В тот солнечный день двое мужчин — братья Каин и Авель — поднялись на холм. Каждый подошел к плоскому камню, подобному огромному столу. Авель аккуратно выложил на камень мясо — свежую, самую лучшую баранину. А Каин вывалил из плетеной сумы колосья с зерном, чуть потемневшим от плесени, мелкие, перепачканные в земле съедобные коренья, фрукты… Одно яблоко слегка пожухло, другое червивое. «Ну и ладно, — решил он. — И так сойдёт, почти незаметно. Всё равно всё сгорит, какая разница…»
Каждый разжёг вокруг своего подношения огонь. Постепенно он разгорелся, вот уже пошел дым… Вдруг лицо Каина исказилось, словно случилось что-то немыслимое! Хотя если бы это наблюдал кто-то давно знавший братьев, он, наверное, не удивился бы. Давайте и мы покинем пока этот холм и узнаем о братьях подробнее.
Каин и Авель — сыновья... Адама и Евы! Да-да, тех самых первых людей, которых создал Бог. Мы помним, что сначала Адам и Ева жили в прекрасном райском саду. Как там было хорошо! Не было ни болезней, ни страданий, ни голода, ни жажды, ни смерти: Бог всё давал первым людям, им не нужно было заботиться о пропитании, им ничего не угрожало. Счастливая райская жизнь!
Но однажды Адам и Ева нарушили Божий завет — поддались на искушение хитрого змея и отведали запретный плод. И разрушили свое счастливое единство с Богом. Адам и Ева были изгнаны из рая.
Жизнь за райскими вратами была совсем другой. Днями Адам и Ева не знали, куда деться от обжигающих солнечных лучей, а ночами мёрзли от пронизывающего холода. Чтобы спастись от ветров и холодных дождей, приходилось делать укрытия. Воду нужно было искать, пропитание — добывать тяжким трудом. Не было уже сладких сочных плодов с прекрасных деревьев. Не было и самих деревьев — камни, песок, колючки и сорняки окружали людей, и эту землю нужно было обрабатывать, чтобы прокормиться с неё. Появились болезни. И главное — Адам и Ева понимали, что теперь их жизнь конечна! Да, они будут жить долго, но в конце концов они умрут!
Легко представить, как грустно было первым людям! Они тосковали о потерянном рае, вспоминая, как в раю Господь постоянно был рядом, как говорил с ними, как чувствовали они любовь Бога. Тягостно им было вспоминать о своей страшной ошибке, которая обернулась такими ужасными последствиями. Они раскаивались, плакали, каждый день умоляли Бога о прощении, но изменить уже ничего не могли.
Первенцы
Суровая была жизнь у Адама и Евы. Но не беспросветная. Случались в ней и радости, ведь как бы ни грешили, как бы своими поступками ни отдалялись люди от Бога, Он никогда не бросает свои любимые создания. Первые люди радовались, когда получали от своей земли, которую возделывали, хороший урожай. Радовались, когда после засухи начинался дождь. И великой радостью было для людей рождение детей! А их у Адама и Евы появилось много. Но самым счастливым был день, в который родился их первый сын.
Ева дала сыну имя Каин. Слово, от которого это имя произошло, в переводе означает «создавать» или «приобретать». Радостная Ева воскликнула, взяв новорождённого сына на руки:
— Приобрела я человека от Господа!
(То есть: вот это подарок мы получили от Бога! С Божией помощью я произвела на свет человека!)
Много надежд возлагали родители на первого сына, думали, что, быть может, уже скоро всё опять исправится в мире, который стал таким неприютным после их поступка, и вновь они заживут райской жизнью. Они помнили пророчество, которое Господь дал им ещё в раю: однажды от женщины родится тот, кто спасёт людей от последствия греха Адама и Евы. Быть может, эта женщина — сама Ева? А обещанный спаситель — Каин? Но надежды эти не сбылись. Поэтому когда на свет появился второй ребенок, родители назвали его Авель. У этого имени много вариантов перевода — «плач», «суета», «пар»... Еве было горько, она плакала и ощущала суетность, тщетность своей земной жизни.
