Курьеры - тормоз российской экономики
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Елена Хакимова. Мир Новостей
Сегодня мало кто задумывается о том, что наша промышленность, испытывающая колоссальные кадровые трудности, лишается почти 2 миллионов молодых, сильных и честолюбивых работников, которые подались в курьеры. Они предпочитают зарабатывать, доставляя гражданам на электровелосипедах пиццу и капусту. Неужели так и должно быть?
За 11 месяцев этого года заработная плата курьеров выросла на 15%, а медианный доход в ноябре в среднем составил 115,6 тыс. рублей. Для айтишников этот показатель - 114,2 тыс. рублей, посчитали в рекрутинговом сервисе HeadHunter и логистической компании ПЭК. По уровню оплаты труда доставщики опередили менеджеров по логистике и ВЭД (79,5 тыс. рублей), дизайнеров (70 тыс. рублей), бухгалтеров (62,3 тыс. рублей) и журналистов (50,4 тыс. рублей).
Как же получилось, что курьер без образования, разъезжающий на велосипеде, зарабатывает деньги, сопоставимые с доходами IT-специалистов, которые потратили на обучение в вузе не один год? Эксперты нашли несколько объяснений тому феномену, что профессия курьера стала настоящей золотой жилой.
Услуги доставки начали свое восхождение на зарплатный олимп в пандемию COVID-19. Тогда и заказы на дом стали единственным способом приобрести товары и продукты. Во-вторых, работа курьером дает возможность подработки. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, 38% россиян совмещают эту деятельность с учебой, 16% - с другой работой. В-третьих, на курьера не надо учиться, им может стать любой. Достаточно быть выносливым, проворным и не стесняться носить огромный ранец за спиной. Несмотря на то, что, по данным Минпромторга, курьеров в России порядка 1,5 млн, компании все равно жалуются на их нехватку. Дефицит на такую рабочую силу достиг 200 тыс. человек - с начала года количество вакансий для курьеров увеличилось на 36%.
Сейчас наверняка начнутся возмущенные крики со стороны депутатско-чиновничьего корпуса о том, что негоже курьерам столько зарабатывать. Но лучше бы народные избранники и представители власти праведно возмущались с трибун тем, что негоже российским врачам и учителям с их благородными профессиями зарабатывать сущие копейки. Хотя Росстат докладывает, что учителя в среднем зарабатывают 47 тыс., а врачи - 88 тыс. рублей, в реальности 40% учителей получают от силы 30 тыс. рублей, а врачи в отдельных регионах - 20-28 тыс. Наверняка и те и другие дружно мечтают о карьере курьеров. В нее не входит нервотрепка, а доход гораздо выше.
Виновные в том, что курьеры вошли в топ высокооплачиваемых профессий, уже найдены. Это маркетплейсы и крупные ретейлеры. Так, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов раскритиковал популярность сервисов доставки, из-за которых «здоровые, физически сильные люди» уходят работать курьерами, сборщиками заказов и упаковщиками, вместо того чтобы трудиться в производственных секторах экономики. Кузнецов также отметил, что маркетплейсы избаловали потребителя, отучив его от «банального навыка просто ходить по магазинам». В общем, ресурсы страны распыляются на удовлетворение комфорта обывателя, а экономика от этого страдает.
В дефиците кадров, который сейчас наблюдается повсеместно, виноваты не маркетплейсы, предлагающие конкурентные вакансии с неплохим заработком и удобными условиями труда, а действия чиновников, которые не могут предложить гражданам других вариантов высокооплачиваемой работы и тем самым провоцируют эмиграцию квалифицированных специалистов в сферу доставки. По словам депутата Госдумы Светланы Бессараб, «даже выпускники Бауманки выходят на рынок работать курьерами», потому что там могут заработать больше, чем на должности инженера.
- Промышленности нужны сварщики, токари, операторы пусконаладочных станков и другие дефицитные специалисты, а подавляющее большинство курьеров такими компетенциями не обладает. Причины дефицита кадров в реальном секторе кроются в дисбалансе зарплат и провалах образовательной политики конца 90-х, когда развалилась система профтехобразования и упал престиж рабочих профессий. Нужны разработка отраслевых систем оплаты труда, создание привлекательных условий для работы на предприятиях, трансформация системы среднего специального образования, корректировка программ такого обучения, налаживание эффективной системы прогнозирования кадровой потребности на предприятиях, - говорит председатель независимого профсоюза «Новый Труд» Дарья Митина.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.