Роскосмос стал государственной корпорацией в 2015 году путем преобразования Федерального космического агентства. Тогда это решение многим показалось спорным. Бюджетные деньги, как только попадают в госкорпорацию, становятся частью ее уставного капитала и переходят в частную собственность. На этом госконтроль заканчивается, и никто - даже Счетная палата - проверять эти структуры не может.
«Получается, что госкорпорация в нашей стране - это плавный переход от государственного управления к частному, - отмечал бывший глава Счетной палаты Сергей Степашин. - Но космос нельзя отдавать в частные руки. А значит, вариант с созданием отдельного акционерного общества в роли заказчика недопустим».
Казенные средства, которые попадают в госкорпорацию, фактически растворяются в ней. Это позволяет руководству корпорации самому выбирать, на что и сколько тратить денег, отчитываясь перед властью только по самым крупным проектам. Подобная синекура возбудила аппетиты у многих. Заинтересованные круги пролоббировали идею космической госкорпорации, что и предопределило судьбу нашей некогда славной космической отрасли.
Количество запусков ракет стало сокращаться. В последние дни 2019 года вице-премьер Юрий Борисов заявил, что космические пусковые программы России в этом году выполнены чуть более чем на 50%. Хотя еще в феврале глава госкорпорации Дмитрий Рогозин хвастал президенту, что в 2019 году Роскосмос планирует вдвое нарастить число запусков: «В 2019 году, Владимир Владимирович, 45 пусков предстоит - увеличение более чем в два раза. Нагрузка большая, но я считаю, что мы с ней справимся».
Как же! Следующий, 2020 год стал «рекордным» для отрасли - состоялось лишь 17 космических пусков. По свидетельству РИА «Новости», меньшее число стартов было только на заре космонавтики с 1957 по 1961 год - от двух до девяти ежегодно.
«Госкорпорация «Роскосмос» должна была решить три задачи: поднять производительность труда, снизить аварийность запусков и расширить долю на международном космическом рынке, - утверждает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. - Но вышло по-другому: мы почти потеряли весь международный рынок».
Производительность предприятий тоже почти не выросла, что же касается аварий... О нештатных ситуациях с нашими космическими кораблями СМИ сообщали за эти шесть лет ежегодно, а то и по несколько раз. А сколько аварий осталось под грифом «Для служебного пользования» ?! И что самое характерное для нынешнего состояния отрасли - растет количество скандалов, связанных с крупными хищениями. По свидетельству генерального прокурора Юрия Чайки, с начала строительства космодрома Восточный было возбуждено 163 уголовных дела. И только на 2019 год сумма украденного превышала 20 млрд рублей! На совещании с членами правительства даже президент не сдержал изумления. «Воруют сотнями миллионов!» - развел руками В. Путин.
В 2018 году - уже при гендиректоре Д. Рогозине - глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что Роскосмос является рекордсменом по масштабам финансовых нарушений. По его словам, речь идет о миллиардных хищениях. «Неправильно проводятся процедуры закупок, завышены цены, очень много омертвлено средств на недостроенные объекты или на объекты, которые просто простаивают, не использованы средства на счетах месяцами. Кроме того, несколько миллиардов утрачено - то есть, по сути, своровано», - подчеркнул Кудрин.
В августе 2019 года были задержаны по делу о мошенничестве заместитель гендиректора космической госкорпорации «Энергия» Алексей Белобородов и двое его подчиненных. До этого Бабушкинский районный суд Москвы вынес решение о повторном аресте гендиректора АО «Научно-производственное объединение имени Лавочкина» Сергея Лемешевского, которого обвинили в хищении более 330 млн рублей.
В мае 2021 года Главное следственное управление Следственного комитета России по городу Москве завершило расследование по делу о хищении в отрасли более 1 млрд рублей. Согласно материалам дела, гендиректор РКК «Энергия» Владимир Солнцев похитил указанную сумму, использовав госконтракт на создание научно-энергетического модуля для Международной космической станции.
Увы, некогда лучший в мире космический комплекс, гордость страны, создававшийся поколениями замечательных советских конструкторов, инженеров, рабочих оказался в собственности некой юридически мутной госкорпорации, где его стали растаскивать жадные до денег людишки. А записной патриот с журналистским образованием Д. Рогозин тем временем пел президенту нечто вроде: «И на Марсе будут яблони цвести - наши!»
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно... Во времена С. Королева и Ю. Гагарина дорога в космос была не просто великой мечтой человечества. Она была едва ли не главным знаменем нашей страны, воплощением стремлений ее граждан к новой жизни. Именно потому, что всем нам очень хотелось этого, у нас все и получилось.
А сегодня у миллионов граждан России нет ни образа будущего, ни надежд, ни желания смотреть в звездное небо. Мечту человечества разменяли на рубли и доллары и начали растаскивать по карманам. Какие уж тут полеты к Марсу?!