У России два известных всему миру товара — сырье и оружие. Желая опровергнуть такое восприятие нашей страны, государство и бизнес направили взоры в сторону несырьевого экспорта. Оказывается, у нас действительно есть то, что пользуется спросом за рубежом. Правда, и товаров таких немного, и спрос на них, как правило, небольшой.
В конце мая, выступая на форуме "Деловой России", Владимир Путин сказал, что девальвация рубля хороша тем, что "повышает ценовую конкурентоспособность отечественного производства" и "открывает окно возможностей для того, чтобы взять под свой контроль новые ниши и на национальном, и на международном уровне". Через пару недель, выступая уже на Петербургском международном экономическом форуме, президент вернулся к теме и заявил, что "физический объем несырьевого экспорта в первом квартале 2015 года вырос на 17%".
Много ли это? И к слову, что считать несырьевым экспортом? По данным Росстата, на долю минерального сырья, включая углеводороды, приходится более 70% российской внешней торговли. Почти 11% — экспорт драгоценных камней, металлов и металлопродукции, 6% — продукция химической промышленности, 4% приходится на продовольствие и сельскохозяйственные товары, чуть больше 2% дает древесина. Таким образом, на товары, которые не имеют к сырью ни прямого, ни косвенного отношения, приходится не более 7% экспорта. Если исключить ВПК (на долю которого приходится изрядная часть 5,5% машиностроительного экспорта) и рассматривать только гражданскую продукцию, остается совсем ерунда. Но это в масштабе всей экономики, для отдельных же предприятий экспорт может быть существенным направлением.
Тяжелый металл
"Ростсельмаш", согласно собственным данным группы компаний, контролирует 17% глобального рынка сельскохозяйственной техники и входит в пятерку крупнейших мировых производителей. Впрочем, доля России и бывших советских республик в продажах составляет 65%.
Всего в группе "Ростсельмаш" 13 предприятий. Их производственные площадки находятся не только в России, но также в Канаде, США, на Украине и в Казахстане. Североамериканские заводы — крупнейшие по объему выпуска после российских. Примерно четверть техники, которую они собирают, продается там же, а также в Южной Америке и Австралии. Но крупнейший рынок сбыта за пределами СНГ — страны Восточной Европы.
В прошлом году "Ростсельмаш" представлял новую технику, двухбарабанные зерноуборочные комбайны РСМ 161, на международной агропромышленной выставке SIMA в Париже. "Мы заметно усилились в Европе, хорошо чувствуем себя в Северной Америке, в этом году начнем экспортировать еще в три новые для нас страны",— обещал в феврале этого года глава "Ростсельмаша" Константин Бабкин. В начале июня группа компаний застраховала предстоящие поставки в Болгарию, Венгрию, Германию, Казахстан, Киргизию, Латвию, Литву, Молдову, Таджикистан, Францию и Эстонию.
В 2013 году Константин Бабкин опубликовал в своем блоге пост, который начинался словами: "Путин попросил написать записку о том, почему "Ростсельмаш" не переносит производство тракторов из Канады в Россию". Бабкин сравнил затраты на выпуск техники по восьми пунктам, и лишь по двум российские площадки опередили зарубежные (у нас ниже зарплаты и дешевле газ).
Девальвация рубля и санкции, введенные, в частности, Канадой, где "Ростсельмаш" в 2007 году приобрел 80% Buhler Industries (объем производства в 2014-м — 1,7 тыс. единиц техники), внесли коррективы в прежние расчеты. Еще недавно глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что на санкции Россия намерена ответить продолжением поставок в страны Запада качественной техники (в том числе комбайнов), однако на прошлой неделе стало известно, что "Ростсельмаш" собирается перенести в Ростов-на-Дону часть мощностей Buhler Industries. Представители группы компаний утверждают, что с политикой этот шаг не связан: в Канаде спрос на тракторы Versatile, которые выпускает Buhler Industries, низок, зато в России при локализации производства "Ростсельмаш" сможет претендовать на господдержку и компенсации из бюджета в объеме до 30% от стоимости техники.
