Власти Москвы и Санкт-Петербурга выступили с резкой критикой законопроекта и заявили, что такие варварские методы неприемлемы для цивилизованного общества.
«Да, мы знаем, что в некоторых регионах ситуация сложная, проблема есть, но именно эти регионы ее сами же и создали, запустили этот вопрос до того, что теперь кроме отлова и отстрела, ничего не остается», – заявил депутат петербургского Заксобрания Денис Четырбок.
Зоозащитники и общественные активисты уже окрестили новый законопроект «лицензией на убийство» и обратились в Администрацию Президента РФ с требованием остановить эту смертельную инициативу. Люди уверены, что авторы проекта поправок действуют отнюдь не в интересах общества. Ведь инициатива изменения ФЗ-498 в сторону ужесточения карательных мер по отношению к животным принадлежит депутатам из тех регионов, где систематически нарушаются его требования и где чаще всего происходят массовые убийства бездомных животных на фоне воровства миллионов рублей бюджетных средств.
Вряд ли является совпадением и тот факт, что главным инициатором и автором законопроекта выступила депутат от партии «Новые люди» Сардана Авксентьева. Именно в бытность Авксентьевой мэром Якутска, город буквально утонул в крови сотен забитых насмерть животных.
ЯКУТСКАЯ ЖИВОДЕРНЯ
153 собаки и 48 кошек стали жертвами кровавой расправы, которую устроили чиновники из Якутска в начале марта 2020 года. Совершив самосуд над беззащитными животными прямо на территории пункта передержки, живодеры планировали сжечь труппы на мусорном полигоне, но не успели. Контейнеры, доверху забитые обезображенными телами братьев наших меньших обнаружили зоозащитники.
«Мы обнаружили этот кошмар 9 марта, когда пришли туда и увидели в контейнере вот эти трупы собак и кошек. А теплое помещение было абсолютно пустое. Там не было животных. Их всех перебили. Всех до единого. Оставалась 71 собака на улице. Почему их оставили, непонятно. Мы сняли это на видео и выложили в соцсети, и эти видео разлетелись за несколько минут. И резонанс, конечно, был мощнейший, – рассказала «Совершенно секретно» журналист и зоозащитник Марина Сантаева. – И начались разбирательства со стороны правоохранительных органов. Поскольку была огласка, подключили даже правительственную комиссию. Было несколько пресс-конференций по этому поводу».
Громче всех взывала к правосудию Сардана Авксентьева, занимавшая в то время пост мэра Якутска. Она заявила, что была не в курсе случившегося, поскольку находилась на выходных, и что о заседании городской комиссии, где решали, как убивать животных, чтобы не оставлять улик, ее, якобы тоже не поставили в известность.
«Это было 2 или 3 марта, накануне бойни. Это была городская комиссия по ГО и ЧС при мэрии так называемая по чрезвычайным ситуациям и возглавлял эту комиссию Роман Сорокин. Это первый зам. Сарданы Авксентьевой на тот момент. И они, действительно искали шины для того, чтобы сжигать труппы. Потому что там температура горения очень высокая, когда резина горит, все сгорает – плоть сгорает, кость разрушается, – вспоминает Марина Сантаева. – Мы ездили тогда на полигон и видели догорающие труппы. Т.е., они готовились к этому. Готовились сделать это в праздничные выходные. Но это мы потом уже все узнали, позже».
Когда журналисты подняли шум, и запахло жареным, чиновники попытались оправдаться и заявили, что животные заболели бешенством. Вышло неубедительно и, разумеется, в это никто не поверил. Зоозащитники и активисты обратились в прокуратуру Якутска с просьбой провести проверку.
«В одном из ответов прокуратуры сообщается, что собака, у которой выявили бешенство, была отловлена 29 января. А 10 февраля прокуратура вынесла директору МУП «Жилкомсервис» Валерии Билоус представление об устранении нарушений в пункте передержки животных, в том числе за отсутствие вакцинации. Но уже через неделю прокуратура отметила, что нарушения устранены, и по состоянию на 17 февраля все животные, содержащиеся в ППБЖ, вакцинированы от бешенства и иных опасных заболеваний, – рассказала нам зоозащитница. – Получается, если верить прокуратуре, собака, у которой якобы было обнаружено бешенство, была вакцинирована. И 7–8 марта были убиты вакцинированные, а значит, здоровые животные».
МУП «Жилкомсервис» – единственная организация в Якутске, которая занимается отловом бездомных собак и кошек и получает за это приличные деньги из бюджета. По официальным данным, 14000 рублей за голову. Однако по итогам прокурорской проверки, которую инициировал в марте 2020-го депутат Госдумы Владимир Бурматов, выяснилось, что эти средства просто напросто разворовывались. Несмотря на принятый еще в 2018 году федеральный закон об ответственном отношении с животными, в якутском пункте передержки не проводили ни вакцинацию, ни стерилизацию. Более того, в Якутии за это время не построили ни одного приюта для животных. Депутат заподозрил, что убийство могли спланировать и осуществить из-за очередного тендера на отлов.
