В высокоскоростном поезде "Сапсан", который идет из Москвы в Петербург или Нижний Новгород, больше нет свободных мест. Таков итог пяти лет эксплуатации состава. Но стоимость проезда не увеличится, пообещал глава дирекции скоростного сообщения РЖД Владимир Андреев.
"С 2009 года, когда мы ввели базовые тарифы на проезд в поездах "Сапсан", они не претерпели никаких изменений. Для пассажира за это время была разработана гибкая система скидок. В ближайшее время никакого повышения тарифов мы не планируем", - сказал он. И напомнил, что минимальный тариф сейчас составляет 1800 рублей.
Курительные комнаты в "Сапсанах" уже совершенно точно не появятся - для них просто нет места
Но ловить эти дешевые билеты на "Сапсан" теперь надо за 45 суток до даты отправления. В планах РЖД продлить период бронирования еще на 15 дней. Это европейская практика - в Старом Свете билет на поезд можно купить за два месяца. "Но цена билета из Лондона в Манчестер за два месяца вырастает в цене с 12 до 400 фунтов", - отметил Андреев в беседе с "РГ".
У нас такого большого разрыва в тарифах нет. Однако дешевые билеты раскупают очень быстро. Поэтому для студентов планируется ввести специальный тариф, чтобы они пересели на "Сапсан", а не покупали билет на другой транспорт за 500 рублей, отметил Андреев. Окончательные же подробности о студенческих тарифах раскроет глава РЖД Владимир Якунин 17 декабря, в день пятилетия запуска высокоскоростного движения в России. Кстати, на этот день для всех пассажиров "Сапсана" будет спецтариф - скинут 20 процентов от стоимости билета на поезда сообщением Москва - Санкт-Петербург - Москва и Москва - Нижний Новгород - Москва с отправлением 17 декабря.
В этот день внутри поезда будет вообще много сюрпризов. Например, к чаю будут бесплатно давать юбилейные сладости, поделился с "РГ" Андреев.
Но сюрпризы ждут не всех - курить в поезде по-прежнему будет нельзя. Также не планируется увеличивать для курильщиков время остановки в Твери, они по-прежнему за две минуты смогут сделать свою пару затяжек. Эта принципиальная позиция сохранится, даже если в поездах дальнего следования когда-нибудь появятся курительные комнаты. В "Сапсане" для нее просто нет места.
Что касается дальнейших планов по развитию скоростных поездов, то в Европе намерены вводить в эксплуатацию высокоскоростные двухэтажные поезда.
В России такой необходимости пока нет. В Старом Свете практически все платформы короткие. "А у нас есть возможность и в Москве, и в Петербурге принимать на вокзале поезда длиной в полкилометра.
И поэтому перспектива двухэтажных поездов в России существует при перевозке пассажиров из города в аэропорт с пригородных платформ", - отметил Андреев.
С 1 августа между Москвой и Санкт-Петербургом уже ходят сдвоенные поезда. Такой полукилометровый состав может перевезти более тысячи пассажиров за один раз. Учитывая высокий спрос, объем перевозок на этом направлении планируется увеличить.
С 14 декабря количество пар поездов вырастет до восьми. А в 2015 году введут так называемый "тактовый" график движения. Сейчас рассматриваются разные его варианты.
Раз в один или два часа будет ходить "пакет" из двух или трех поездов, тем самым увеличивая предложение по местам до 15 тысяч. И это сделает "Сапсан" более доступным, отметил Андреев. Тем более что еще не получены все составы, которые в РЖД заказали у немецкого производителя.
Один из составов, который придет в Россию весной 2015 года, будет особенным. Его намереваются оснастить двигателями на постоянных магнитах.
Он будет ездить, как и остальные "Сапсаны", на электротяге с постоянным током, но потребляя электроэнергии на 12-15 процентов меньше.
ЦИФРА: 1800 рублей такова сейчас минимальная цена поездки на "Сапсане"
Если удастся достичь желаемой экономии электричества, начнется модернизация всех российских "Сапсанов".
Причем она не потребует дополнительных затрат, поскольку ее возможность предусмотрена контрактом с производителем.
А вот скорость в 250 километров в час для "Сапсана" пока останется максимальной, хотя поезд может ехать и со скоростью полета своей птицы-тезки - 350 километров в час. Но для этого нужно строить отдельную железнодорожную ветку.