На экраны выходит фильм «Салют-7», основанный на реальных событиях 1985 г. Тогда двум советским космонавтам пришлось спасать вышедшую из строя станцию от падения на Землю.
«В добрый путь, сынки!»
Из книги «Записки с мёртвой станции»: А ждать было нельзя. Свежи ещё воспоминания об американской станции «Скайлеб», которая потеряла управление и начала - виток за витком - снижаться. Упасть она могла в любой точке земного шара, и пресса поэтому подняла большой шум.
Дмитрий Писаренко, «АиФ»: - Виктор Петрович, что же произошло с «Салютом-7»?
Виктор Савиных: - Отказала автоматика подзарядки батарей. Станция обесточилась и вышла из строя.
В феврале 1985 г. я готовился к плановому полёту на «Салют-7». Станция летала в автоматическом режиме. И вдруг мы узнаём, что с ней прервалась связь. Что случилось? Ответа никто не знал. Это мог быть взрыв, пожар, разгерметизация из-за метеорита.
Ждать, когда она упадёт, было нельзя - до этого уже произошла трагедия с американской станцией «Скайлеб», обломки которой долетели до Австралии. Было принято решение лететь на «Салют-7», чтобы выяснить причину аварии. Но для начала станцию ещё нужно было найти и состыковаться с ней в ручном режиме.
Я по плану и так должен был лететь как бортинженер. А вот в командиры нужно было выбрать опытного космонавта, который хотя бы раз проводил ручную стыковку. Таких было только трое - Кизим, Малышев и Джанибеков. Остановились на Джанибекове. У него, правда, закончилась медицинская справка, поэтому он срочно лёг в госпиталь для освидетельствования. В середине марта Джан (так его называют друзья) получил «добро» от главной медкомиссии на полёт сроком не более 100 суток.
6 июня с Байконура стартовал наш корабль «Союз Т-13».
- На мёртвую станцию летел корабль под номером 13. Это не пугало?
- А у меня вообще с числом 13 многое связано. В первый мой полёт стыковка проходила 13 марта. Третий полёт был в рамках 13-й международной экспедиции. И живу я в 13-й квартире. Так что всё нормально.
Перед полётом прославленный лётчик Кожедуб сказал нам: «В добрый путь, сынки! Это говорит вам Иван Кожедуб, который хорошо знает, что такое отправляться на выполнение боевого задания. А вам именно это и предстоит».
Тишина, темнота и холод
Из книги «Записки с мёртвой станции»: Земля: «Первое ощущение? Температура какая?» В. Джанибеков: «Колотун, братцы!»
Эта фраза была вычеркнута из каких-либо информационных сообщений.
- В фильме показано, что вы пристыковались без согласования с ЦУПом. Это правда? Джанибеков пошёл на такую вольность?
- Нет, неправда. Более того, мы пристыковались с первого раза и без особых проблем. Точнее, мы к этим проблемам были готовы. Слаженность в наших действиях была отработана до такой степени, что мы понимали друг друга с полуслова. А после стыковки молча сидели в своих креслах, только пот стекал.
Когда попали на станцию, температура там была ниже нуля. Уже в переходном отсеке мы поняли, что внутри нет электроэнергии. Вплыли - жуткая тишина, темнота и холод. Словно в мёртвом доме. Сначала на нас были противогазы - вдруг на станции произошёл пожар? Летали в темноте с фонариками. Это было похоже на какую-то детективную историю.
Потом начали искать и устранять неисправности. Самое страшное произошло, когда температура стала плюсовая и весь лёд растаял. Станция изнутри покрылась плёнкой воды. По стенке стукнешь - брызги отлетают. Взяли все тряпки, какие у нас были, собрали воду.
- Говорят, вы стали прототипом русского космонавта в шапке-ушанке из американского фильма «Армагеддон», поскольку на «Салюте» тогда было холодно.
- Да, но этот образ слепили с нас обоих. На Земле решили показать нас по телевизору, сделать репортаж с орбиты. Мы включили телекамеру, а сами - в тёплых костюмах и шерстяных шапках (жена их перед полётом связала). И Валерий Рюмин, руководитель полётов, говорит из ЦУПа: «Снимите шапки на минуту, вас же надо народу показать».
Потом эта видеозапись, где мы снимаем шапки, попала в руки американских кинопродюсеров, и они придумали образ русского космонавта в ушанке, который один на станции управляется с кувалдой. Ну, мы, когда увидели, посмеялись.
- Кстати, о кувалде. В фильме «Салют-7» герои возвращают станцию к жизни именно с её помощью, сбив ненужную деталь на обшивке. Так и было?
- Чушь! Мне этот эпизод как раз очень не понравился.
- А фильм в целом?
- Скажу так. Фильм не понравился, но он нужный. О космосе у нас снимают мало, хотелось бы побольше. Это кино сделано хорошо, и зрители будут довольны.
А не понравились мне фактические несоответствия. И то, что со мной не проконсультировались, не пригласили на съёмки. Ведь фильм был сделан по моей книге. Почему не посоветовались? Не понимаю!
- Когда вы отправлялись на мёртвую станцию, были готовы к тому, что это может быть полёт в один конец?
- Знаете, никто тогда об этом не говорил. Как и о том, чтобы сбивать станцию ракетой, что предлагают в фильме военные. Такой вопрос вообще не стоял.
Мы с Джаном просто делали то, что должны были делать.
Из книги «Записки с мёртвой станции»: В переговорах с Землёй в этот день, несмотря на усталость, «Памиры» давали напутствие молодым людям, которые только что выходят на арену жизни.
Памир-1: «Хочу пожелать молодым людям знаний, трудолюбия, настойчивости - это поможет им найти своё место в жизни».
Памир-2: «Настойчиво, шаг за шагом, упорно идти к своей цели. Тогда всё станет реальностью».
Американские кинокритики: «При бюджете в $15 млн этот фильм выглядит как блокбастер за $150 млн».
«Салют-7» ещё до выхода в российский прокат показали на «Фантастик фест» (Остин, штат Техас), который является крупнейшим в США фестивалем, специализирующимся на фильмах в жанре научной фантастики. Отзывы критики были очень положительные.
Так, обозреватель журнала «the Verge» Таша Робинсон в своей рецензии отметила следующее:
«Салют-7» - это высокотехнологичный триллер, у которого есть что-то общее с такими американскими блокбастерами на космическую тему, как «Гравитация», «Аполлон 13» и «Парни что надо». Во всех знакомых нам фильмах на космическую тематику рассматриваются схожие проблемы: угрозы сокращения поставок, неисправность оборудования, непредвиденные ситуации, враждебная среда. Так что на примере этой российской картины мы можем увидеть, насколько универсален героизм.
По словам продюсеров «Салюта-7», 40 минут ленты были сняты в невесомости, а ещё 20 минут - в космосе. Как они объясняют, это больше, чем в любом другом фильме. Эти заявления довольно сложно доказать, однако в них очень легко поверить, если посмотреть на сцены, в которых космонавты работают на борту станции.
«Салют-7» - это в первую очередь зрелище. Картина, рассказывающая одну душещипательную историю о выживании за другой. Это история о том, как команда, работающая в Центре управления полётами, упорно занимается решением опасных ситуаций. Это картина, которая при бюджете в $15 млн выглядит как блокбастер стоимостью $150 млн. Поклонникам фильмов на космическую тематику стоит обратить на него внимание».