Эпидемия COVID-19 придала новый импульс онлайн-образованию: на удаленное обучение вынужденно перешли школы и часть университетов. Но кому достанется глобальный рынок — крупным интернет-платформам из США или местным компаниям Европы, Китая, Индии и других стран, хорошо знающим свои рынки?
Широкой сетью
Однако, выходя на зарубежные рынки, платформы из США обнаруживают, что там успели появиться свои очень сильные игроки. К примеру, самым дорогим EdTech-стартапом мира является не американская, а индийская платформа Byju’s, запущенная в 2011 году Байджу Равиндраном. Сила таких локальных компаний в том, что они «заточены» под местную систему образования — тот же Byju’s готовит школьников именно к индийским экзаменам, вопросы на которых могут отличаться от тех, которые абитуриенту задают в западных университетах. Кроме того, далеко не все индийские школьники владеют английским.
Похожая ситуация в Китае. Лишь один из сегментов местного рынка образовательных услуг — дополнительное образование для школьников — может в этом году достичь $10,2 млрд (согласно прогнозам аналитического агентства «Цяньчжань чанье»). Китайские дети пользуются услугами отечественных EdTech-платформ не только потому, что они дешевле, чем заокеанские, а все учебные материалы — на родном языке. Местные образовательные проекты знают, что главная цель большинства китайских школьников — не получить знания сами по себе, а сдать выпускной экзамен «гаокао» (аналог ЕГЭ). Огромный рынок и темпы роста компаний, готовых помочь им двигаться к этой цели, привлекают как местных, так и зарубежных инвесторов. Так, в начале июля один из лидеров местного EdTech (пекинская компания «Цзоебан») смог привлечь $750 млн от ведущих венчурных фондов мира, в том числе SoftBank’s Vision Fund и Sequoia Capital.
Комфортнее чувствуют себя на домашних рынках не только компании из развивающихся стран, но и многие европейские. Так, нидерландская StuDocu опробовала на студентах местных вузов свой, казалось бы, нишевой продукт — сервис, который позволяет обмениваться учебными материалами. Как выяснилось, очень многие ищут не просто знания, но и, например, экзаменаци
онные билеты за прошлые годы, конспекты лекций, решебники типовых задач и т.п. Как рассказала в комментарии РБК директор по коммуникациям StuDocu Стелла ван Шайк, платформой пользуются студенты 2 тыс. университетов по всему миру, то есть эта изначально локальная компания переориентировалась на глобальный рынок.
«Высшее образование в разных странах отличается, например, тем, как именно люди учатся и какие материалы университеты используют, — говорит ван Шайк. — Это сильно затрудняет предоставление «местного» опыта, который ищут студенты». Инвестиции компания пока что привлекла по глобальным меркам скромные — 1,4 млн евро: в Европе образовательных стартапов много, и конкуренция между ними остра.
В комнате с комаром
Многие образовательные платформы Старого Света вынашивают те же глобальные амбиции, что и американские, — в отличие от стартапов из стран третьего мира, они могут опираться на поддержку сильных местных университетов. «Хотя мы находимся в Великобритании, FutureLearn — это глобальная EdTech-платформа, которой пользуются учащиеся из всех стран мира, 70% наших студентов живут за пределами страны», — отметила в комментарии РБК директор по доходам, обработке и анализу данных компании FutureLearn Сюзанна Белчер. Как и Coursera, платформа FutureLearn позволяет не только проходить короткие курсы по каким-то темам, но и получить университетский диплом. При этом сервис является одновременно и своеобразной соцсетью, где ученики из разных стран могут общаться друг с другом. Платформа сотрудничает с четвертью ведущих университетов мира. По словам Сюзанны Белчер, университеты поняли, что глобализация рынка образования позволяет им хорошо зарабатывать на онлайн-курсах.
