Дорогой автомобиль, солидный счет в банке, валютный доход или умение починить кран — выбрать будущего мужа всегда не просто, а сейчас особенно. Во время рецессии, гиперинфляции и девальвации на брачном рынке назревает собственный кризис.
На протяжении всей человеческой истории брак решал сугубо экономические задачи — вдвоем выжить гораздо легче, чем в одиночку. Особенно это касалось женщины, которая не имела возможности прокормить себя без мужчины. Подобные отношения хорошо описаны в книге "Соки земли" норвежского писателя Кнута Гамсуна: Исаак-пахарь решил семейный вопрос, наняв работницу, которая потом стала его женой. Собственно, без работницы он бы не справился с хозяйством, а без детей, бесплатных работников, все на пустоши развивалось бы гораздо медленнее.
Брак по любви не поощрялся обществом еще и из-за своей хрупкости: а что если кто-то разлюбит? Такая нестабильность делала семью, "ячейку общества", неуправляемой со стороны государства. И конечно же, ненадежной. В условиях постоянных войн и потрясений это были не шутки.
Хотя прежние угрозы неактуальны (неработающая женщина выглядит как архаика), брак по-прежнему воспринимается как убежище. Если взять статистику Росстата по количеству браков на тысячу человек, то в 1990-е годы их было больше, чем в 2000-е. После кризиса 2007-2009 годов количество браков снова выросло.
В этом есть явный экономический смысл: если одного уволили, другой поможет. В регионах России, где уровень жизни ниже, чем в Москве, у женщины все же меньше возможностей для самостоятельного заработка. Поэтому давление общества по поводу замужества в бедных городах ощущается сильнее, чем в благополучных. Чтобы починить дома кран, придется звать чужого мужа, а это стыдно: своего, что ли, нет?
Экономисты обнаруживают связь между кризисом и желанием вступить в брак еще и по "эффекту губной помады". Женщины в США начинают активно скупать косметику, если в стране начинается рецессия. Одно время экономисты считали, что это просто дешевый способ развлечься. Теперь они склонны объяснять такое поведение реакцией на дефицит мужчин, способных обеспечить женщину (исследования Texas Christian University, the University of Minnesota, the University of Texas at San Antonio и Arizona State University). Если раньше выбор был большой и можно было особенно не стараться, то теперь конкуренция за оставшихся мужчин становится более жесткой.
Этим иногда пытаются объяснить растущую популярность сервисов знакомств и брачных агентств. Правда, на деле найти там мужа или жену довольно трудно: мешают профайлы проституток, мужчин, ищущих секса на ночь, а также просто желающих поразвлечься без серьезных намерений. К тому же выставлять себя на "ярмарку" многим кажется стыдным занятием. Поэтому средняя результативность брачных агентств близка к нулю. А знакомство вслепую или на сайте знакомств пока чаще всего — дешевое развлечение, которое в кризис приходится кстати.
Размер бонуса или...
Говорят, что женщины при выборе мужа ориентируются в первую очередь на размер его банковского счета. Это подтверждают исследования, проведенные психологом Фей Джулал в Университете Саутгемптон-Солент (Великобритания). Вместе с коллегами она показывала женщинам карточки мужчин, содержащие информацию и об их доходах, замеряя их реакцию. Выяснилось, что идеальным мужем в их глазах был наиболее состоятельный.
Неудивительно, что в России конца 80-х завидным женихом считался кооператор (их доходы какое-то время в десятки или даже сотни раз превышали среднюю зарплату). В 90-е их сменили банкиры (чем ты ближе к эмиссионному центру, тем лучше защита от галопирующей инфляции) и иностранцы. В нулевые идеалом стали менеджеры госкорпораций (их доходы в представлениях женской части общества были много выше и устойчивее, чем у коллег из частного сектора).
С падением рубля на первый план вышли программисты, которые зачастую имеют валютный доход, свободный график и могут увезти свою невесту за границу. Сайт career.ru провел в августе опрос среди российских студенток последних курсов (519 выпускниц вузов России из всех федеральных округов) и выяснил, что 87% желали бы устроиться на работу в области IT, а каждая пятая считает работу программиста сексуальной. Учитывая, что карьера в России пока воспринимается как угроза стабильности, девушки, по всей видимости, хотят встретить на работе будущего мужа, а не стать высокооплачиваемым специалистом.
