В свои двадцать пять Кирилл Халюта необычайно въедлив. «Я человек желания, — говорит он. — Если чего-то очень захочу, то начинаю в этом копаться — и не по верхам, а до самых корней». Психолог по образованию, он ради проекта куртки-гаджета усвоил немало негуманитарных знаний: основы физики и химии, принципы разработки электронных компонентов, швейное дело, конструирование одежды, изготовление лекал и т. д. Прочел не меньше 150 книжек, прикидывает Халюта.
Казалось бы: далась ему эта куртка! Но таких ремарок при нем лучше себе не позволять. Он принимается очень обстоятельно, долго и со вкусом рассказывать: зачем «далась», какое место займет на рынке и почему потребитель будет от нее без ума. Начинает непременно с подобия маркетинговой легенды (как-никак стартапер — по роду своей первоначальной деятельности маркетолог). Пару лет назад он захотел купить себе на зиму теплый пуховик или термопальто — такое, чтобы и в морозы не приходилось поддевать под него объемные свитера, а можно было бы форсить в футболке. Однако в магазинах сплошь обнаруживалось либо что-то слишком бесформенное (для рыбаков и охотников), либо что-то бессовестно дорогое. «На ерунду вроде одежды я много денег тратить не люблю, — замечает стартапер. — 100 тысяч рублей за куртку от Brioni — непростительное транжирство». Зато 200 тыс. рублей на куртку-самоделку, которую он, прокорпев почти год, в конце концов для себя изготовил, было совсем не жалко. Тем более что в процессе пришло осознание, что это может стать бизнесом.
ХАЙТЕК ДЛЯ ТЕЛА
Команда стартапа The Corp, который Кирилл Халюта запустил, чтобы реализовать свою идею, укомплектована инженерами, швеей, врачом-физиологом и специалистами по продвижению (всего 6–8 человек).
«Умная» одежда уже давно не новость на потребительском рынке. В торговле представлено много западных брендов, которые занимаются такими разработками: Bosch, Columbia, Milwaukee, Dewalt и др. Для них это либо побочная технология, либо просто технологический эксперимент в профильной сфере. А для The Corp — единственный смысл существования.
Куртка-гаджет — не такой простой продукт, каким может показаться на первый взгляд. Разработчики из The Corp, уверяет Кирилл Халюта, применили ряд ноу‑хау и значительно усовершенствовали технологии, которые сейчас используются в этой области. В первую очередь это касается аккумуляторов. Питание куртки обеспечивается сетчатым аккумуляторным блоком элементов толщиной 2,4 мм. Это распределенная система, не имеющая единого центра, так что выход из строя одного элемента не приводит к ее полному отказу. «Мы провели эксперимент, — торжественно сообщает Кирилл. — Оказывается, даже выстрел из дробовика не нарушает работу системы обогрева нашей куртки!»
Сетка аккумуляторов гибкая, человек ее практически не ощущает. А между тем другие производители нередко без какого-либо стеснения запихивают аккумулятор, причем довольно крупный, прямо в карман изделия. Разве это дело? Чтобы сделать процесс зарядки куртки удобным для пользователя, команда Халюты придумала специальную вешалку, одновременно выполняющую роль заряжающего устройства. Одного заряда куртке хватает на 12 часов работы.
Производителю таких хайтек-приборов, как одежда с подогревом, важно все время помнить о безопасности. Например, год назад Columbia Sportswear отозвала большую партию курток модели 2012 года, у которых внутренний нагревательный элемент на манжете мог иметь производственный дефект, из‑за чего владелец рисковал получить ожог в случае короткого замыкания. Основатель The Corp к подобным рискам отнесся со всей серьезностью. «Попробуйте проткнуть иглой аккумулятор — предположим, мобильного телефона — и он воспламенится, — сообщает Халюта (после истории с дробовиком веришь: сам он — пробовал!). — Причем средняя температура горения у него будет 300 градусов Цельсия. А теперь представьте, что такой аккумулятор загорится в куртке!» Проблему разработчики решили, понизив напряжение: в отличие от большинства конкурирующих продуктов, куртка The Corp работает не от 12, а от 7 вольт.
Главная сложность была в том, чтобы сделать куртку легкой, тонкой и гибкой — и при этом экономно использующей заряд аккумулятора. Против закона Джоуля — Ленца, который описывает зависимость выделяемого тепла от плотности пропускаемого через проводник тока и напряжения, не попрешь. Так что экономии заряда пришлось добиваться с помощью инженерно-конструкторских ухищрений: специального алгоритма нагрева и расположения обогреваемых зон. Систему теплообмена человеческого тела изучили вдоль и поперек. В итоге сделали в куртке семь независимых зон нагрева с пятнадцатью элементами из углеродного волокна.