Не собирается Великобритания отдавать на откуп американцам и родной язык. «Последние десять лет мы провели, создавая ряд высококачественных нишевых образовательных продуктов для изучения английского», — рассказала РБК основатель и CEO британской платформы Klik2learn Энн Аттридж. Выпускники платформы получают сертификаты престижного Института Сити и гильдий Лондона. Конкурентное преимущество Klik2learn — в том, что ее преподаватели— квалифицированные учителя, а не просто носители языка. «Маленький не значит слабый, — оценивает Энн Аттридж свои силы в конкурентной борьбе с крупными американскими компаниями. — Попробуйте пожить в одной комнате с комаром!»
Ни бита родной земли
Российский EdTech-рынок в течение многих лет оставался оазисом для компаний-аборигенов. Однако заграничный Колумб уже на пути к нам. «Думаю, что международные игроки придут на горизонте двух-трех лет, и это окажет огромное влияние на российский рынок», — отметил в комментарии РБК Александр Турилин, сооснователь и директор по продукту компании SkillFactory, обучающей Data Science. Впрочем, замечает наш собеседник, у локальных компаний есть целый ряд преимуществ — узнаваемые на местном рынке бренды и сообщества, которые могут выстраиваться вокруг таких фирм. «Все это очень трудно скопировать, купить или быстро создать с нуля», — говорит Турилин.
Сооснователь стартапа уверен, что именно образование окажется тем рынком, где локальные игроки всегда будут сильнее, потому что они чувствуют местную специфику, хорошо понимают свою аудиторию и умеют строить с учетом этого продажи. Другое важное преимущество локальных компаний, по словам Турилина, — контакты с местными работодателями и помощь выпускникам в трудоустройстве.
Контент-директор онлайн-школы SkyEng Михаил Свердлов отмечает, что иностранному образовательному бренду нужно время, чтобы адаптировать свой продукт для российского рынка. «Сделать это в сжатые сроки трудно, — подчеркивает он. — На новом рынке им, как правило, нужна локальная команда, которая значительно адаптирует международный продукт».
Но если на внутреннем рынке у российских EdTech-компаний есть определенные преимущества, то ждать появления сильных игроков из нашей страны на глобальном рынке пока рано. «Все компании в России сформировались в другой среде, менее конкурентной, и это уже в их ДНК, — считает Турилин. — В этом плане, возможно, эффективнее сделать новую компанию, которая изначально будет ориентирована на глобальный рынок». Впрочем, тот же SkyEng все же планирует международную экспансию.
Не исключена и такая возможность, как покупка местных компаний международными. Правда, начнут они не с России. «Есть более лакомые куски, такие как Индия, Индонезия, Бразилия, — отмечает Александр Турилин. — Возможно, поглощения местных игроков глобальными мы увидим сначала там, а дальше сценарий может быть перенесен и на Россию».
Универ в стране великанов
Несмотря на рост значения онлайн-образования, даже сами EdTech-компании не верят в скорое исчезновение привычных нам университетов. По словам Энтони Таттерсолла, Coursera планирует не подрывать позиции традиционных университетов, а стать их партнером. Даже коронакризис, который показал, насколько плохо у среднего вуза с цифровизацией, не означает, что традиционная форма обучения обречена. «Престижные университеты с крупными целевыми фондами, вероятно, переживут эпидемию, — считает представитель Coursera. — Однако произойдут значительные перемены в том, как они организуют свою работу, чтобы удовлетворять требованиям студентов, и они должны будут инвестировать в цифровую стратегию».
Традиционные вузы привлекательны для большинства студентов своим социальным аспектом. «Посещение университета считается способом завести друзей, вести студенческий образ жизни, создать сеть контактов», — говорит Стелла ван Шайк. Согласно исследованию StuDocu, его пользователям не хватает личного общения с другими студентами и профессорами. «И, к сожалению, топовые работодатели все еще очень ценят дипломы знаменитых университетов», — констатирует ван Шайк.
По ее словам, «печальная реальность в том, что для фундаментальной перестройки всей системы высшего образования, возможно, потребуются десятилетия; университеты пока получают выгоду от сильных позиций своего картеля, который выстраивался столетиями». Именно поэтому, по мнению ван Шайк, университеты не используют многие возможности для цифровизации и держатся за офлайн-обучение.