Сайт поиска попутчиков BlaBlaCar, а также популярные ресурсы по бронированию автобусных билетов хотят блокировать за сотрудничество с нелегальными перевозчиками. Общероссийское объединение пассажиров (ООП) предложило создать соответствующий правовой механизм, письмо с инициативой (есть у "Известий") направлено в Госдуму. Под угрозой могут оказаться почти 230 ресурсов - помимо BlaBlaCar это "Яндекс.Автобусы", страницы на"Туту.ру","Связной.Трэвел", OneTwoTrip и другие. В ООП отмечают, что сегодня примерно треть автобусных перевозчиков - нелегалы. Инициатива общественной организации будет рассмотрена в осеннюю сессию, сообщил
"Известиям" первый зампред комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский. Появление механизма блокировки сервисов создаст риск монополизации рынка, что приведёт к подорожанию билетов, предупредили эксперты.
ОНЛАЙН-КАССЫ ПОД УГРОЗОЙ
Общероссийское объединение пассажиров предложило создать чёрный список сайтов, позволяющих забронировать и купить билеты у нелегальных межрегиональных автоперевозчиков. Письмо с инициативой за подписью председателя ООП Ильи Зотова было направлено в Госдуму 25 июля. "Известия" ознакомились с документом.
В частности, в нём предлагается закрепить в действующем законодательстве создание единого реестра доменных имён и сетевых адресов для таких сайтов с последующей возможностью их блокировки как ресурсов, которые "осуществляют продажу товаров и услуг, угрожающих безопасности граждан".
Объединение провело мониторинг и уже сформировало перечень из 229 сайтов, которые, как считают в ООП, торгуют билетами нелегальных автоперевозчиков. Среди них - BlaBlaCar, "Яндекс.Автобусы", "Автовокзалы.ру", а также "автобусные" странички OneTwoTrip, "Туту.ру", "Связной.Трэвел" и многих других, говорится в письме объединения в Госдуму.
В документе также указывается, что, используя такие ресурсы, как BlaBlaCar, пассажир бронирует поездку в легковом автомобиле, но по факту может ехать в автобусе вместимостью более 40 человек. При этом есть вероятность, что транспортное средство не прошло техосмотр, в нём нет тахографа, а водитель избежал предрейсового медицинского контроля. В письме отмечается, что компании-перевозчики зачастую
не платят налоги и формируют так называемый серый рынок. Это влияет на безопасность, а в случае ДТП пассажир не получит страховых выплат, тогда как при использовании услуг легальных перевозчиков предусмотрена компенсация до 2 млн рублей, подчёркивается в документе.
По словам Ильи Зотова, есть две категории нелегалов: так называемые зазывалы (предлагают услуги пассажирам у железнодорожных и автовокзалов, метро и в других местах) и те, кто работает с сайтами агрегаторов. Глава ООП подчеркнул, что инициатива направлена на борьбу с онлайн-торговлей билетами на автобусы, не имеющие необходимых разрешений для перевозки людей. Он уверен, что агрегаторов нужно обязать тщательно проверять документы у перевозчиков и предлагать пассажирам билеты только легальных компаний.
По оценкам ООП, в России примерно из 900 тыс. межрегиональных автобусов треть, то есть около 300 тыс. единиц, нелегалы. При этом в Сибирском и Уральском федеральных округах, по словам Ильи Зотова, для жителей небольших населённых пунктов
зачастую просто нет альтернативы таким сервисам, как BlaBlaCar, - запускать регулярные автобусные маршруты нерентабельно.
- Мы выступаем за легальный, белый рынок, но у пассажира всегда должна оставаться возможность доехать из точки А в точку Б, - добавил он.
КОНТРОЛЬ ДЛЯ ВСЕХ
Предложение ООП поступило в Госдуму и будет обсуждаться в период осенней сессии, сказал "Известиям" первый зампред комитета нижней палаты по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.
- В цифровом пространстве появляется большое количество сервисов, которые вступают в конкурентную борьбу с традиционными офлайн-услугами. Поэтому наша задача - обезопасить конечного пользователя. Нельзя рубить с плеча и ограничивать конкуренцию, но механизм контроля должен быть, - сказал парламентарий. - Инициатива общественников также требует дополнительной проработки с коллегами из комитета ГД по транспорту.
В июне состоялось заседание Госсовета, после которого президент Владимир Путин поручил создать в РФ единую федеральную систему мониторинга и контроля перевозок пассажиров автобусами в междугородном сообщении для снижения доли нелегалов. В Минтрансе "Известиям" сообщили, что сейчас работают над исполнением поручения. На уточняющие вопросы в ведомстве не ответили.
Крупные сервисы, такие как "Туту.ру" и Busfor, уже не допускают работы с нелегалами, заявила "Известиям" Татьяна Ракулова, директор Объединения автопассажирских перевозчиков (входит более 120 компаний). При этом с сайтами частных перевозчиков, через которые они продают билеты, с принятием соответствующей законодательной базы, по её словам, бороться стало бы проще.
Татьяна Ракулова также напомнила о проблеме с получением маршрутных карт на межрегиональных линиях, с которой сталкиваются легальные лицензированные компании и предприниматели. Как писали "Известия", из-за создания единого реестра автобусных остановочных пунктов, куда не попали действующие по факту остановки, многие перевозчики испытывают трудности с оформлением таких документов. По словам Татьяны Ракуловой, из 4,5 тыс. перевозчиков маршрутные карты сейчас есть примерно у 3 тыс., остальные оказались без полного комплекта документов.
НЕЛЕГАЛАМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО
В OneTwoTrip "Известиям" заявили, что в компании "серьёзно подходят к выбору партнёров и не реализуют услуги нелегальных перевозчиков".
- В случае принятия закона мы, безусловно, будем исполнять обязательства, установленные законодательством, - подчеркнул директор по маркетингу OneTwoTrip Алексей Теплов.
Директор "Связной.Трэвел" Андрей Осинцев в разговоре с "Известиями" отметил, что рынок онлайн-продаж автобусных перевозок сейчас находится на ранней стадии развития и условия, а также технологии, которые используются его участниками (перевозчика-
ми, автовокзалами и билетными агентами), только формируются.
- Легализация рынка - задача непростая, и к ней нужен комплексный подход, - подчеркнул он. - А формирование чёрного списка сайтов может привести к ограничению перспектив развития этого вида перевозок.
Борьбу нужно вести не с сайтами, а непосредственно с нелегальными перевозчиками, заявил "Известиям" представитель портала "Автовокзалы.ру". В компании утверждают, что у сайтов-агрегаторов сейчас "нет реальных возможностей наверняка и достоверно определить легальность перевозчика, особенно в том случае, когда данные проходят длинную цепочку веб-сервисов". При этом открытый реестр нелегальных перевозчиков отсутствует. Предложенная ООП мера представляется не столько заботой о безопасности пассажиров, сколько попыткой монополизировать отрасль онлайн-продаж билетов на автобусы, добавили в компании. Но в этом случае неизбежно значительное повышение цен.
В "Яндексе", "Туту.ру", BlaBlaCar на запросы "Известий" на момент публикации не ответили.