У украинцев в Европе проблемы с жильем, работой, школами для детей. Они не хотят учить язык и недовольны гостеприимством чехов и поляков, немцев и итальянцев. А в ответ европейцы намекают им: пора домой.
4 марта ЕС распахнул двери для украинских беженцев. Они могут въезжать совершенно свободно, у них сразу принимают заявление на ВНЖ. Благодаря директиве о временной защите им должны предоставлять жилье и денежную помощь, бесплатное медобслуживание и образование. Все эти преференции обещаны на срок до 3 лет. Украинцы поверили в манну небесную и ринулись в ЕС.
По прошествии 8 месяцев взаимное разочарование оказалось настолько велико, что из 12 млн украинцев, которые в этом году пересекли границу Евросоюза, там остались чуть более 5 млн. Больше всего — в Польше, Германии и Чехии. И именно в этих странах всё чаще возникают конфликты. С сентября жители разных стран выходят на демонстрации. Главный призыв к властям — перестать жертвовать собственной экономикой в угоду Киеву, начать решать проблемы своих граждан, а не беженцев. И вообще, мол, пора начинать мириться с Россией.
Арендуют виллы
Конечно, есть и такие беженцы, кто твердо решил остаться в Европе, учит язык приютившей страны, берется за любую работу и меньше общается с земляками. Больше всего бузят и предъявляют претензии европейцам как раз те, кто держится вместе и подначивает друг друга.
Немало среди выехавших таких, у которых всё нормально с деньгами: это их шикарные машины с украинскими номерами мелькают в скандальных роликах. Когда на днях обокрали виллу Олега Тинькова в Италии, полиция рассказала, что грабители заодно залезли и к соседям — на виллу молодого российского миллиардера, которую арендуют... украинцы. Родственники чиновников, бизнесмены, молодежь (в основном айтишники) спокойно живут по европейским правилам, их все устраивает.
Но, конечно, есть и те, кто действительно нуждается в поддержке (как правило, женщины с детьми) и испытывает на себе все «прелести» кочевой жизни. Снять квартиру им часто не на что, приходится ютиться в выделенных гостиницах и общежитиях. Но в некоторых странах уже прекращают эту практику и предлагают самостоятельно решать жилищный вопрос.
И тут возникает еще и проблема с тем, что им просто не хотят сдавать квартиры. Особенно в Польше, где власти урезали финансирование для граждан, которые принимают у себя беженцев. К слову, проблемы с квартирами возникают даже в Канаде, хотя там самая мощная украинская диаспора и повальная русофобия. Поначалу приехавших селили бесплатно, но в подвалах домов. А теперь требуют у беженцев залог за 6 месяцев или сразу за год. При этом в Канаде, в отличие от Европы, им не дают столько бесплатных льгот и даже статус беженца.
По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, трудоустроились в ЕС только 28% украинцев. Остальные живут на пособия и крайне недовольны их скромным размером. А еще недовольны школами, которые трудно найти. Хотя к середине октября в школы Евросоюза пошли более 671 тыс. маленьких украинцев. Это больше, чем учеников во всей Финляндии. Но еще больше детей в школы не ходят. Или из-за отсутствия мест и нехватки учителей, или из-за языковых проблем. Только в Германии для украинцев организовали отдельные классы.
С полного пансиона в эконом
Такой настрой властей нравится не всем немцам. То тут, то там в Германии возникают проблемы. Так, власти Ляйнефельде хотели переоборудовать заброшенную промплощадку под жилье для 150 украинцев, но общественность стала возмущаться, и от идеи отказались. В Дрездене подожгли старую гостиницу, приготовленную для мигрантов. И общежитие, где проживали украинцы, тоже сожгли.
Такой прием несильно пугает гостей, они все равно хотят жить именно в «богатой Германии». Берлинский аэропорт «Тегель» переделывают в центр временного размещения беженцев. Собираются строить палаточные городки. В Тюрингии для беженцев используют закрытые учебные заведения, склады и т. п. Берлин с ужасом ждет новый «зимний» наплыв. Муниципалитеты пытаются объяснить немцам, что без их поддержки украинцам не выжить. Но весенний запал солидарности уже иссякает.