Такие разные братья
Братья подросли, и каждый нашел свое дело.
Авель каждый день выходил к своему стаду. Можно представить, как утром он радовался, что вновь взошло солнце, дало тепло и свет ему, его близким и его овечкам. Он смотрел на своих животных и улыбался, любуясь, как блестит в солнечных лучах их шелковистая шерсть. Он с удовольствием заботился о своих барашках. Принимая у овец новорождённых ягнят, он светился счастьем от того, что стадо его умножается. Радовался зелёной траве на полях — сочному корму для его барашков и чистой воде в ручьях — питью для них. Авель понимал, что всё это — Божий дар ему, человеку. Он благодарил Творца за каждый новый день, за всё, что видел вокруг. От родителей Авель знал о рае, о том, как Сам Господь раньше говорил с его отцом и матерью, и надеялся, что когда-нибудь тоже воссоединится с Богом.
А что же Каин? Каин стал земледельцем. Он тоже каждое утро выходил в поле. И много-много работал: пахал, сеял, поливал, пропалывал, собирал урожай и снова пахал, снова сеял... О чём он в это время думал? Может быть, о том, как ему тяжело. Земля пересохла, её трудно пахать. Зерна посеял много, а всходов — всего ничего. Назойливые птицы так и норовят склевать хлеб. А вдруг наступит засуха и погубит весь посев? Или налетит саранча, нападет тля и съест то, что он с таким трудом растил?.. Должно быть, Каин тревожился, страдал, злился и обижался. Обижался на родителей: почему он, их сын, не родился и не живет в райских кущах, где не нужно было столько сил тратить на добычу пропитания? Это несправедливо! Сетовал и на Бога: зачем Тот вынуждает их выживать в этом страшном и неуютном мире? Почему не поможет? А когда у него будет семья, как он её прокормит?.. Каин не умел радоваться жизни и благодарить Бога, как Авель, он считал, что полагаться здесь, на земле, можно только на самого себя. Все устремления его были на то, чтобы получить богатый урожай, которого бы хватило до нового урожая, а того — до следующего урожая. Злоба и раздражение от года к году всё накапливались и накапливались в его тёмной душе...
Дым
Братья повзрослели и готовы были сами стать основателями новых семей. Теперь они могли приносить жертвы. Когда овцы Авеля давали приплод, а поля Каина давали урожай, братья поднимались на холм к камням, называемым жертвенниками, и приносили Богу дары.
Зачем? Это была благодарность Богу. Да, люди лишились рая, да, в их жизни многое усложнилось, но Бог их не оставил! Он давал им силы, возможность добывать себе пропитание, преодолевать тяготы их нынешней совсем не райской жизни. Поэтому люди благодарили Всевышнего, принося Ему жертвы.
Что представляли собой их жертвы? Это были продукты, которые люди добывали своим трудом, своими руками. Для Каина — зерно и плоды. Для Авеля — мясо. Люди укладывали всё это на камни и сжигали, показывая, что отдают Богу самое дорогое, что любят и почитают Его.
И вот в один из дней, когда Каин и Авель снова пришли к жертвенникам, с ними и произошло то самое событие, которое так поразило Каина. О нём мы говорили в начале рассказа.
Что же случилось? Братья стали свидетелями поразительного знамения Божия. О том, как именно было явлено это знамение, мы теперь уже наверняка сказать не можем. Но и в давние времена многие люди думали, и ныне предполагают, что дело было так. Над дарами, объятыми огнём, появился дым. И Каин вдруг увидел, что дым от даров Авеля поднимается вверх, к небесам, а дым от его даров стелется по земле! Ну и что тут такого? — скажем мы. Но для Каина это был явный сигнал, что Бог его жертву не принял! Как же это? Почему? Потому что Авель любил Бога, а Каин — нет.
