Представленному китайцами мирному плану по Украине, а если точнее, попытке урегулирования российско-европейских отношений предшествовал небывалый по насыщенности европейский вояж Ван И. И он стоит того, чтобы рассказать о нём подробно.
Вся европейская поездка Ван И заняла неделю. Её отправной точкой стал Париж – 15 февраля куратор китайской дипломатии встретился с президентом Франции Эммануэлем Макроном и министром по европейским и иностранным делам Катрин Колонна.
Следующий день выдался более чем насыщенный – на полях конференции китаец встречался с немецким канцлером Олафом Шольцем и министром иностранных дел Германии Анналеной Бербок, главой европейской дипломатии Жозепом Боррелем и госсекретарём США Энтони Блинкеном. А после этого состоялась беседа Ван И с главой украинского МИДа Дмитрием Кулебой. Кодой стал визит в Будапешт 20 февраля – по всей видимости, накануне поездки в Москву дипломату порекомендовали выслушать основных оппонентов проводимого Старым Светом антироссийского курса. И лишь затем Ван И прибыл в Москву. Итогом этой беспрецедентной работы стал китайский мирный план из 14 пунктов.
Острое желание «перезагрузки»
Ван И долгое время был министром иностранных дел Китая. Но на недавнем 20-м съезде КПК его повысили – он стал членом Политбюро Центрального Комитета Компартии и заведующим канцелярией комиссии ЦК КПК по иностранным делам. Фактически Ван И продолжает курировать международные отношения, но этажом выше, чем МИД КНР, подчиняясь при этом только Си Цзиньпину. Так что его поездку следует рассматривать не как формальный визит главы китайской дипломатии в Европу, но как попытку высшего руководства Китая решить вопрос примирения ключевых партнёров Пекина – российских и европейских.
Поездке Ван И предшествовали несколько его публичных выступлений, в которых дипломат разъяснил, что за три года пандемии Пекин несколько запустил европейские дела, а потому отношениям Поднебесной со Старым Светом требуется «перезагрузка». При этом Ван И всячески нахваливал Европу, одновременно как бы невзначай указывая, что фарватер во внешней политике, прокладываемый для неё США, узковат. Вследствие чего не вполне отвечает европейским интересам, а уж китайским – подавно.
Ван И, похоже, услышали – уже в первый день его визита, 15 февраля, Макрон и Колонна признали, что «сигнал о перезагрузке» «позитивный» и «настало время наверстать упущенное в период пандемии». Примечательно, что французы даже не стали педалировать тайваньский вопрос, дабы не портить Ван И малину. За них это сделали итальянцы – глава МИДа Антонио Таяни вскользь упомянул, что европейцы обеспокоены эскалацией в Тайваньском проливе. Но непосредственно в ходе встречи с Ван И Таяни почти не цеплял гостя за больное. Главное – судя по сообщениям, на встречах с Ван И говорили больше европейские принимающие стороны, а китаец их слушал. Вникал, так сказать.
Китайская тоска по Европе
Поворотной стала встреча Ван И с Жозепом Боррелем. Тут говорили уже оба и много. «Ван И подчеркнул, что в КНР рассматривают Евросоюз в качестве партнёра, а не соперника», – отмечало китайское издание Global Times. «Китай, – указал Ван И, – успешно вышел из периода жёстких ограничений в связи с пандемией и готов к восстановлению экономических отношений с Европой до предковидного состояния».
Ещё пассаж из общения Борреля с Ван И – со слов Global Times: «Китай и Европа за последние три года утратили множество возможностей для прямого общения. В этот период международная обстановка претерпела существенные изменения, прежде всего из-за вспыхнувшего российско-украинского конфликта. К сожалению, отсутствие связи привело к непониманию и даже неправильному суждению о Китае со стороны некоторых европейцев, что в известной мере затруднило сотрудничество. Однако между Китаем и Европой нет принципиальных противоречий».
А что есть? «Широкий консенсус и общие интересы». При этом «китайцы понимают трудности, с которыми сталкивается Европа. Зелёная цифровая трансформация и российско-украинский конфликт – две основные проблемы, беспокоящие континент. По этим двум вопросам Европа ясно видит (по мнению китайцев. – Ред.), что Вашингтон не помогает, а саботирует и жертвует безопасностью и интересами Европы ради собственной выгоды». Всё понятно: европейские рынки для Китая приоритетны. И этим всё сказано.
А вот Энтони Блинкен, по мотивам отложенной на две недели встречи с китайским коллегой, не смог удержаться от резкостей. Или даже не пытался. «Совершенно ясно, что есть то, что Китай не может делать и что ему не следует делать. Под этим мы имеем в виду предоставление России военной техники или систематический обход санкций, которые призваны оказывать давление на Россию». Тон Блинкена не оставляет сомнений: потепления в отношениях США с Поднебесной ждать не стоит. Как и соучастия в урегулировании. Недаром Джо Байден публично предупредил о потенциальных вторичных санкциях. Хотя через несколько дней в преддверии саммита НАТО в Литве Йенс Столтенберг дал заднюю – мол, на данный момент Китай не поставлял России летальное оружие, пока он будто бы только планирует это сделать. Китай оправдывается – он не намерен терпеть угрозы США из-за обвинений в оказании военной помощи России. В МИД КНР заявили, что у Вашингтона «нет ни малейшего права выступать с нападками на китайско-российские отношения». «Действия США приводят к бесконечным войнам и конфликтам, это очень лицемерно. Мы призываем Штаты задуматься, исходить из интересов всех стран, способствовать переговорам», – заявила представитель МИД КНР Мао Нин на брифинге.