Вечная "Нива"
"Вполне прочный и симпатичный автомобильчик" — похвала из уст звезды шоу Top Gear Джереми Кларксона дорогого стоит. Несколько лет назад столь лестной характеристики удостоилась российская "Нива" (ВАЗ-2121), которая в ее экспортной ипостаси традиционно именуется Lada 4x4.
В начале года о перспективах "Нивы" на рынке Великобритании написала The Times: "Несмотря на устаревший внешний вид количество новых Lada у британских фермеров увеличивается — дело в невысокой стоимости и удивительно хороших показателях управляемости в условиях бездорожья".
В других европейских странах советский внедорожник, представленный еще в 1977 году, тоже до сих пор продается, являясь при этом лидером экспорта среди всех моделей АвтоВАЗа.
О цифрах продаж в отдельных странах толком ничего не известно. Всего в 2013 году компания поставила на европейский рынок 5,5 тыс. автомобилей, и без малого 90% продаж обеспечила именно Lada 4x4. Данных по 2014 году, когда компания была вынуждена приостановить поставки из-за несоответствия автомобилей Lada техническим нормам Евросоюза, нет.
Понятно, впрочем, что основные зарубежные покупатели Lada живут вовсе не в Старом Свете. Доля Казахстана — около 80%, Белоруссии — более 10%, Азербайджана — около 5%. В том же 2013 году общий объем экспорта составил 78,4 тыс. автомобилей. В 2014 году продажи упали до 51,7 тыс. Проблемы на европейском направлении в этом сыграли меньшую роль, нежели прекращение поставок на Украину и девальвация тенге в Казахстане.
В планах на 2015-й — экспорт по крайней мере 100 тыс. автомобилей. Еще в начале года президент АвтоВАЗа Бо Андерссон сказал, что половина поставок придется на Казахстан. 5 тыс. автомобилей отправится в Египет, по 4 тыс.— в Азербайджан и на Украину. В отношении Западной Европы тоже есть планы — 2,5 тыс. машин уедут в Германию. Кроме того, компания подумывает о выходе на рынок ЮАР.
Вирус Касперского
Слабый рубль выгоден не только экспортерам чего-нибудь материального. В недавнем исследовании ассоциации "Руссофт" говорится, что экспорт российского программного обеспечения по итогам 2014 года вырос на 10% и достиг $5,7 млрд (годом ранее объем поставок впервые превысил $5 млрд). В этом году объем зарубежных продаж может приблизиться к $7 млрд.
Российская компания "Лаборатория Касперского", одна из самых известных российских IT-компаний, продает софт и услуги более чем в 200 странах мира и входит в число крупнейших разработчиков антивирусного программного обеспечения. Мировая выручка компании в 2014 году выросла на 7% и превысила $710 млн. На Россию, где "Лаборатория Касперского" является безусловным лидером с долей рынка около 50%, приходится, по оценке компании IDC, лишь пятая часть выручки. Даже вместе с Казахстаном, Монголией и Узбекистаном российский рынок занимает третье место по размеру выручки после европейского и американского.
Весной этого года несколько бывших и действующих сотрудников "Лаборатории Касперского" рассказали агентству Bloomberg о том, что компания якобы сотрудничает с российскими спецслужбами. Евгений Касперский это сообщение, разумеется, опроверг, однако осадок остался — в США эту историю обсуждают до сих пор. В конце июня об отношениях "Лаборатории Касперского" со спецслужбами — на этот раз не российскими, а западными — рассказал Эдвард Сноуден. По его словам, специалисты американского АНБ вместе с британскими коллегами неоднократно пытались взломать продукты московской компании. Такие слухи вряд ли могут способствовать росту продаж на крупнейшем в мире рынке средств защиты информации — американском.
В последнее время медвежью услугу российским разработчикам, активно осваивающим глобальный рынок, часто оказывают и крупные российские чиновники. Стоило, например, компании Yota Devices объявить о начале продаж своего смартфона с двумя экранами в США, как министр связи Николай Никифоров вдруг сообщает, что у государства на YotaPhone свои виды — он станет основой для сверхзащищенного смартфона, который, по его мнению, необходим гражданам стран БРИКС.
