Санкционные войны отгораживают российских пользователей от мирового рынка мобильных приложений, который растет бурными темпами. После начала специальной военной операции на Украине на ведущих международных маркетплейсах мобильных приложений — Google Play и App Store — свыше десяти тысяч приложений стали недоступными для потребителей в России. Инициативу пытаются перехватить российские разработчики: они выводят на рынок российские маркетплейсы мобильных программных продуктов, которые нацелены на конкуренцию с западными онлайн-магазинами потребительского софта для гаджетов. Но успех таких цифровых платформ зависит от того, смогут ли они обеспечить безопасность для потребителей, отвечать их запросам, а также противостоять усиливающимся ограничительным мерам со стороны американских собственников мобильных операционных систем.
Дуопольное положение
По данным Statista, общая глобальная выручка программных продуктов для мобильных устройств за последние 13 лет увеличилась более чем в семь раз — почти до 700 млрд долларов по итогам прошлого года. А в следующем году этот показатель предположительно приблизится к триллиону, прибавив за год более 15% (см. график).
Так же как человек, скажем, в супермаркете выбирает нужные для себя продукты питания, рядовому пользователю смартфона удобно искать подходящее приложение на едином маркетплейсе, где легко можно узнать о свойствах такого программного решения, прочитать о нем отзывы, при необходимости заплатить за пользование уникальными функциями. В развитии таких онлайн-магазинов в свое время ловко подсуетились создатели ведущих мобильных операционных систем (ОС). Как известно, на мировом рынке мобильных ОС сегодня наблюдается дуополия: около 75%, или 2,8 млрд человек, пользуются гаджетами, работающим на основе операционной системы Android от американской компании Google, а оставшиеся 25% смартфонов в мире работают на iOs от другого американского технологического гиганта — Apple. Эти компании также подмяли под себя и распространение мобильных приложений на своих ОС.
Google запустил свой магазин приложений еще в 2008 году; сначала этот маркетплейс назывался Android Market, позже был переименован в Google Play. За почти полтора десятилетия своего существования Google Play превратился в самый крупный мировой маркетплейс мобильного пользовательского софта, где можно найти порядка трех миллионов приложений, количество скачиваний достигает более двух миллиардов в месяц. Сегодня для того, чтобы выложить свой программный продукт в Google Play, разработчику предлагается создать специальный аккаунт и заплатить символические 26 долларов. Далее, если разработчик распространяет через маркетплейс платный контент, Google Play берет за получение средств внушительную комиссию — 30% от оплачиваемой пользователем суммы. За такую жадность Google регулярно подвергается критике. К последним связанным с этим событиям относится разгорающееся с середины мая судебное разбирательство, инициированное американской компаний Match Group, которой принадлежит известное приложение знакомств Tinder и которая считает 30-процентную комиссию Google за свои услуги грабительской.
Google Play также критикуют за недостаточно эффективный контроль безопасности предлагаемых в магазине приложений. Например, в 2011 году было доказано, что группа хакеров воровала со смартфонов ценную информацию с помощью распространяемых через Google Play программ с вредоносными «закладками». Google заявляет, что усиливает борьбу с подобными инцидентами, но до сих пор на маркетплейсе обнаруживается свободно распространяемый вредоносный софт. Например, в прошлом году компания Dr. Web обнаружила в Google Play вредоносные приложения, ворующие логины и пароли пользователей Facebook и позволяющие мошенникам взламывать аккаунты этой социальной сети. Маркетплейс удалил эти приложения, но более 5,8 млн пользователей успели их установить.
В отличие от Google Play магазин App Store, где сейчас насчитывается порядка полутора миллионов программных продуктов, гораздо меньше критикуют с позиции безопасности. Сама по себе операционная система iOs чувствительнее к установке сторонних программ; исторически Apple более тщательно проверяет предлагаемые в своем магазине программные продукты. Что касается комиссии за распространение через App Store, то и она немаленькая — те же, что и у конкурента, 30%. Эта доля отчислений опять-таки становится поводом для многочисленных судебных разбирательств. Самый яркий пример — противостояние Apple и американского производителя игр Epic Games, который в последний год отказывается платить такие большие комиссии и пытается их оспорить с помощью громких тяжб.
