Компания «Рено» планирует возродить торговую марку «Москвич». Под этим брендом компания намерена выпускать бюджетные авто. Соответствующее заявление уже подано в Роспатент. Корреспонденты «ВМ» разбирались в ситуации.
Компания «Рено» претендует на восемь обозначений, принадлежавших московскому заводу. Начиная от тех, которые использовались на первом массовом советском легковом автомобиле «Москвич-400», и до последних моделей АЗЛК (Автомобильного завода Ленинского комсомола) — «Святогор» и «Князь Владимир».
В 2012 году правом пользования эмблемами владел Volkswagen, однако из-за пассивных действий концерна они могут быть оспорены.
Экс замглавного конструктора АЗЛК Алексей Джигурда считает, что такое использование бренда не соответствует уровню «Москвича».
— «Москвич» был народным автомобилем № 1 в Советском Союзе. Этот автомобиль соответствовал всем требованиям, был вместительным и безопасным. А автомобили, которые сегодня хотят выпускать под этой маркой, производятся для стран третьего мира. Уверен, при всех недостатках судьба «Москвича» должна быть иной, — рассказал «ВМ» Алексей Джигурда.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Сметанов, зампредседателя комиссии Мосгордумы по науке и промышленности:
- Лично я за возрождение бренда «Москвич». Считаю, что французская компания выступила с разумной инициативой. Москве, да и всей России, нужны честные, порядочные инвесторы, которые готовы вложить свои деньги в развитие нашей экономики. Если по примеру «Рено» к нам придут и другие фирмы, то это надо только приветствовать.
Лариса Грудина, партнер, главный эксперт компании Patentus:
- Заявки от ЗАО «Рено Россия» на получение товарных знаков «Москвич» поступили 7 октября 2015 года. Там перечислены логотипы, под которыми обанкротившийся в 2006 году АЗЛК выпускал свою продукцию. Сроки защиты этих товарных знаков уже истекли, а значит, на них могут претендовать другие компании. В частности, право ОАО «Москвич» на стилизованный под букву «М» зубец кремлевской стены истекло в 2004 году.
Большинство экспертов, однако, склоняются к мнению, что концерн вряд ли хочет вдохнуть в бренд «Москвич» новую жизнь. Скорее — провернуть ловкий маркетинговый ход.
Так, по мнению независимого автоэксперта Сергея Асланяна, руководство «Рено» намерено развести в сознании людей два понятия — Renault и дешевый автомобиль.
— Французские производители хотят, чтобы Renault воспринималась потребителями как презентабельная иномарка, на которую не жалко потратить 2–3 миллиона рублей.
При этом автомобили дешевого сегмента будут называться «Москвич», — считает Сергей Асланян, — у российских клиентов Renault четко ассоциируется с дешевыми автомобилями. Если автомобили стоят дороже 600 тысяч рублей — никто не хочет их покупать. Теперь под брендом «Москвич» французская компания сможет выпускать машины бюджетных серий.
Сегодня в части бывших цехов АЗЛК производятся авто под марками Renault и Nissan. В то же время такой интерес крупного инвестора к советским торговым маркам внушает некоторый оптимизм. Это значит, что многие другие «похороненные» бренды могут обрести новую жизнь. Например, магнитофоны «Астра» или пылесосы «Ракета». А это в первую очередь означает новые рабочие места и дополнительные налоговые отчисления. И, конечно, вызовет легкое чувство ностальгии.
ЗАЧЕМ ФРАНЦУЗАМ «РАБОЧАЯ ЛОШАДКА» СОВЕТСКОГО АВТОПРОМА
Восприятие автомобилей «Москвич» в разные годы было неоднозначным. Тем не менее марка долгое время была популярна, и не только в Советском Союзе, но и в Европе. Корреспондент «ВМ» пообщался с бывшим главным энергетиком АЗЛК Михаилом Бернером.
- По-вашему, зачем компании «Рено» бренд «Москвич»?
- Конечно, чтобы закрепиться на российском рынке и привлечь большее число покупателей. «Москвич» пользовался популярностью. Причем каждый, кто его покупал, обязательно считал необходимым довести «до ума». Эта машина была такой своеобразной рабочей лошадкой — и на дачу поехать, и на рынок, и на работу. Не зря советская поэтесса и композитор Александра Пахмутова написала стихи: «Мне нравится рабочий твой характер, не зря тебя назвали «Москвичом».
- А как за рубежом относились к этому автомобилю?
- В 60–70-е годы его экспорт доходил до 70 процентов от общего объема выпуска. Машину продавали в страны Бенилюкс, в Финляндию и арабские страны. Причем «Москвич» там знают именно как недорогой и удивительно неприхотливый автомобиль. У него был простой двигатель, для которого не нужны были специальные марки бензина. В основном его покупали торговцы. Они выбрасывали задние сиденья и перевозили в нем овощи, фрукты, цветы.
- А бюджетные марки «Рено» подходят для России?
- Один из своих автомобилей компания создавала как раз у нас и для нас. Производители спрашивали: «Что такое дача для России?» И когда поняли, то создали автомобиль под наши условия. Например, в этих машинах большой багажный отсек, что очень удобно.