Запомните этот позорный день.
Очень надеюсь, что 14 мая 2020 года не случится ухода большого тренера не только из родного клуба, но и из профессии, ухода максимально несвоевременного и несправедливого. Но и такое, к сожалению, не исключено.
А потому, что, когда человеку 73, слишком многие работодатели, увы, смотрят не на его работу и энергетику, а исключительно в паспорт. Да и сам он, добившись стабильных успехов в топ-клубе и доказав себе, что по-прежнему может приводить красно-зеленых к трофеям, не факт, что захочет возвращаться в более скромные команды, которыми до «Локо» было наполнено его последнее десятилетие. Или сам процесс, который он обожает сам по себе, снова окажется для него важнее статуса? Кстати, предложение клуба занять, образно говоря, должность «министра без портфеля» здесь ничего не меняет.
Точно знаю одно: Семин всегда поражал желанием работать. Палыч никогда не предавал свою профессию и не уставал от нее. Пока один его уважаемый коллега и бывший конкурент ударился в многолетний дауншифтинг, а другой — ушел в политику, его по-прежнему тянуло и тянет на тренировочное поле со свистком. Когда он не был востребован в клубах уровня «Локомотива» и киевского «Динамо» — не загорал на пляжах в ожидании тучных предложений, а пахал в «Габале», «Мордовии» и исхудавшем «Анжи».
Как он сейчас отреагирует на случившееся — не знаю. Но в любом случае не сомневаюсь, что об истории ухода Семина с поста главного тренера «Локомотива» в 2020 году будут еще очень много лет говорить и писать как об образце нефутбольности принятия решений в российском футболе.
Как о прыжке Боба Бимона. По цинизму во всем — и кого убрали, и кого вместо него назначили (не в обиду Марко Николичу, он-то ни в чем не виноват и вряд ли понимает, куда приходит и что его ждет), и когда это произошло. Спасибо еще за гуманизм, что не прямо в день рождения 11 мая о непродлении объявили, а немного позже...
Как о примере того, с каким хладнокровием, оказывается, можно вытереть ноги о собственных болельщиков. Самые впечатлительные из которых после этого, думаю, переключатся на какие-то европейские клубы, поскольку болеть за другой российский уже не смогут. Знаю человека, после первого увольнения Курбана Бердыева из «Рубина» навсегда переключившегося на другие чемпионаты, — такова была степень разочарования.
А Семин для «Локомотива» — это еще больше. 34 года с момента первого матча во главе красно-зеленых до сего дня! Рекорд ЦСКА между первой и последней играми во главе клуба у Сергея Шапошникова — 17 лет. «Спартака» — у Николая Гуляева (20). Московского «Динамо» — у Константина Бескова (28). Киевского — у Валерия Лобановского (29). «Торпедо» — у Валентина Иванова (31), от которого чуть отстал Виктор Маслов (29). Столько, сколько у Семина, нет ни у кого. В Москве — так точно.
Сегодняшнему событию поспособствовали, конечно, и уникальные обстоятельства. Пандемия коронавируса. Долгая пауза в чемпионате. Контракт с тренером, завершившийся до фактического завершения сезона, — когда еще такое могло произойти? И появившаяся таким образом у руководства клуба возможность досрочно свести с ним счеты. Эти запоминающиеся обстоятельства сделают позор такого расставания каноническим. О нем будут рассказывать десятилетиями: «А помнишь, когда бушевал коронавирус, начальники «Локомотива» спровадили Палыча?»
Даже в 2010 году, когда «Локо» расстался с Семиным, и тренер сказал знаменитое: «У Смородской конфликт с футболом», — по сути он был прав, но со спортивной точки зрения отставка выглядела не так возмутительно. 4-е и 5-е места в чемпионате, вылет из Кубка в 1/16 финала — тот заход Семина в «Локо» после триумфа в Киеве оказался не таким успешным, как сейчас. И его недруг — глава клуба при желании мог этим воспользоваться, что и произошло. Но сейчас...
Возраст и стремление смотреть в будущее? «Устаревшие методы тренировок» (как же это бесит!)? Сложный характер? Неуживчивость с начальниками? На самом деле — смотря с какими. Почти все годы Семин с Филатовым, с Фадеевым, Аксененко, Федорычевым, Суркисом, Наумовым, Керимовым — очень даже ладил.
И неважно, что о начальниках, с которыми конфликтовал, ни вчера в футболе никто не знал, ни завтра не вспомнит.
А Семина будут вспоминать и через полвека.
Доказал, что может побеждать не только в тандеме с Филатовым
Семин — не просто символ, лицо, лучший тренер в истории «Локомотива».
Он и есть «Локомотив».
У него — три золота за 24 сезона.
Без него — ни одного за 57.
У него — шесть Кубков страны. Всего их у «Локо» всех времен — 10, причем еще при одном, под руководством Анатолия Бышовца, он был президентом клуба. Оба выхода в финал, когда «Локомотив» проиграл, тоже случились при Семине.
