Минфин в понедельник реализовал мартовскую угрозу Владимира Путина об одностороннем выходе из соглашений с низконалоговыми юрисдикциями в случае непринятия ими новых российских условий: ведомство сообщило о подготовке к денонсации договора об избежании двойного налогообложения с Кипром. Таким решением власти намерены подтолкнуть холдинги, использующие кипрские компании, к переезду в российские «офшоры» — в специальные административные районы в Приморье и Калининградской области. Неожиданный шаг Минфина, вероятно, согласованный с главой государства, нарушит сложившиеся финансовые потоки для части бизнеса. Впрочем, эксперты ожидают, что РФ и заинтересованный в россиянах Кипр после новых переговоров заключат новое налоговое соглашение.
Минфин в понедельник сообщил, что переговоры о пересмотре соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) между Россией и Кипром завершились неудачей и поэтому Москва 3 августа начинает процедуру денонсации документа. Уже через несколько часов на портале regulation.gov.ru появилось уведомление о начале подготовки необходимого законопроекта — формальное решение о выходе из соглашения примет Госдума. Планируемый срок вступления закона в силу — декабрь 2020 года.
Формально действовавшее более 20 лет соглашение пало жертвой коронавируса. 25 марта Владимир Путин выступил с обращением в связи с эпидемией, в котором пересмотр соглашений был назван одной из мер, способных поддержать ослабевшую российскую экономику. Президент потребовал, чтобы выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж, облагались бы таким же налогом, как и внутри страны. В случае несогласия партнеров пересматривать СИДН был обещан односторонний выход из соглашений. После этого Минфин уведомил Кипр, Люксембург и Мальту о желании перемен.
Переговоры с киприотами шли трудно, но наблюдатели все же ожидали обновления соглашения. Российский Минфин молчал, кипрский — допускал оптимистичные утечки. Сообщалось, что новое соглашение будет подписано в сентябре во время визита на остров главы МИД РФ Сергея Лаврова.
В понедельник же анонимные переговорщики в Министерстве финансов Кипра (официальных комментариев пока нет) были полны удивления по поводу решения российских коллег.
Отметим, что последнюю попытку убедить Москву предпринял президент Кипра Никос Анастасиадис, который 30 июля звонил Владимиру Путину. Кремль тогда официально лишь сообщил, что прошло обсуждение «актуальных вопросов российско-кипрского взаимодействия в различных областях». Кипрская же пресса информировала, что главной темой разговора было как раз налоговое соглашение.
Российский Минфин 3 августа подвел итоги переговоров вполне определенно: коллегам на Кипре было предложено поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам, однако они «пытались максимально размыть эффект от инициативы для российской казны различными исключениями». Назвали на Ильинке и потери от действующего соглашения. Выплата дивидендов на Кипр позволяет снизить ставку налога до 5% или 10%, на проценты по займам — до 0%. Это заметно меньше российских ставок в размере 13–15%.
Так что, по разным оценкам, по соглашению на Кипр из России в 2018 году было выведено 1,4 трлн руб., в 2019-м — 1,9 трлн руб.
Минфин считает увод денег на остров схемой, по которой доходы российского происхождения выплачиваются российским же бенефициарам через транзитную юрисдикцию.
Замминистра финансов Алексей Сазанов отметил в понедельник, что в ведомстве ожидают, что теперь реструктурирование холдинговых структур через Кипр станет невыгодным и использовавший его бизнес начет возвращаться в Россию. «Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов, с тем чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными»,— пообещал замминистра. Поясним, речь идет о созданной возможности перевода иностранных юридических лиц в Россию в качестве резидентов специальных административных районов (САР) с заменой юридического адреса при сохранении корпоративной структуры. Эти районы, по многим признакам схожие с офшорами, созданы на территориях островов Русский (Приморский край) и Октябрьский (Калининградская область).