Вес куртки удалось довести примерно до 800 граммов. Это меньше, чем у любой другой одежды, способной обеспечить владельцу комфорт при морозе в 20 градусов. Пуховики весят до килограмма, а куртки на синтепоне — и того легче, но так согревать они не способны. На заданный уровень нагрева куртка The Corp выходит примерно за 30 секунд. Есть возможность регулировать работу нагреваемых зон. Ведь некоторым людям — например, после травмы — нельзя греть определенные места. Работает в куртке и автоматика: попадая в теплое помещение, она сама снижает уровень обогрева до комфортного.
Если разобрать куртку «по косточкам», то она состоит из плащевки, утеплителя, подкладки, фурнитуры, а также электронной начинки: аккумуляторов, датчиков температуры, основной платы, дополнительных плат контроля и дисплея. «Сборная команда» компонентов со всего мира. Из российских — нагревательные элементы: углеродные композитные материалы, медь, проводка, металлы. Ткани — европейские. На материалах Кирилл Халюта не экономит, поэтому продукт получился недешевый. Сейчас он делает куртки по индивидуальным лекалам под заказ — в основном знакомым и друзьям. И отдает по себестоимости — 30 тысяч рублей за штуку.
До сих пор разработку удавалось вести на собственные средства основателя, что немало способствовало экономии бюджета проекта. Наличие инвестора с деньгами на ранних стадиях, уверен Кирилл, развращает стартапы: «Ведь как обычно происходит? Вот есть у проекта инвестор. Команда, разработчики — все сразу хотят денег. И разработка в итоге обходится в 50 млн рублей. А когда работаешь сам, как я поначалу, то какие тут затраты? Да, ошибок делаешь больше, по времени это дольше. Но выходит дешевле. Я вот сам делаю макетирование: купил себе 3D-принтер, и он печатает мне прототипы. А если бы стал заказывать на стороне, заплатил бы за эту работу от 100 до 500 тысяч рублей».
РЫНОК НА ПРОГРЕВЕ
Насколько интересен сам рынок термоодежды, на который выходит Халюта? Подробное исследование проводило его собственное брендинговое агентство. Мировой потенциал оценили в $120 млрд, российский — в $3,7 млрд. По расчетам стартапера, куртка с подогревом как продукт может вызвать платежеспособный интерес 12% жителей северных регионов России.
Сейчас на рынке преобладает термоэкипировка для активного отдыха, рыбалки и охоты, а также спецодежда. Халюта же нацелился в первую очередь на сегмент обычной городской одежды. «Нестареющая классика, безо всяких блесток и прочей ерунды, — описывает он концепт своего продукта. — Мы ориентируемся на людей среднего класса и «среднего плюс», которым важны одновременно и комфорт, и хороший внешний вид. Потому что тем, кто просто не хочет мерзнуть, достаточно надеть ватник и валенки». Для пущей убедительности он тут же приводит и практический расчет: ты покупаешь недешевую куртку, зато можешь сэкономить на остальном зимнем гардеробе (свитерах, жилетах и проч.), который сам по себе может «потянуть» на 60 тыс. рублей.
Запускать серийное производство основатель The Corp не торопится по ряду причин. Во-первых, требуется обеспечить патентную защиту. Заявка в Роспатент уже подана, вскоре предстоит международный этап регистрации. Нужно иметь хоть какую-то защиту от великих копиистов — китайцев («А один китайский завод на нас уже охотится!» — понизив голос, обеспокоенно сообщает Кирилл Халюта). Во-вторых, его, законченного перфекциониста по складу характера, до сих пор не устраивают в куртке многие детали. В частности, его «воротит» от нынешнего дизайна. В-третьих, запуск массового производства потребует средств, которых пока нет.
Разумеется, можно привлечь инвестора, но к этому вопросу Халюта подходит очень взвешенно. Времена нынче такие, что венчурные инвесторы стали хорошо считать деньги. У главы The Corp тоже все подробненько сосчитано, и не всякие условия он готов принять. Сейчас он согласен расстаться с 26-процентной долей в компании за 20 млн рублей. Этих денег компании должно хватить аккурат на то, чтобы без лишних рисков выпустить первые партии, начать поднимать рынок, продолжить разработку новых моделей за счет реинвестирования прибыли, вернуть за два с половиной года инвестиции и к 2018‑му выйти на оборот в 2 млрд рублей. За это время себестоимость единицы продукции за счет массовости производства снизится до 5–6 тысяч рублей, к дистрибьюторам куртка будет попадать по цене в 15 тысяч, а на полку магазина — по 30 тысяч.