Авель выбрал лучшее мясо. Каин же положил на камень первые попавшиеся зерна и плоды. Как говорят, «на тебе, Боже, что нам негоже». Каин просто хотел «заплатить» Всевышнему за то, чтобы Тот в следующий раз опять дал богатый урожай. Откупился как на рынке: «Ты — мне, я — Тебе».
А ведь как это похоже на поведение и современных людей! Вот, например, у мамы и папы два сына. Родители поручили им приготовить завтрак и убраться в комнате. Один сын выбирает для родителей самые красивые тарелки, аккуратно выкладывает на них большую порцию вкусной каши или творога, а сверху — самые крупные, самые лучшие ягоды, которые с удовольствием съел бы сам, но ему хочется порадовать любимую маму и любимого отца. Потом в своей комнате он протирает пыль в самых дальних уголках, которые, может быть, и не видны снаружи, но ему важно, чтобы порученное дело было сделано по-настоящему, на совесть, ведь он делает его для близких людей.
А второй? Он тоже готовит завтрак, но ему попалась плохо вымытая тарелка, а он всё равно поставил её на стол — и так сойдёт! Каши положил поменьше — хватит! А ягоды — какие попадутся, лучше помельче, себе больше достанется. В комнате же он просто замёл мусор под ковёр. Снаружи чисто? Чисто. Вопросов нет. Родители похвалят, а то, глядишь, ещё и карманных денег подкинут. Оба брата выполнили задание родителей. Но разница есть, правда?
Вот так и у Каина и Авеля: оба принесли жертвы Богу, но один сделал это формально, а другой — искренне и с любовью.
Понятно, что Богу важны были не зёрна и мясо, а отношение к Нему людей. Он смотрел не на жертвенные камни, а в человеческое сердце. Поэтому жертву Каина Господь не принял.
Предупреждение
Поняв, почему дым от его приношения не поднимается к небу, Каин, наверное, очень огорчился! Ведь он родился у Адама и Евы первым, был старшим, и поэтому считал себя главным из их потомков, самым близким к Богу.
А ещё больше, должно быть, расстроился Каин, когда осознал, что лишился Божественной благодати, Божественной поддержки. Господь не благословил его и его труд. Теперь, значит, не будет у него большого урожая, не будет богатой жатвы. Каин посчитал это несправедливым! Он же сделал всё, что положено! Надо было пожертвовать — он пожертвовал. А где благодарность? Где плата? И чем Авель лучше него?
Бог видел, как заблуждается Каин. Знал — в его полной ревности и злости душе созревает мысль о злодеянии. Заметив, что Каин стоит с опущенным лицом, как люди, которые испытывают обиду и злость, Он спросил:
— Почему ты огорчился?
Бог объяснил Каину, что человек, который не грешит, смотрит открыто и не опускает взгляд. А вот к тому, кто не делает добра, кто задумал недоброе, подступает грех. Этот грех начинает привлекать к себе, манить, стараясь овладеть человеком, взять над ним верх. Но человеку нужно самому господствовать над грехом, то есть сдерживать свои дурные помыслы, гнать их от себя, не делать зла! Живущий на земле должен думать не только о том, как прокормиться и выжить, но и о том, как стать лучше, как победить в себе зло и держать грех за порогом души.
Преступление
Не прислушался Каин к словам Бога. Может быть, им вновь овладели темные мысли о брате. Брате, которому Каин страшно завидовал. Каину казалось, что Авель живёт не так, не заботится о завтрашнем дне. Но его все почему-то любят! Почему? А вдруг, если Авеля не будет, и родители, и Бог опять повернутся к Каину и полюбят его?
Злость совсем помрачила душу Каина. Он уже решил, как поступит. Только лучше совершить задуманное не здесь. Надо отойти от жертвенников, спрятаться от Бога.
— Пойдём в поле! — ласково предложил старший брат младшему.
Вообразим, как обрадовался этому предложению кроткий и доверчивый Авель! Он любил брата и не понимал, за что Каин всё время раздражается на него. Теперь они вместе спустятся в долину, где пасутся овцы и поднимаются колосья и наконец помирятся. И будут вести добрую беседу, может быть, вместе трудиться, делиться друг с другом плодами своего труда, помогать друг другу. У них будут добрые семьи, дети, внуки, которые тоже будут дружить. Они ведь одной крови и нет ближе родства!
