до наступления половой зрелости. Сидит такой симпатяга в тельняшке на руках у актера — идиллия. И вдруг женщина-режиссер, никого не спрашивая, хватает шимпанзе, чтобы сфотографироваться. Милый «морячок» кусает ее за плечо. А если бы за щеку? Теперь перед съемками с животными провожу инструктаж по технике безопасности. А то многие хотят обниматься с медведями и заигрывать с обезьянами. Вот на днях мы работали с шестилетним шимпанзе. Он как разделся, — мама дорогая, сплошные мышцы. Кинг-Конг в миниатюре! Любого порвет, если что...
Животных заставляют перед камерой делать то, что в домашних условиях запрещено. Воспитанная собака должна на время забыть хорошие манеры. В кадре ей позволено все: валяться на хозяйской кровати, таскать еду со стола и громко лаять.
— Сегодня редкая собака знает команду «Голос!» — резюмирует мой собеседник. — Многие владельцы запрещают питомцам у себя дома гавкать, а нам по сюжету часто требуется заливистый лай. Моего кота Кузю съемки тоже чуть не испортили. В фильме «Неидеальная женщина» с Анастасией Заворотнюк в главной роли он постоянно должен был красть сосиски со стола или яичницу облизывать. И ему это очень нравилось. Но кино ведь не каждый день. Мы возвращались домой, и мне приходилось объяснять коту, что воровать нельзя. Ласково постучишь по столу: «Кузя, ты не прав!»