Водка для Горбачева
"Потребляя вроде бы русские продукты, иностранцы нередко не вспоминают о России,— говорит Алексей Андреев, генеральный директор брендингового агентства Depot WPF.— Водка "Столичная", Большой театр, Хворостовский и Нетребко принадлежат всему миру, и рядовому зарубежному обывателю в голову не приходит ассоциировать их с нашей страной. Кроме того, если речь о товарах, многие успешные бренды a la russe принадлежат не российским, а зарубежным компаниям".
Во Франции разливают водку Jelzin, в Германии — Gorbatschow, однако самая известная нерусская русская водка — это, конечно, "Столичная".
Лишь весной этого года окружной суд Роттердама постановил, что права на легендарные водочные бренды "Столичная", "Московская" и "На здоровье" на территории Бельгии, Нидерландов и Люксембурга принадлежат российскому предприятию "Союзплодоимпорт". Решение распространяется лишь на Бенилюкс, однако оно создает прецедент для аналогичных разбирательств в других странах.
Спор вокруг этих товарных знаков продолжался без малого 15 лет. В России ими с 2001 года владеет "Союзплодоимпорт", за рубежом — голландская компанию SPI Group, которая принадлежит бизнесмену Юрию Шефлеру. Голландский суд обязал SPI Group или в течение трех месяцев передать права на использование водочных брендов российской компании, или выплатить компенсацию и штрафы. При этом, правда, SPI Group удалось сохранить право использовать в брендинге распространенное на Западе сокращенное название "Столичной" — Stoli.
Попытки продвижения водки российского производства на мировом рынке в последние годы нельзя назвать особенно успешными. Среди десяти самых популярных брендов — всего четыре российских. А лидеры — американская Smirnoff и шведская Absolut. Главный экспортер водки российского производства — компания "Руст" Рустама Тарико, которая объединяет "Русский стандарт" и заводы польского производителя CEDC. В прошлом году на долю "Руста" пришлось почти 60% всего экспорта крепкого алкоголя в натуральном выражении и чуть большая доля — в денежном. Совокупная задекларированная стоимость водки, которую компания поставила за рубеж, составила немногим менее $115 млн.
Откуда не ждали
Компания "Ягоды Карелии", которую предприниматель Иван Самохвалов вместе с сыновьями основал в 2003 году в Костомукше,— один из немногих российских производителей, которые могли бы всерьез бороться за лидерство на мировом рынке. За десять лет работы предприятие Самохвалова стало одним из крупнейших операторов на российском и европейском рынках свежезамороженных ягод, а с 2013 года — еще и продуктов глубокой переработки (варенье, джемы и конфитюр). В Скандинавии "Ягодам Карелии" удалось стать безусловным фаворитом: бруснику, клюкву, чернику закупают такие местные производители, как Valio и Fazer. География продаж расширяется не только за счет европейских стран. Крупнейшие потребители, например, черники — китайские фармкомпании.
В 2013 году Иван Самохвалов рисовал "Деньгам" амбициозные планы расширения ягодного бизнеса, но позднее компания столкнулась с трудностями. Год назад интернет-издание "Вести Карелии" со ссылкой на уполномоченного по правам предпринимателей республики Елену Гнетову сообщило, что у "Ягод Карелии" долгов на 9,7 млн руб. (судебным приставам пришлось арестовать 25 тыс. банок варенья) и, соответственно, нечем оплатить 700 т заказанного сырья.
Еще один неожиданный российский экспортер, дела которого к тому же идут очень хорошо,— московская компания Splat, которая занимает 14% российского рынка продуктов по уходу за полостью рта, а также поставляет товары более чем в 30 стран мира. Бренд Splat с самого начала создавался как международный, чтобы показать миру "на что мы способны". Оказалось — на многое. Доля экспорта в выручке компании уже превысила 17%. Большая часть продаж пока приходится на советские республики, но Splat знают уже и в Европе. Большие надежды компания связывает со скорым выходом на китайский рынок, где, по данным Splat, до сих пор лишь 40% жителей чистят зубы регулярно.