У него — пять серебряных медалей (не считая нынешнего сезона) из клубных шести и все три Суперкубка.
Хотя какие только супертренеры ни руководили железнодорожниками — Гавриил Качалин, Борис Аркадьев, Николай Морозов, Константин Бесков, Михаил Якушин, Александр Севидов, Анатолий Бышовец. То есть люди, которые взяли единственный в нашей истории Евро (Качалин), обе Олимпиады (Качалин и Бышовец), единственное же четвертое место на ЧМ-66 (Морозов). Финалист Евро и Кубка кубков Бесков. «Локомотив» возглавляли люди, которые с другими командами выиграли 21 чемпионат СССР.
Причем, если Бесков с Якушиным мелькнули в клубе на несколько месяцев, то Качалин с Аркадьевым и Морозовым на троих проработали 15 лет! А выигрывал золото национального первенства только Семин. И не с одним звездным поколением футболистов, а с разницей между первым и последним в 16 лет.
Это снимает с повестки дня возникший у кого-то тезис, что Семин мог побеждать только в тандеме с президентом Валерием Филатовым. Да, «Локомотив» в том виде, в котором мы его сейчас знаем, построили они вдвоем. Но к нынешнему периоду с чемпионством, двумя Кубками и Суперкубком Валерий Николаевич никакого отношения не имеет. Как и к золоту киевского «Динамо».
К слову, ни один тренер, кроме Семина, не побеждал в чемпионатах и России, и Украины. Хотя работали и тут, и там многие.
Впрочем, не только трофеями ценен Юрий Палыч. А 99 процентами болельщиков красно-зеленых, которые появились именно при нем и благодаря ему. Вадим Евсеев, росший в локомотивской школе, рассказывал, что на первую команду в те времена ходило по 200-300 человек, в основном родственники игроков. О том, что «Локомотив» тогда называли «пятым колесом в телеге московского футбола», знают все. До Семина он был никому не нужен и не интересен.
А теперь при Семине после Смородской не то чтобы прямо в разы, но существенно поднимается посещаемость (хотя и работе Ильи Геркуса в этом направлении надо отдать должное), и с секторов повсюду уже много лет несется: «Юрий Палыч, оле-оле-оле!».
И это будет продолжаться. С Николичем или с кем-то другим — не важно.
А если чемпионат решат доигрывать?
Как же им было невтерпеж.
Как же они боялись, что Семин в последний момент что-нибудь придумает и все снова перевернет.
Но рубить так рубить. Пусть даже сук, на котором сами сидят. Потому что с Палычем результат есть, а без него — бабушка надвое. Как это было при одном президенте «Локо», которую в узких кругах как раз и называли Бабушкой. И при деньгах, каких в распоряжении Семина не имелось никогда, выиграли за шесть лет всего один Кубок.
Но если задача поставлена — ее надо выполнять. Любым способом. В любое время. На каком бы месте команда ни шла.
Впрочем, тут есть нюанс. В любом случае получится крайне некрасиво, но по-разному. И с различными последствиями.
Если РПЛ не доиграют — второе место, добытое Семиным, уже в кармане. И хоть с Николичем, хоть с чертом лысым — Лига чемпионов все равно никуда от «Локомотива» не денется. С более чем 15 миллионами евро, которые за это клубу причитаются.
Но, допустим, 15 мая премьер-лигу решат доиграть. И тогда получится уже совсем другая история.
Николич команду не знает. Команда не знает его. И не понимает, что вообще происходит и как такое возможно.
Времени на то, чтобы они познакомились поближе и поняли друг друга, ну и — мелочь какая-то — что-то натренировали, будет минимум. Окружающий фон — предельно негативный. Пустые трибуны это частично смягчат, но и других способов донести до «Локо» ад, который начнется среди болельщиков, сейчас хватает. В Instagram игроков уже началось.
Сохранить второе место при таких раскладах будет почти непросто. Дай бог в Лигу Европы попасть напрямую, без квалификации. Не удивлюсь, если железнодорожники вообще скатятся на пятое место. Ниже — уже сложно.
И что тогда? Кто ответит? И как?
Хотя кого выставят крайним, отдадут на съедение трибунам, — понятно. Того, кто несет формальную ответственность. Гендиректора Василия Кикнадзе. Не исключено, что он пойдет на выход.
Еще хуже, чем увольнение Романцева в 2003-м
Инсайды в последнюю неделю сыпались со всех сторон, но я все-таки до последнего наивно думал, что просто этого не может произойти, и на каком-то этапе процесс затормозится. Уж слишком абсурдно — до гротеска — все выглядит. Такого не бывает!
Хотя нет — бывает. В России это уже проходили.
Например, в 2003 году, когда президент «Спартака» Андрей Червиченко выгнал самого титулованного тренера в истории клуба Олега Романцева, днями ранее выигравшего Кубок России, и назначил вместо него Андрея Чернышова. После чего трофеев не брали целых 14 лет. Такого перерыва не случалось никогда.
