В сентябре розничные магазины могут столкнуться с резким сокращением поставок индийского чая: в этом году его производители не смогут поставить на мировой рынок необходимый объём продукции из-за коронавируса. Индийские компании уже уведомили российских партнёров, которые закупают сырьё в стране. Об этом "Известиям" рассказали в ассоциации "Росчайкофе" (объединяет крупнейших изготовителей). Индийский чай занимает треть рынка в нашей стране. Отечественным и зарубежным компаниям придётся покупать продукцию у других производителей, например в Кении и Шри-Ланке.
Производители чая в Индии ожидают сокращения производства из-за серьёзной ситуации с распространением коронавирусной инфекции в этом регионе. Об этом они уже уведомили своих мировых партнёров, в том числе российских, рассказал "Известиям" генеральный директор "Росчайкофе" Рамаз Чантурия. Индия занимает второе место в мире по числу заболевших COVID-19, на протяжении последних двух недель в стране фиксируют ежедневный прирост более 300 тыс. новых случаев инфицирования.
Сбор урожая в Индии начинается в апреле-мае, пик сезона приходится на июнь-август, напомнил Рамаз Чантурия. При этом уже сейчас более 90 чайных плантаций в регионе Ассам, который является главным производственным штатом Индии, сообщили о случаях заражений COVID-19 у сотрудников. Поэтому страна вводит ограничения для их до пуска на эту работу.
Всё это происходит на фоне предшествовавшей сильной засухи, которая также создала проблемы и уже повлияла на снижение урожая этого года.
- Ситуация в Индии вызывает серьёзную обеспокоенность у экспертов глобального чайного рынка. В случае дальнейшего распространения инфекции введение ответных сдерживающих мер может привести к резкому снижению производства и повышению цены на чёрный чай на всех мировых чайных аукционах, - сказал Рамаз Чантурия. - Индия - один из крупнейших производителей чая в мире (второе место после Китая), но при этом является абсолютным лидером по производству чёрного чая.
По данным ассоциации за 2020 год, Индия произвела почти 1,3 млн т чая, при этом почти 1,1 млн т пошло на внутреннее потребление, остальной объём поставили на экспорт. По нынешним экспертным оценкам, из-за возникших проблем объём производства чая в Индии в этом году может сократиться на 135 тыс. т, вывоз товара - на 44 тыс. т. Индийские партнёры подтвердили, что такой сценарий вполне реалистичен, отметили в ассоциации. 21 мая российские компании проведут ещё одну конференцию с зарубежными коллегами, для того чтобы более точно понять, какие объёмы им будут доступны для покупки.
Российский рынок чая оценивается в 137,5 тыс. т, из которых треть приходится на Индию, на местную продукцию из Краснодарского края - 0,2%.
НЕСТАБИЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
Выпадение индийского объёма из мирового баланса приведёт к повышению спроса на черный чаи, прежде всего в Шри-Ланке, Кении, Вьетнаме и Индонезии, отметил Рамаз Чантурия. Российские производители (которые закупают за рубежом сырьё и фасуют его в РФ) предполагают, что повышение спроса на чай на мировых рынках спровоцирует и увеличение цены на него.
Сейчас ситуацию в отрасли можно описать как нестабильную, сказал Рамаз Чантурия. Он заметил, что у компаний не так много возможностей корректировать цены внутри страны. В сложившейся экономической ситуации резкое подорожание продукции мгновенно приведёт к падению спроса на нее, полагает специалист. Поэтому компании будут по возможности сдерживать стоимость чая, прежде всего за счёт своей прибыльности, сказал он. Однако полностью избежать его подорожания не получится, уверен эксперт. Потребитель увидит итоги возникших сложностей, скорее всего, только к сентябрю, когда до полок дойдёт продукция с чаем нынешнего сезона, добавил эксперт.
В министерстве сельского хозяйства и образования Индии, а также в индийском Совете сельскохозяйственных исследований оперативно не ответили на запрос "Известий".
Пока ритейлеры не получали уведомлений от партнёров о проблемах с индийским чаем, сказали "Известиям" в "Ленте" и "Ашане". В последней компании уточнили, что среди покупателей нет строгих предпочтений по стране произрастания продукта. Люди классифицируют чай по его типу: чёрный, зелёный, травяной и обращают внимание на размер упаковки, а также ценовой сегмент, считают в сети магазинов. Поэтому если ввоз индийского чая будет ограничен, то покупатели переключатся на продукцию из других стран, полагают там.
Глава Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев сообщил "Известиям", что у России фактически нет своего производства чая из-за климатических особенностей. Если на мировых рынках его стоимость будет расти, то страна не сможет решить эту проблему исключительно за счёт своего ресурса, уточнил он. Хотя власти могут субсидировать деятельность импортёров (например, их перевозки), тогда растущую стоимость чая в РФ можно будет притормозить, добавил эксперт. Тем более что чёрный чай входит в список социально значимой продукции, подчеркнул он.
В пресс-службе Минсельхоза "Известиям" сказали, что не ожидают резкого роста цен и дефицита чая на внутреннем рынке из-за возможного сокращения его производства в Индии. Поставки этой продукции могут быть замещены импортом из других стран-изготовителей, считают в ведомстве.
"СИТУАЦИЯ В ИНДИИ ВЫЗЫВАЕТ СЕРЬЁЗНУЮ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ У ЭКСПЕРТОВ ГЛОБАЛЬНОГО ЧАЙНОГО РЫНКА. ИНДИЯ - ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЧАЯ В МИРЕ. И АБСОЛЮТНЫЙ ЛИДЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЧЁРНОГО ЧАЯ