Но пока с инвесторами возникает недопонимание. Не чувствуют они рынка, считает предприниматель. Кто-то предлагает без всяких доработок продукта запускать производство прямо сейчас. Кто-то — завалить рынок сразу огромными партиями. «Одному я прямо сказал, чтобы он «гулял», — заявляет Кирилл. — Инвестор должен делать то, чем его одарила природа: финансировать и контролировать финансовые потоки. А этот настаивал на том, чтобы занять руководящую позицию. Операционную деятельность должен вести основатель компании. Никто лучше меня не знает, как действовать на рынке». А инвестор, по его мнению, вправе рассчитывать на то, чтобы участвовать в принятии стратегических решений на совете директоров. «Но он не должен говорить: «Потому что я так хочу», — уверен Халюта. — Гениальных менеджеров, у которых позиция «Я хочу» учитывает реальную рыночную ситуацию, максимум пять человек в мире».
Да и потом: инвесторы нужны до того, как начнутся массовые продажи куртки. «Как только я открою «краник» и скажу: «Ребята, налетай!» — у меня за пару месяцев уйдет несколько тысяч курток. И инвесторы будут уже не нужны, потому что я выйду на окупаемость».
В ТИРАЖ!
Как могут быть построены продажи такого инновационного продукта? Ольга Штейнберг, PR-директор Fashion Consulting Group, полагает, что основным каналом продаж должен стать интернет. «Очевидно, — говорит она, — что потенциальный покупатель — это продвинутый человек, не совершающий покупку в результате настойчивых рекламных «уговоров», а предпочитающий лично исследовать интересующую его тему и сделать осознанный выбор. Его основные «места обитания» — сайты, посвященные активному образу жизни, путешествиям, современным технологиям и тому подобному». Сам Кирилл Халюта рассуждает совсем иначе: нужен собственный шоу-рум, чтобы предъявлять покупателю «товар лицом». «В Сети люди не могут понять, что это вообще за продукт», — уверяет он. Так что онлайн-продаж Кирилл пока даже не планирует.
Основную ставку Халюта собирается сделать на обычную одежную розницу (не обязательно спортивной направленности) — крупные магазины, где можно выделить четыре квадратных метра под рекламный стенд и место для демонстрации куртки. В одежном ритейле основатель The Corp не большой специалист. (Когда-то в своем брендинговом агентстве он расписывал вручную эпатажными надписями футболки и продавал их как эксклюзив — но ведь это не считается!) Но почему-то он уверен, что розница примет его условия — выделит и место, и консультанта для продажи столь необычного товара. «А мы по-другому просто не будем работать, — категорично заявляет Халюта. — Я не склонен прогибаться под требования дистрибьюторов, которые занимаются только «купи-продай». Если они хотят повесить куртку на вешалку среди других вещей, то я не буду с ними работать. Для нас жизненно важны подача, позиционирование товара». Предприниматель видит интерес ритейлеров в том, что они смогут делать свою стопроцентную наценку на товар и будут обеспечены красивыми рекламными стендами. В маркетинговом агентстве Step by Step сильно сомневаются, что такой подход сработает: «Скорее всего, производителю куртки-гаджета придется самостоятельно проводить бóльшую часть всех рекламных и маркетинговых операций, пока бренд или продукт не станут узнаваемыми». Однако стартапер уверяет, что ему уже удалось достичь предварительных договоренностей с несколькими ритейлерами из Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, которые ждут опытную партию в сто курток.
Продвигаться вперед Халюта намерен вне зависимости от того, появится ли инвестор. «Друзья спрашивают: «Сколько можно самому вкладываться и не зарабатывать?» — говорит он. — Но мне уже некуда отступать. Я не рвусь к быстрой прибыли. Я хочу планомерно делать стратегически важные вещи. Готов жить впроголодь пару лет, чтобы потом это переросло в нечто большое».
Разработчик куртки обещает, что к следующей зиме «медленно, но верно» сделает новый дизайн. С технической точки зрения тоже полно восхитительных задач: требуется интеллектуальное ПО, управление голосом (чтобы в мороз руки из карманов не доставать), «контакт» куртки и мобильных устройств. На рынок Кирилл Халюта хочет выйти с идеальным продуктом — по крайней мере в его личном представлении. Есть, правда, опасность упустить момент. Ведь запоздалый старт — типичная болезнь всех перфекционистов.