Разрыв СИДН с Кипром означает, что далее налог с многих операций с зарегистрированными там компаниями надо будет платить как в РФ, так и на Кипре. Отсутствие СИДН фактически приравнивает эту страну Евросоюза к офшорам, с которыми такие соглашения не заключаются. Отметим, что Кипр всегда был интересен бизнесу не только экономией на налогах, но возможностями, которые дает европейская холдинговая структура, вроде открытия счетов в банках ЕС и гарантированной англосаксонским правом защиты собственников.
Отказ от соглашения с Кипром — это потрясение для российского бизнеса,— сказал “Ъ” руководитель направления разрешения налоговых споров Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов.— Финансовые потоки однозначно изменят свое русло».
Эксперт ожидает, что многие компании поднимут вопрос о досрочном или более раннем осуществлении выплат до момента расторжения соглашения: «Такие вопросы могут поставить как акционеры, например в отношении выплаты накопленных дивидендов, так и другие компании, в том числе независимые, например в отношении погашения долговых обязательств и уплаты лицензионных платежей. Такие выплаты будут тщательно изучаться налоговыми органами, причем с точки зрения концепции приоритета существа над формой». Поэтому он ожидает роста споров по таким выплатам.
Директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Александр Токарев считает, что денонсация соглашения подогреет интерес к САР. Однако, по его словам, надо смотреть, как будут реализованы обещания правительства по части расширения перечня лиц, которые смогут воспользоваться пятипроцентной ставкой налога на доходы у источника выплаты в РФ по дивидендам в пользу нерезидентов. «Пока, к сожалению, этой нормой могут воспользоваться только публичные международные холдинговые компании, количество которых весьма ограниченно»,— говорит Александр Токарев. По его словам, вряд ли переезд с Кипра в САР даст существенный приток налоговых поступлений в бюджет РФ. «Если мы говорим о холдинговых компаниях, то основной смысл будет состоять в том, чтобы получить возможность без налогов распределять дивиденды от российских дочерних компаний в холдинговую компанию, зарегистрированную в САР»,— резюмирует эксперт. При этом он предполагает, что, возможно, денонсация соглашения носит технический характер.
Переговоры с Кипром шли долго, нельзя исключать того, что новые условия будут указаны в новом соглашении. Вероятно, вносить большое число правок в прежний документ стороны сочли нецелесообразным»,— сказал “Ъ” Александр Токарев.
Партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов также полагает, что подписание нового соглашения состоится, так как принятие российских предложений в реальности мало что изменит в ближайшие два года, а Кипр заинтересован даже в модифицированном СИДН. По его словам, налог с дивидендов по ставке 15% или НДФЛ в размере 13% (через «сквозной подход», когда ставки применяются не к получателю дохода на Кипре, а к конечному бенефициару в России) большинство платит уже давно. Те же немногие бизнес-группы, которые ведут реальную деятельность на острове и применяют пятипроцентный налог на дивиденды, смогут успеть распределить суммы прошлых периодов по льготной ставке еще в этом году, говорит эксперт. «Учитывая российские льготы, возможность применения ставки 0% по дивидендам при платеже в кипрский субхолдинг с российским холдингом над ним и планируемое освобождение от налогообложения контролируемых иностранных компаний при уплате 5 млн руб. фиксированного налога, Кипр останется привлекательным и с измененным налоговым соглашением»,— сказал “Ъ” Рустам Вахитов. Если же соглашения не будет, это сделает недоступным освобождение от налогов в России выплат в структурах еврооблигаций, использование кипрских субхолдингов также станет менее привлекательным. Отсутствие соглашения сильно снизит ценность кипрского элемента в российских структурах и может действительно привести к массовой миграции бизнеса.
Отметим, что неожиданный шаг Минфина в отношении Кипра, который не мог не быть согласован с Владимиром Путиным, неизбежно повлияет на ход переговоров с Мальтой и Люксембургом. Если в итоге будут разорваны соглашения и с ними, российскому бизнесу из благоприятных юрисдикций остается только «дорогие» Швейцария и Голландия.