Братья вышли в поле, и там... Каин убил Авеля. Один человек впервые в истории лишил жизни другого человека. Отнял у другого то, чего не давал.
Наказание
Дело сделано. Каин ликовал: теперь он стал главным в семье! Теперь, рассуждал, наверное, убийца, Бог снова его полюбит и опять станет ему помогать!
На руках Каина осталась кровь брата, нужно было скорее смыть её в ручье. Как вдруг с неба раздался Голос:
— Где Авель, брат твой?
Господь. Если Он спрашивает, значит, ничего не видел! Это очень хорошо.
История словно повторялась. Когда-то Адам, попробовав в райском саду запретный плод, понял, что нарушил Божию заповедь, и скрылся в кустах. И Бог тогда тоже звал Своё дитя: «Адам, где ты?» — хотя, конечно, знал, где прячется Адам. Вот и теперь: разве Господь не знал того, что произошло в поле? Разве не видел, как брат расправился с братом? И знал и видел. Но Он спросил Каина: «Где Авель, брат твой?» — чтобы дать убийце возможность признаться, раскаяться, рассказать всё как было.
Но — нет. Каин, обрадовавшись, что Бог ни о чем не догадывается, быстро спрятал руки за спиной и ответил Богу дерзкой шуткой:
— Не знаю; разве я сторож брату моему?
В ответ раздалось:
— Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли.
Как «от земли»? Каин, даже не обратив внимания на слово «брат», в ужасе смотрел на землю — ту, которую считал своей собственностью, которую взрыхлял, в которую бросал семена, с которой снимал урожай. Земля была ему гораздо важнее и ценнее брата. Теперь эта земля выдаёт его злодеяние Богу!
А Господь, Который всё ещё пытался достучаться до души убийцы, отрезвить его от греха, предупредил, что теперь эта земля перестанет быть Каину другом и кормилицей. Бог сказал:
— Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
Милосердие
Каина как громом поразили грозные слова Бога! Получается, всё было зря! Благодать Бога не вернется! Мало того — земля теперь вообще не будет давать ему урожая! Дело его жизни — он больше не сможет им заниматься! Он проклят и изгнан с того, что было основой, опорой, источником сил для него — со своей земли! А вдруг о смерти Авеля от его рук узнает его родня, которая так любила Авеля? Если убил Каин, то могут убить и они. Только... теперь уже убить его самого!
Каин закрыл лицо руками и зарыдал:
— Наказание моё больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьёт меня!
Каин не раскаивался. Не просил Бога простить его за совершённое злодейство. Не обещал, что больше никогда не сделает никакого злого дела. Нет, он упрекал Бога за слишком строгое наказание! При том, что Бог не собирался убивать Каина. Мало того, Бог пожалел убийцу и пообещал, что его никто не тронет. А если тронет, то ему сильно не поздоровится.
Но ничто не могло уже удержать Каина. Всё глубже он тонул в отчаянии и злобе. Хмурый, сгорбленный, он побрёл куда глаза глядят, лишь бы подальше от тех мест, где родился и где остались его родители, лишь бы избавиться от воспоминаний о Боге, о своем злодеянии и наказании за него, об убитом брате. Он шёл и шёл, но мысли и тоска о потерянной благодати не оставляли его и не оставят до последних дней...
А что же его родители, Адам и Ева? Милостивый Бог не мог оставить их без помощи. Скоро у Евы родился третий сын — Сиф.
— Бог подарил мне другого сына вместо Авеля, которого убил Каин! — радовалась Ева.
От Сифа произошли многие народы. И именно в его роду через тысячелетия родилась Дева Мария, мать Иисуса Христа. Человека и одновременно Бога, который дал людям, однажды отравившим мир своим поступком, возможность вновь воссоединиться со своим Создателем.