Однако это работает только с долгосрочными ожиданиями, тогда как в рецессию мачо на шикарных автомобилях, наоборот, отпугивают женщин, которые начинают стремиться к стабильности. Поэтому сокращенный на работе мужчина может вызвать даже больший интерес, так как не убежит с первой встречной и не захочет распылять свое состояние на множество женщин.
Опросы Europcar в Британии показывают, что девушки с удовольствием уедут домой после первого свидания на спорткаре, купе или лимузине, но идеального мужчину все же видят на BMW или Audi, а никак не на Porsche или Ferrari. Кстати, универсал Volvo отпугивает в обоих случаях: у этой марки слишком консервативный имидж.
"В этом что-то есть: мол, завтра он никуда не денется,— говорит старший научный сотрудник Института демографии ВШЭ Ольга Исупова.— Но, с женской точки зрения, стабильный пьяница гораздо хуже, чем нестабильный миллионер. Стабильность не единственное, что важно. В девяностые люди говорили, что важно не то, сколько у мужчины денег сейчас, а его способность выкрутиться, заработать что-то каждый день. Мужчина стабильный, висящий балластом, тоже не будет интересен".
Во время стресса или кризиса у мужчин повышается потребность в репродукции, что очень удачно совпадает с увеличившимся выбором женщин. Однако это говорит о том, что мужчины в этот период вовсе не отягощены серьезными намерениями. А слишком большой выбор, по мнению психолога Элисон Лентон из Университета Эдинбурга, приводит к тому, что мужчины оценивают женщин лишь по внешнему виду.
Слишком большой выбор приводит к тому, что мужчина вообще перестает стремиться к отношениям. Этот же феномен экономисты обнаружили у клиентов супермаркетов, которые, устав от множества одинаковых товаров, отказываются от покупки вовсе. Кстати, практически теми же словами завсегдатаи сайтов знакомств часто объясняют, почему тысячи человеко-часов, потраченных на поиск "половинки", так и не привели к результату.
Один из выводов: олигархи и содержанки в кризис рискуют остаться одинокими. Охотницам за богатыми мужчинами впору посочувствовать, что шансов у них, похоже, стало много меньше.
Проституция как бизнес в кризис также испытывает трудности: жрицы любви вынуждены делать скидки из-за снижения платежеспособности населения и конкуренции со стороны новичков. Но это падение может также объясняться увеличением "бесплатного выбора" у мужчин.
Немодный идеал
"Все девушки мечтают о принце, но выходят замуж в конце концов за трубочиста,— говорит семейный психолог Анна Абраменко.— Ко мне приходят клиенты, которые вообще не могут объяснить, почему они вышли замуж или женились на том или ином человеке. Обычно отвечают: "Ну мы подумали, почему бы не жениться". Те же, кто осознанно подходил к выбору, скорее всего, ко мне не попадают".
Идеальный партнер и потенциальный кандидат в мужья или жены — совсем разные вещи, признают и социологи. Говоря о первом, чаще всего имеют в виду любовника: он должен обладать хорошей внешностью и характером, чувством юмора, породой и прочими характеристиками, навеянными массовой культурой ("Джеймс Бонд" — для русских женщин, "Брэд Питт" или "Дэвид Бекхем" — для британок). Неудивительно, что мужья британок соответствуют их идеалу лишь на 60%. А опрос "Левада-центра", проведенный в январе, показал, что сексапильность, темперамент, хорошую внешность и легкий характер русские мужчины ценят только в любовнице, а не в жене, которая должны быть прежде всего хозяйственной, умной, верной, заботливой и порядочной.
Подобное разделение связано еще и с инфантильностью российских мужчин, воспитанных в детоцентристких советских семьях: в качестве жены им нужен не партнер, а заботливая мать. Дает о себе знать и то, что в силу демографии (ранняя смертность мужчин) многие из них воспитаны в однополых семьях, состоящих из мам и бабушек.
Любовница восполнит потребность в сексе, но за нее отвечать тоже не надо (за последние 15 лет опросы "Левада-центра" фиксируют увеличение спроса на такое качество у любовниц, как независимость, и снижение спроса на верность). В кризис подобные мужчины, хоть и с большим бонусом, могут серьезно упасть в цене.