Казалось, спартаковцы получили жирный минус в карму за такую отставку. Проклятье снял Массимо Каррера, и болельщики были этому так счастливы, что их часть на полном серьезе считает итальянца более важным тренером для красно-белых, чем Романцев. Хотя, при всем уважении к Массимо и его успеху, сравнивать их вклад в историю клуба в здравом уме невозможно.
А Олег Иванович после той отставки, по сути, закончил карьеру. У него были короткие отрезки в «Сатурне» и «Динамо», но ничего не вышло. В 51 год он закончил тренировать формально, а в 49, расставшись со «Спартаком», — фактически.
История отставки Семина — даже хлеще романцевской. За исключением того, что с ним контракт не продлили, а с Романцевым — разорвали.
А почему, спросите, хлеще?
Во-первых, потому, что в чемпионате России-2003 «Спартак» тогда играл скверно, шел в середине таблицы, а «Локомотив» сегодня — второй, в зоне прямого попадания в Лигу чемпионов.
Во-вторых, потому, что, в отличие от тренера-загадки Николича, Чернышов тогда был главным тренером молодежной сборной России и считался одним из самых перспективных специалистов страны (пусть этой репутации и не оправдал). Да и в «Спартаке» когда-то поиграл, пусть и недолго.
В-третьих, потому что Романцев для «Спартака» — бесспорно, один из величайших тренеров. Но — все-таки один из. Были и Константин Бесков, и Никита Симонян, и Николай Гуляев.
А кто для «Локомотива» Семин — сказано выше.
Будет ли новое «проклятье Белы Гутмана»? Или жены Севидова?
Кем станет Николич — посмотрим. Знакомый сербский журналист, которого я попросил охарактеризовать нового главного тренера «Локо» (лично он с Марко не знаком, но давно за ним наблюдает), высказался так: «Это не волшебник и не художник, но хороший ремесленник. И порядочный человек. Считаю, что он сможет подготовить команду для борьбы за путевку в еврокубки. А больше или меньше того — зависит от удачи. И от того, как примут его в клубе, от уровня игроков, от того, насколько он, иностранец, поймет отношения в российском футболе.
В 2017 году Марко сделал дубль в «Партизане» простым способом: вратарь отправлял мяч к двухметровому форварду, а тот сбрасывал головой налево бразильцу или направо сербу, бывшему игроку Николича из «Рада». Конечно, после Семина любому тренеру не позавидуешь, но быть тренером — это само по себе риск..."
...Вспоминаются две легенды. Одна — «проклятье Белы Гуттмана». Венгерский тренер «Бенфики», дважды подряд бравший Кубок чемпионов в начале 60-х, не добился от руководства «орлов» повышения зарплаты и ушел, заявив, что клуб не сможет в течение следующего века выиграть хотя бы один европейский турнир. С тех пор «Бенфика» уступала в пяти финалах Кубка/Лиги чемпионов и три — Кубка УЕФА/Лиги Европы.
Легенда вторая, отечественная. Накануне сезона 1979 года у московского «Динамо» собралась блестящая, чемпионская команда. Но зимняя поездка на мини-футбольные турниры в США обернулась катастрофой. Главный тренер Александр Севидов, уже побеждавший с бело-голубыми в весеннем первенстве 1976 года, встретился в Лос-Анджелесе со старым другом-эмигрантом, что не осталось без внимания КГБ, и после возвращения Севидова сняли с должности. Якобы после этого жена тренера Лидия Дмитриевна в сердцах сказала: «Раз так отнеслись к Сан Санычу — не будут теперь чемпионами». С тех пор у «Динамо» — ни одного золота.
Не стал бы исключать, что во всем этом доля мифа как минимум не уступает реальности. Но никогда не стоит забывать о том, что отставки тренеров, которые много сделали для клуба, чреваты для команд горькой и долгой расплатой. Так было со «Спартаком» после Романцева, с «Динамо» после Севидова, с «Бенфикой» после Гуттмана.
Впрочем, сам Семин слишком любит «Локомотив», чтобы желать ему неудач.
Да и как знать — может, быть еще одному возвращению?
Ведь и в начале 2010-х, после отставки от Смородской, мало кто верил, что эпоха Семина для «Локо» не осталась позади. Ведь ему и тогда уже было 63, и после второго, неудачного захода в Киев Палыч поехал по более скромным командам. Но в 69 вернулся — и вы знаете, что произошло дальше.
Этот отрезок карьеры станет одной из важнейших частей легенды о Юрии Палыче. Как и позорный для клуба уход при том, что «Локо» идет вторым.
Накануне 70-летия Семин сказал мне, что у него есть цель — побить рекорд его учителя Константина Бескова, выигравшего Кубок России в 75.
И что-то мне подсказывает, что даже непродление контракта с «Локомотивом» задачу эту не снимает.
Ведь это — Семин.