«Для нас это трагедия, преступление, ужас и не умещается в голове. А для кого-то – три миллиона рублей в карман за один день. И никакой вакцинации, стерилизации, пристройства – ничего. Такой бизнес», – констатировал Владимир Бурматов.
Местные зоозащитники тем временем провели собственное расследование и выяснили, что «добро» на убийство животных было спущено главой Департамента ветеринарии Якутии Василием Бураевым. В документах Бураев сослался на санитарные правила 3.1.096-96 и ветеринарные правила 13.3.1103-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных». Как потом оказалось, на несуществующие правила.
«Мы сделали запрос в Министерство сельского хозяйства РФ, откуда нам пришел ответ, что санитарные правила, на которые ссылается Департамент ветеринарии Якутии, «не проходили государственную регистрацию в Минюсте России, не влекут правовых последствий и считаются не вступившими в силу», – рассказала Марина Сантаева. – Таким образом, республиканский департамент руководствовался в своих преступных действиях нормативным актом, не имеющим силы».
После многочисленных проверок главного якутского ветеринара все-таки уволили. Исчезла из поля зрения и гражданка Билоус вместе с бюджетными миллионами и мужем, по совместительству сотрудником городской прокуратуры. Но уголовное дело, возбужденное по статье «за превышение служебных полномочий» не прекращено по сей день. Следствие продолжается, и есть надежда, что заслуженная «награда» в виде реального тюремного срока рано или поздно найдет своих «героев».
Правда, вот жизнь самих бездомных животных в Якутске за это время не стала лучше.
КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
29 декабря 2021 года в Якутске произошло новое резонансное убийство. Бродячие собаки насмерть растерзали доцента Северо-Восточного федерального университета Сардану Слепцову. ЧП произошло недалеко от учебного заведения, на территории ипподрома. По словам местных жителей, агрессивную стаю здесь заметили задолго до этого нападения и неоднократно обращались в администрацию города с просьбой принять меры. Но там, на сигналы горожан не реагировали. И только страшная трагедия заставила чиновников зашевелиться. Виноватыми в случившемся опять назначили собак, причем даже тех, которые в это время находились в пункте передержки.
«После этого ЧП прокуратура обратилась с иском в городской суд, после чего выпуск стерилизованных и вакцинированных собак из пункта передержки запретили. Весь 2022 год выпуск собак не производился. Притом что бюджетное финансирование велось и ведется по программе «отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск». Из расчета, что собаки содержатся в ППБЖ 30 дней. Поэтому волонтерам приходится постоянно искать пожертвования, чтобы животные не умирали от голода, – рассказывает зоозащитник Марина Сантаева. – К тому же изначально этот пункт передержки был рассчитан на 250 мест, а сейчас там содержится около 1300 животных. Это по официальным данным. Там очень большая скученность. Они там едят друг друга. Щенки, например, там просто не выживают».
Наша собеседница рассказала, что среди постояльцев ППБЖ очень много домашних породистых собак и кошек. Как правило, эти животные попадают в сети отловщиков во время самовыгула.
«Эти отловщики, они же ловят-то в основном собак, которые сами в руки идут, – считает зоозащитница. – Дикую собаку поймать практически невозможно. Это очень большие усилия нужно приложить. Это спецсредства нужны, время, сноровка».
Складывается впечатление, что якутские власти просто ненавидят животных. Недавно, чтобы оправдать очередное планируемое убийство бездомных собак, они придумали новую эпидемию. Но на этот раз зоозащитники сорвали планы чиновников. «Под видом бруцеллеза собирались усыплять огромное количество собак. Закупили курские тесты, которые дают ложноположительный результат. У 736 собак в приюте взяли пробы, из них 533 пришли положительные и 126 сомнительные. Сомнительные – это тоже положительные. Представляете? – возмущается зоозащитница. – Бруцеллез – это болезнь общая как для животных, так и для людей. Поэтому животные, у которых выявлен бруцеллез, подлежат умерщвлению. Эта тема в Якутске длится с прошлого года. Вот эти все собаки, они сейчас в ППБЖ сидят и ждут результатов повторного теста. Я написала письма в Следственный комитет, Россельхознадзор, Минсельхоз и на Курскую биофабрику «Биок», которая выпускает эти дурацкие тесты. Из Россельхознадзора мне ответили, что результаты курских тестов нужно перепроверять».
Кстати, некоторые владельцы собак оказались слишком доверчивыми и поспешили усыпить своих питомцев после положительных тестов на бруцеллез. А позже, когда пришли результаты посмертных исследований, оказалось, что диагноз был ложным.
КОРРУПЦИЯ ПОРОЖДАЕТ НАСИЛИЕ
Сообщения обо все новых и новых случаях нападений бродячих собак на людей стали появляться настолько регулярно, что волей-неволей начинаешь задумываться, а не провокация ли это? Ведь порой доходит просто до абсурда.
Так, в конце марта этого года на одной из автомобильных парковок Астрахани был найден труп местной жительницы. Следователи, прибывшие на место преступления, заявили, что рваные раны, обнаруженные на теле убитой, были нанесены бродячими собаками. Стало быть, виновны в смерти астраханки именно они. Откуда у них такая уверенность, следователи не уточнили.