В Италии украинцев выселяют из комфортабельных отелей на побережье с помощью полиции. И, например, в Ланчано они устроили акцию протеста, так как не хотели выезжать из отеля Excelsior, где жили полгода на полном пансионе. Нет, их не заставляют бомжевать, предлагают лишь из режима «всё включено» переселиться в эконом — в бедные регионы, в деревни, в крохотные квартиры на несколько семей. И как-то кормиться самостоятельно.
Новое итальянское правительство вообще не очень понимает, что делать с украинцами. Скорее всего, в 2023 г. программа помощи им будет урезана. А пока, те, кто живет у друзей или родственников и получает соцвыплаты (по 300 евро на человека), сетуют на задержки.
Недовольны украинцы и отсутствием системы отопления (только камин на кухне), и отвратительной работой «скорой помощи» (могут и не приехать). На что местные резонно замечают, что они-то так живут давно и не жалуются.
Во Франции проблемы схожие, но не имеют такого резонанса, потому как там мало беженцев. И это осознанная политика властей. «Почему во всей Франции меньше украинцев, чем в немецкой земле Баден-Вюртемберг? Почему во Франции, Италии и Испании вместе взятых украинцев меньше, чем в Чехии?» — негодует председатель Европейской инициативы стабильности Джеральд Кнаусс. И чехи готовы его в этом горячо поддержать.
Предвзятое отношение
В Чехии еще до 2022 г. работали сотни тысяч украинцев, а весной приехало еще 450 тыс. Только в Праге население разом увеличилось на 7%. Сюда едут не самые бедные жители Незалежной, и многие готовы снимать жилье самостоятельно. Но не могут. «Украинцы готовы платить, однако у многих хозяев жилья предвзятое отношение к ним», — объясняет пражский агент по недвижимости Петра Выбиралова.
Это отношение почувствовали родители школьников сразу в нескольких городах Чехии. Они жалуются, что одноклассники травят украинцев, плюют в тетради, включают гимн России, когда украинский ребёнок входит в класс. Бить в колокола начал староста поселка Тетин Матей Главаты. Он говорит, что такие истории есть не только в их школе. И дело доходило даже до драк. Беженка из Киева 34-летняя Екатерина рассказывает, что схожая картина и на детских площадках. Украинцы уверены: дети транслируют родительское отношение к беженцам.
А чехи этого и не отрицают. В сентябре в Праге 70 тыс. вышли на митинг с лозунгом «Чехия на первом месте». Среди требований — отставка правительства из-за катастрофы в экономике, переговоры по российскому газу и отказ от санкций, помощь украинцам не в ущерб своим гражданам.
Не менее агрессивное настроение и у поляков. Как рассказывает социолог Пшемыслав Садура, «одно авторитетное учреждение заказало опрос, увидело результаты — сколько поляков сыты по горло украинцами — и решило их не публиковать». По его словам, сегодня поляки боятся, что кто-то из Украины займет их место в очереди в больницу или детский сад. Главная идея польского общества осенью 2022 г.: «Поляки за Украину, но против украинцев». То есть брать сотни миллионов евро на беженцев от Брюсселя никто не против, но украинцы в польских городах уже сильно раздражают.
На днях разгорелся скандал из-за объявления на сайте, где ненужные вещи отдают даром: поляк из Лодзя предлагал отдать стиральную машинку любому желающему, «если он не украинец». И когда историк Анджей Компа возмутился дискриминацией, поддержали его немногие. Эта история попала в СМИ и вызвала дискуссию. Обозреватель Myśl Polska Аркадиуш Миксапрямо рассказал, как беженцы устроили «линчевание» польки, которая много лет проводила фестивали российского кинематографа. «Я огорчен тем фактом, что украинцы нам пытаются объяснить, как мы должны распоряжаться нашими налогами и какие и с кем мы должны иметь отношения», — признался Микса. Поляки, которые выходят на митинги, тоже огорчены.