Санкционное давление на гаджеты
После начала СВО на Украине ситуация с доступом российских пользователей к рынку мобильных приложений серьезно осложнилась. Став участниками санкционной войны, Google и Apple в последние три месяца активно блокируют на своих маркетплейсах пользовательские программные продукты, разработчики которых подпали под санкции. По данным международной аналитической компании Sensor Tower, например, только в период с 24 февраля по 14 марта из российского магазина мобильных приложений App Store Apple удалила около семи тысяч программ и игр для iPhone.
Основная их часть — это приложения западных производителей, которые объявили бойкот России (например, Netflix). Но одновременно среди удаленных приложений есть много программных продуктов подпавших под санкции российских компаний, прежде всего российских финансовых организаций: Сбербанка, Промсвязьбанка, Совкомбанка, Новикомбанка и проч. Из магазинов были также удалены приложения ряда российских СМИ (например, Russia Today), на трудности продвижения в иностранных магазинах в последнее время жалуются российские разработчики развлекательной индустрии (в частности, мобильных игр). Да и вообще платный контент на Play Market и App Store российским компаниям сейчас стало размещать крайне сложно в связи с проблемами финансовых расчетов. Из-за блокировки платежных систем Play Market и Apple Store также закрыли для российских пользователей все платные приложения или платные опции в популярных программных продуктах.
Безусловно, устанавливать приложения на смартфоне можно без крупных маркетплейсов, заходя на официальные сайты тех или иных компаний и скачивая соответствующие установочные файлы. Но пользователю это неудобно, в том числе по причинам безопасности: якобы официальный сайт банка может оказаться мошенническим, и тогда сохранность средств на счете окажется под угрозой. В сложившейся ситуации назрела необходимость создавать неподконтрольные западным компаниям российские маркетплейсы для мобильных приложений. Эту идею сейчас пытается реализовать ряд игроков ИТ-рынка, самые заметные — маркетплейсы RuMarket, NashStore и Rustore.
Маркетплейс по-российски
Одним из первых в середине апреля был запущен российский маркетплейс для мобильных приложений RuMarket, разработка которого является инициативой генерального директора Gett в России Анатолия Сморгуновского, а также ряда неназываемых инвесторов. Пока проект выглядит сырым: предлагаемых приложений на данный момент всего около 80. При этом вызывает удивление, что в магазине еще нет, например, ходовых приложений от Сбербанка, «Яндекса» и других российских производителей.
Чуть позже, 9 мая, заработал еще один маркетплейс мобильных приложений — NashStore от компании «Цифровые платформы». Его разработчики утверждают, что за месяц сумели поместить в свой каталог более тысячи приложений. Однако этот проект тоже имеет ощутимые недостатки: пользователи жалуются, что сервис работает нестабильно, программа время от времени выдает ошибку подключения, многие заявленные приложения на поверку оказываются недоступными. Кроме того, на платформе обязательна регистрация с указанием имени, электронной почты и мобильного телефона пользователя, что также отталкивает многих клиентов.
Самым перспективным и стабильно работающим российским маркетплейсом мобильных приложений на сегодняшний день можно назвать проект RuStore, который в тестовом режиме (так называемой бета-версии) заработал 25 мая. Его разработчик — компания VK, которой удалось привлечь к сотрудничеству ряд известных российских ИТ-компаний и госструктур. В частности, официальную поддержку маркетплейсу оказывает Министерство цифрового развития, за безопасность отвечает «Лаборатория Касперского». С проектом также сотрудничают «Яндекс», Сбер, «Ростелеком» и другие компании.
RuStore, как и упомянутые выше другие маркетплейсы, пока работает только на телефонах с операционной системой Android (операционная система iOs более закрытая, и развивать здесь независимые каталоги приложений сложнее). Для того чтобы установить маркетплейс на свой смартфон, нужно зайти на официальный сайт, скачать оттуда установочный файл и потом, игнорируя предупреждения Android о безопасности, произвести несложную установку программы на устройстве. Пока каталог на маркетплейсе выглядит не очень информативно: приложения разбиты только на две категории — игры и все остальное. Зато тут есть самые популярные подпавшие под санкции программы вроде приложений Сбера, ВТБ, платежной системы «Мир», продукты от госорганов, включая «Госуслуги» и «Почту России», а также большой выбор программ от «Яндекса» и других российских компаний.