"Если люди ищут стабильности, то действительно могут начать активно жениться, но не забывайте о том, что у каждого в голове есть свои символы стабильности,— говорит психолог Марина Алексеева.— Для кого-то это — недвижимость, для кого-то — банка с деньгами под матрасом, а для кого-то гарантом стабильности и безопасности является брак. Я бы именно на слове "безопасность" сделала акцент, ибо в трудное время мы ищем место с такими качествами. Поэтому те, кому безопасно в браке, могут начать срочно жениться. Планка действительно может снизиться. Урезониваются ожидания, и от фантазий человек переходит к реальности и взрослеет".
Так что женщинам стоит задуматься, а так ли им нужен муж, который не может приготовить обед, а мужчинам, ищущим жену-хозяйку, впору самим отправиться на кулинарные курсы. "Не факт, что в кризис будет спрос на стабильность отношений или любовь,— говорит Ольга Исупова.— Скорее на первый план выйдут какие-то прагматические, крестьянские ценности, например не образование, а здоровье и физическая сила. Причем это касается как мужчин, так и женщин. Если нет возможности найти деньги, то должно быть хотя бы умение вырастить что-то на огороде. Своими руками что-то сделать. Вокруг людей, которые это умеют, будут собираться вообще все, причем необязательно брачные партнеры, но и все родственники".
Богатые тоже стали прагматичнее. "Многие пары сейчас предпочитают заключать брачные договоры,— говорит партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов.— Наибольшей популярностью составление договоров пользуется у состоятельных людей, особенно с детьми от предыдущих браков. Часто инициаторами выступают родители, которые готовы помогать паре только при условии заключения брачного договора. Громкие разводы последних лет заставляют относиться к нему серьезно, молодое поколение также разделяет эту позицию".
Муж как собственность
В рецессию женщинам стоит также опасаться мужчин под тридцать (цифра условна, для кого-то это может быть и, скажем, сорок). Кризис среднего возраста в условиях кризиса экономического может серьезно обостриться, считает Алексеева. "Жизнь меняется стремительно, и психика просто не успевает адаптироваться к переменам,— говорит она.— У тридцатилетних наблюдается много озабоченности своей самореализацией, часто у них довольно неадекватное представление о себе. Самооценка может быть либо очень завышена, либо сильно занижена. Часто они понятия не имеют, чего хотят в жизни, и при этом страшно боятся чего-то не успеть".
Августовский опрос "Левада-центра" показывает, чего же именно мужчины боятся не успеть до тридцати: получить образование, вступить в брак, пройти службу в армии, сделать карьеру, приобрести жилье. Потом уже можно родить детей, после чего купить автомобиль и, если останутся силы, влюбиться.
Кстати, у девушек "кризис тридцати" наступает несколько раньше — обычно в 26-28 лет. Стремление пораньше выйти замуж и родить детей, возможно, связано с советским стереотипом, страхом оказаться "старородящей".
Повышенное беспокойство связано еще и с тем, что привычные потребительские ценности перестают быть актуальными и приносить удовольствие. Как и муж, который мог обеспечить жену автомобилем бизнес-класса и регулярными поездками в экзотические страны, но не более того. "Автомобиль становится не роскошью, а средством передвижения, инструментом добывания хлеба насущного,— говорит Исупова.— Поэтому автомобиль нужен для поездок на огород или в провинцию, где дешевле еда. Работы в офисе тоже будет становиться все меньше. Женщинам надоело делать все самим. Автомобиль есть и у жены, но она и детьми занимается, и где-то еще работает. Крутится на этой машине как белка в колесе. Мне кажется, что в нынешние времена муж, который считает, что просто дает деньги, а чинить кран, водить детей в школу и помогать больным родителям жены должен кто-то другой, перестанет удовлетворять большую часть женщин. Он и в спокойные-то времена не очень устраивал, но женщина его терпела, так как муж был просто элементом ее успеха, собственностью, как автомобиль или те же поездки. Он был потребительской ценностью сам по себе. Возможно, ему казалось, что это он такой крутой, но это иллюзия".
По мнению Исуповой, в кризис неминуемо упадет спрос и на "гламурных дамочек". Содержать жену-вывеску становится все труднее: одни пластические операции чего стоят. "Придерживаться выбранных партнеров будут только в том случае, если они чего-то стоят,— говорит Исупова.— Если нет, то в кризис их легче будут покидать. В девяностые годы происходило все то же самое. Те годы очень напоминают нынешний кризис, только направление у него немного другое".