На прошлой неделе правительство утвердило проект федерального бюджета на ближайшие три года. На что будем жить? Как будем сводить дебет с кредитом после пережитого коронакризиса?
«Работа над проектом бюджета велась в условиях серьёзных финансовых вызовов. К действующим против нашей страны санкциям и низким нефтяным ценам добавились эпидемиологические риски, — сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. — В итоге нам удалось пройти по острию, по очень тонкой грани, когда надо было балансировать, решая одновременно важнейшие задачи безусловного выполнения всех социальных обязательств государства и выведения экономики на темпы роста и развития страны. Весь комплекс мер, которые мы проводили во время борьбы с коронавирусом и экономическим кризисом, себя оправдал. Теперь мы должны перейти к решению новых задач. И во главу угла по-прежнему ставится безусловное выполнение всех социальных обязательств государства перед людьми».
Какие обязательства выполняет бюджет? 1 января 2021 г. состоится индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам выше инфляции — на 6,3%, а социальные пенсии будут увеличены с 1 апреля на 2,6%. Всего на выплату всех пенсий государство направит 8,4 трлн руб. С 1 января на 3,7% будет проиндексирован и маткапитал. Его размер вырастет до 483 882 руб. на первого ребёнка и до 639 432 руб. на второго (если семья уже получала маткапитал на первого, на второго получит доплату 155 550 руб.).
Все на мобилизацию!
Доходы федерального бюджета в этом году составят 17,8 трлн руб. (вместо планируемых 20,5 трлн), а расходы предполагаются на уровне 22,7 трлн руб. В 2021-м доходы с расходами тоже не сходятся: 18,7 против 21,4 трлн руб. В итоге в этом году Минфин прогнозирует дефицит бюджета в 4,5% ВВП, в следующем — около 2,4%, в 2022—2023 гг. — 1%.
Как правительство собирается покрывать создавшийся в казне дефицит? По каким сусекам поскребёт? «Мы сократили все расходы, не связанные с социальными обязательствами, на 10%, ГПВ (государственная программа вооружений. — Ред.) — на 5%, — сообщил глава Минфина Антон Силуанов. — Без этих оптимизаций, без сокращения мы бы не вышли на сбаланированные принципы бюджетной политики в 2022-м. Поэтому, что называется, по ниточке со всех мер собирали». Назвали новые меры «программой мобилизации» доходной части бюджета.
Во-первых, в следующем году отменяется индексация зарплат для государственных служащих. Повышение денежного довольствия ждёт только военных и приравненные к ним категории (Росгвардия, ФСБ, ОВД, ФСИН и др.).
Во-вторых, правительство планирует повысить акцизы на табачную продукцию выше инфляции, в результате чего сигареты в среднем могут подорожать на 20 руб. Это даст бюджету 70 млрд руб. в год.
В-третьих, доход в казну должно принести введение 13%-ного НДФЛ на доходы с вкладов свыше 1 млн руб. Закон уже принят и начнёт действовать со следующего года. По расчётам Минфина, после 2022 г. эта мера должна давать 100 млрд руб. в год.
В-четвёртых, по 60 млрд руб. в год должно приносить появление так называемого НДФЛ для богатых — повышение налоговой ставки до 15% для граждан с годовым доходом свыше 5 млн руб. Эти средства в бюджете будут "окрашены" и пойдут на лечение детей с орфанными заболеваниями. По словам А. Силуанова, 15%-ный НДФЛ коснётся всего 1% работающих граждан, остальные будут платить по прежней ставке 13%. Впрочем, могут быть исключения, когда раскошелиться в пользу государства придётся не только самым богатым. Например, если человек продаёт свою квартиру или дачный дом раньше чем через 5 лет после покупки, в соответствии с Налоговым кодексом он должен заплатить НДФЛ. Налоговая суммирует его годовой заработок и полученную от продажи жилья сумму и всё, что получится сверх 5 млн руб., обложит 15%-ным налогом. С каждого 1 млн доходов придётся заплатить государству больше 66 тыс. руб.