«Мы подошли к созданию магазина основательно и фундаментально, привлекли экспертов и лидеров из числа цифровых компаний. В таком партнерстве и при поддержке Минцифры мы намерены создать крупнейший в стране магазин приложений», — рассказал «Эксперту» Петр Комаревцев, пресс-секретарь VK. По его словам, на начальном этапе в магазине насчитывается порядка ста приложений, но их число будет расти. В течение этого лета в приложении появятся платежные сервисы для расчетов за платный контент (напомним, что на зарубежных маркетплейсах они сейчас невозможны). Еще к концу текущего года создатели магазина обещают внедрить специальные сервисов, необходимых разработчикам для продвижения своих приложений. Что же касается комиссии, которую в дальнейшем будут брать с разработчиков, то, по словам Петра Комаревцева, ее размер сейчас обсуждается, но он «будет точно менее 15 процентов».
Условия выживания
В целом участники ИТ-рынка позитивно оценивают идею создания российского маркетплейса для мобильных приложений, хотя по многим своим параметрам имеющиеся проекты пока уступают зарубежным аналогам. «Появление своих магазинов мобильных приложений — логичный шаг в условиях, когда привычный нам Google Play удаляет приложения российских компаний, подпавших под санкции, а также когда россиянам недоступны оплата приложений и покупки внутри них, — отмечает Илья Горбачев, управляющий партнер агентства по продвижению мобильных приложений Rocket Agency. — Хотя в текущем виде новые платформы представляют собой хорошо работающий так называемый минимально жизнеспособный продукт (MVP), а не полноценную конкуренцию Google Play. Им очень не хватает функционала отзывов, совершенствования внутреннего поиска, который учитывал бы опечатки в запросах, находил приложения по их функциям и так далее».
В других странах уже есть опыт создания локальных маркетплейсов для мобильных приложений. Самый показательный пример — Китай, где, например, подпавшая под санкции компания Huawei в противовес Google создала свой маркетплейс AppGallery, который развивается довольно успешно и по состоянию на март текущего года насчитывал более 530 млн активных пользователей. Однако секрет успеха этого проекта в том, что компания в обязательном порядке предустанавливает AppGallery на все свои смартфоны, к тому же Huawei имеет свою версию операционной системы (HarmonyOS). У российских разработчиков таких козырей нет. Россия, увы, не обладает ни своими массовыми моделями смартфонов, ни распространенной отечественной мобильной операционной системой (такие российские разработки, как ОС «Аврора», пока используются в очень узких кругах).
Обсуждается, что RuStore и другие маркетплейсы в ближайшем будущем начнут в обязательном порядке предустанавливать на официально продаваемые в России смартфоны (в дополнение к уже имеющемуся списку предустанавливаемых программ). Однако как в условиях санкций на такие требования будет реагировать Google и Apple, предсказать трудно. Более того, в феврале 2022 года Google выпустил предварительную версию новой операционной системы Android 13, которая отличается еще большими ограничительными мерами для приложений, устанавливаемых не через Google Play, — в связи с этим у альтернативных магазинов мобильных программ, в том числе из России, могут возникнуть сложности. «В новой версии Android 13 уже добавили функцию запрета установки приложений из сторонних маркетплейсов, — комментирует Виталий Литвиненко, руководитель компании по разработке мобильных приложений House of Apps. — Пока это касается только приложений, которые запрашивают доступ к службам специальных возможностей: разного рода фоновые действия от лица пользователя, управление сетевыми соединениями, возможность делать скриншоты, запись звонков и так далее. Сейчас это некритично, так как 98 процентов приложений не используют эти службы, но в целом тренд уже понятен: помешать развитию альтернативных “сторов”, безусловно, в интересах Google».
Российские маркетплейсы мобильных приложений смогут выжить, если будут, с одной стороны, безопасными, а с другой — функциональными. «Очевидно, что создание российских маркетплейсов в столь сжатые сроки — вынужденная мера, — говорит Алексей Антонов, управляющий партнер компании Swordfish Security, специализирующейся на ИТ-консалтинге. — Поначалу эти маркетплейсы могут быть востребованы прежде всего для скачивания тех продуктов, которые так или иначе подпали под санкции. И только в том случае, если создателям удастся привлечь большую аудиторию разработчиков, собрать у себя какие-то эксклюзивные продукты, они смогут стать действительно востребованными, самодостаточными».