Но этого хватило для того, чтобы горожан охватила паника, буквально лишившая их разума. Не дожидаясь конца расследования, они стали требовать от властей разрешения на самосуд.
Потом оказалось, что с этим убийством не все так просто и однозначно. Если верить видео, попавшему в руки журналистов, женщину на парковке нашли в задранной майке, без штанов, нижнего белья и обуви. А рядом с ней не было ни крови, ни частиц разорванной ткани.
«Собаки же не могли одежду съесть. Если бы они сдирали одежду, рядом какие-то лохмотья были бы. А девушку явно туда привезли и выкинули. Собаки доделали дело», – рассказал журналистам местный житель Алексей.
Алексей считает, что виновных в смерти женщины, как, впрочем, и виновных в том, что по городу разгуливают собаки-людоеды, нужно искать среди людей. С Алексеем полностью согласен депутат Астраханской областной думы Олег Шеин, который считает, что деньги, выделенные на реализацию программы «отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск» (ОСВВ), используются не по назначению.
«Следственный комитет выступил с релизом, из которого вытекало, что из 52 миллионов рублей, которые были выделены из бюджета, украли 47 миллионов, оставшиеся пять пошли на зарплату персонала. Если все деньги украсть, о каких результатах можно говорить с точки зрения исполнения закона?», – заявил депутат. И такая ситуация сложилась практически во всех регионах, откуда большего всего поступает сообщений о ЧП с участием бродячих собак. Оренбург, где произошла еще одна громкая трагичная история, в этом плане не исключение. После того как агрессивная стая загрызла восьмилетнего мальчика, горожане начали мстить животным, травить и убивать всех, кто попадется под руку. Нормальному человеку трудно себе представить, что такой беспредел, подпадающий, между прочим, под уголовную статью, может происходить в цивилизованной стране при молчаливом одобрении со стороны руководителей региона. Неужели и правда, никому в голову не пришло задаться вопросом: а почему, вообще, такой маленький ребенок оказался на улице один, без присмотра взрослых?
Позиция властей Оренбурга предельно понятна. Руками людей, пусть и незаконно, они пытаются решить проблему, на которую годами закрывали глаза. По данным прокуратуры, 750 обращений в год о бездомных собачьих стаях были проигнорированы. Четырехмиллионный проект на строительство приюта для животных так и остался на бумаге. Деньги, вероятно, как всегда, были «распилены» и «освоены». Выделять еще какие-то средства на гуманное решение «собачьего» вопроса, мэр города категорически отказывается и выступает за радикальные меры.
«Они будут сидеть в этих клетках, для чего и для кого? Для чего нам их просто кормить? Утилизировать!», – заявил журналистам мэр Оренбурга Сергей Салмин.
УБИЙСТВО – НЕ ВЫХОД!
Большинство экспертов уверены в том, что умерщвление бездомных животных не решит проблемы. Такая практика у нас велась десятилетиями и не принесла никаких положительных результатов. Выход из положения специалисты видят в разработке и обязательном выполнении комплексных мер по предотвращению безнадзорности. Среди них доступная стерилизация и чипирование домашних животных, в том числе и в отдаленных районах, лицензирование и обложение налогом лиц, занимающихся разведением животных в коммерческих целях, а также полная прозрачность деятельности подрядчиков по отлову и содержанию четвероногих беспризорников.
«Откуда появляются эти безнадзорные животные? Это разведенцы. Нереализованные или отбракованные особи, выброшенные на улицу. В том же самом 498-м законе была задача: разработать нормы для заводчиков собак, поставить их всех на регистрационный учет, обязать их чипировать своих питомцев. Вы думаете, что-то из этого было сделано? Ничего не было сделано. Мало того, деятельность на отлов, стерилизацию и вакцинацию бездомных животных у нас не лицензируется. Этим занимается кто попало – дорожники, коммунальщики и пр. Тендеры выигрывают «свои» люди. Учетная деятельность по расходованию бюджетных средств ведется кое-как. Особенно в регионах, – рассказала «Совершенно секретно» юрист Марина Масленникова. – Хотя каждый субъект РФ имеет свой законодательный орган, а при нем есть счетная палата. Есть специалисты, аудиторы, финансисты, юристы, которые проверяют расходование бюджетных средств. У них на учете должна быть каждая собака и каждый рубль, выделенный на нее». Марина Масленникова считает, что нужно тщательно расследовать каждый смертельный инцидент, в котором публично обвинили бездомных собак, потому что именно это послужило триггером для продвижения смертельных изменений в существующем законодательстве. А проверкой чиновников, которые раскалывают и раскачивают общество, выступая с такими сомнительными инициативами, по мнению юриста, должны незамедлительно заняться органы ФСБ. «Никогда законопроекты на пустом месте не появляются. Сначала раскачивают какую-нибудь историю, потом говорят: «А мы исправим вот эту плохую ситуацию! Мы сейчас все отрегулируем». Понимаете, собаки – это повод», – считает юрист Марина Маслова.