Кому выше налог?
Но больше мобилизационные меры правительства коснутся ресурсодобывающих компаний. С 1 января 2021 г. предлагается повысить налог на добычу некоторых удобрений и руд цветных металлов в 3,5 раза. Эта мера должна приносить в бюджет по 90 млрд руб. в год. Также отменяются некоторые льготы для нефтяников. А ещё за счёт увеличения поступлений налога на прибыль организаций благодаря поправкам в ряд соглашений об избежании двойного налогообложения с другими странами в 2021 г. планируется собрать 139,7 млрд руб.
«Поскольку недра являются всенародным ресурсом, налоги на ресурсодобывающие компании самые логичные, — считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Благодаря этому появятся дополнительные средства для решения социальных задач, для повышения тех же пенсий. Может быть, для снижения прямого налогообложения граждан. С другой стороны, ресурсодобывающие компании всегда занимались спонсорством. Теперь эти деньги будут аккумулироваться у государства, которое будет распределять их по расходным статьям бюджета. Всё будет несколько более прозрачно. Эти налоговые поступления нужны, чтобы на 100% выполнить бюджетные обязательства, в которые входят военные (кроме федерального бюджета некому содержать Вооружённые силы, а жизнь показывает, что они необходимы) и социальное направление. Кроме пенсий, социальных пособий это и детские пособия, и материнский капитал. Это весь набор социальных льгот. Всё перераспределяется тем гражданам, которые в этом нуждаются. Не просто берётся у бизнеса и отдаётся гражданам, а отдаётся в первую очередь многодетным семьям, инвалидам, больным людям. В этом смысле Минфин абсолютно прав. Облагать высокими налогами нужно, рентабельнее всего то, что не зависит от самих производителей. Это и есть справедливость. На нефтяных вышках повышать, на промышленных предприятиях понижать, чтобы увеличивать процент перерабатывающей промышленности. Об этом, кстати, много раз говорил президент».
Минфин пытается найти новые источники пополнения бюджета. В долг тоже решили занять. «В следующем году правительство дополнительно займёт 875 млрд руб. для компенсации выпадающих доходов. Объём госдолга за 2 года вырастет до 20% ВВП», — сообщил глава ведомства. С учётом того, что в прошлом году госдолг России составлял около 13,5 трлн руб., или 12,3% ВВП, его увеличение до 20% в ближайшие годы совсем некритично.
При этом на покрытие дефицита бюджета в 2021-м из главной нефтегазовой кубышки — Фонда национального благосостояния (ФНБ), — которая с начала этого года выросла с 7,7 до 13,2 трлн руб., собираются потратить всего 91 млрд руб. В текущем году из ФНБ потратят 342 млрд руб. А с 2022 г. вместо расходования фонда Минфин снова намерен его наполнять. «Мы видим, что в отдельные годы, в первую очередь в 2022-м, размер ФНБ будет ниже планки 7%. Поэтому будем пока консервативную политику проводить», — заявил А. Силуанов.
Ещё одна мобилизационная мера, к которой решил прибегнуть Минфин, — секвестировать расходы на нацпроекты. Больше всего урежут такие нацпроекты, как «Демография» (с него снимут 158 млрд руб.), «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (144 млрд), «Жильё и городская среда» (80 млрд), «Цифровая экономика» (60 млрд) и «Экология» (41 млрд). Но к 2023 г. финансирование нацпроектов должно не только восстановиться, но и увеличиться.
«Бюджет следующих 3 лет сложный, послекризисный. Но пока рано делать какие-то выводы, потому что опубликованы лишь его детали, — говорит экономист Елена Кравченко. — В Госдуму пакет законопроектов внесут накануне 1 октября, и тогда можно будет полностью с ними ознакомиться. Впрочем, во время обсуждения в парламенте в бюджет могут быть внесены поправки. От одних мер могут отказаться, другие — добавить. Так что поживём — увидим».