Шантаж
Никогда ещё экономика не использовалась Западом в качестве элемента политического шантажа и диктата столь выпукло. Война с гитлеровской Германией не мешала General Motors до 1940 года выпускать и продавать «Опели», в том числе и для «газенвагенов», не говоря уже о вермахте, у которого «Опель Блиц» был главным армейским грузовиком. Российский пример должен служить Китаю наукой. И Вашингтон постоянно в это тычет. Ещё при Дональде Трампе стали вводиться торговые барьеры. Затем последовал скандал с «Хуавэй». Слишком большое влияние государства на компанию! При этом данные со смартфонов утекают в Пекин! Угроза госбезопасности США! «Хуавэй» на тот момент была единственной в мире компанией, способной в одиночку запустить новый формат связи 5G. Американцев такой расклад не устроил, и «Хуавэю» прилетело. Дальше – больше. Не слушаетесь Дядю Сэма и поставляете Москве оружие? Apple – на выход! И очередной гигант выводит своё производство из Китая. Каковы экономические потери Китая? Да уж немалые. И этот шантаж продолжится. Нацелились обогнать весь мир по производству легковых автомобилей? Налаживаете серый экспорт в Россию? Ау, «Фольксваген», пора на выход. «Фольксвагену» хватило недавних проблем с американским законодательством, концерн стал покладистым донельзя. Евросоюз же важен для Пекина как главный торговый партнёр: по итогам прошлого года взаимный товарооборот у КНР с ЕС превысил 800 млрд долларов, обогнав объём торговли с США в 756 миллиардов. Для сравнения: с Россией торговля тоже установила рекорд – в 190 млрд долларов, рост – 29% год к году. Но за счёт в основном резкого роста российского экспорта в Китай. Импорт в Россию из КНР вырос умеренно – на 12%, а в декабре замедлился до менее 9% год к году.
Размах на юань, удар на фынь
К безупречно округлым формулировкам Ван И следует прислушаться – китайцы, как им кажется, поднаторели в том, чтобы выглядеть убедительными, скользя мимо острых углов. Делают они это блестяще. «Мы понимаем озабоченность европейских стран по поводу украинского кризиса, – отметил Ван И в диалоге с Анналеной Бербок. – Чем сильнее затягивается этот кризис, тем больший ущерб наносится Европе, и инциденты, подобные взрыву на газопроводах «Северный поток», могут повториться». «Но Китай настроен усиливать взаимодействие с европейскими странами, чтобы способствовать скорейшей разрядке ситуации». Намёк понятен? Мол, нам совершенно ясна подрывная роль Вашингтона.
Не станем обходить вниманием (как это сделали некоторые коллеги) встречу Ван И на полях мюнхенского саммита с главой МИД Украины Кулебой. Тем паче что с точки зрения урегулирования украинского кризиса (в китайском понимании) эта встреча могла мниться ключевой. У Пекина немало проблем в отношениях с Киевом (общая сумма, потерянная китайским бизнесом на Украине, стремится к 15 млрд долларов). Тем не менее Ван И был учтив, заявив, что «Китай и Украина являются стратегическими партнёрами» (!), поблагодарив «за содействие Китаю в беспрепятственном проведении эвакуации китайцев за рубеж в условиях чрезвычайной ситуации» и за то, что «украинская сторона всегда придерживалась принципа одного Китая».
Это, кстати, не так, и руководство Украины не стесняется говорить об этом во весь голос. Но Ван И отчего-то не придал значения этой двойственности. Кулеба тоже не стал портить обедню: «Киев отмечает большое значение международного влияния Китая, его позиции в вопросе политического урегулирования и ожидает, что Пекин продолжит играть в нём конструктивную роль».
Ван И выслушал, пожалуй, абсолютно всех сопричастных, включая венгерское руководство, залетев ради этого в Будапешт, после чего прибыл с двухдневным визитом в Москву, где 21 февраля встретился с секретарём Совбеза Николаем Патрушевым, а на следующий день – с главой МИДа Сергеем Лавровым и президентом России Владимиром Путиным.
Границы разлома
Разлом миропорядка начался не с СВО. Пандемия ковида обнажила новую реальность и новые разломы между странами. Оказалось, что границы не так прозрачны – страны могли не признавать «чужие» прививки, Китай отделился от мира в жёсткой изоляции, Россия оказалась также на отшибе с какими-то будто бы непонятными для других стран QR-кодами. А потом ровно по тем же разломам прошли и недопонимания истинных причин СВО. Совпадение? CNN обратило внимание, что в то время, как президент США Джо Байден приземлился на Украине, Ван И направился в Россию. Логика этих двух поездок, состоявшихся всего за несколько дней до годовщины СВО, подчёркивает обострение геополитических разногласий между Вашингтоном и Пекином. Тем удивительнее то, что ряду стран удалось устоять, опираясь на собственную экономику. Раньше лишь сомнения в темпах роста США приводили её экономику к сильнейшим падениям фондовых рынков, росту безработицы, кризисам на рынке недвижимости. Но жесточайшая пандемия не обрушила Китай. Держится и Россия под санкционным давлением. Такой опыт будет на вес золота. И наверняка его смогут использовать и другие страны. А это уже серьёзный вызов американскому глобализму.
Первая встреча – с Патрушевым. Много было сказано о взаимном сотрудничестве «в переменчивой международной ситуации» и о «хороших возможностях для продолжения нашего стратегического сотрудничества», но лейтмотивом, пожалуй, стала фраза гостя о том, что российско-китайские отношения нынче «прочны, как скала». Примечательно и то, что встреча президента России, секретаря Совбеза и главы МИДа с Ван И проходила не за длинным (как обычно с европейскими лидерами), а за коротким столом. Чувство локтя, знаете ли. И ощущение особой доверительности.
Опубликованный в итоге Китаем мирный план вышел неожиданным. Поскольку у него оказался один небольшой недостаток. В документе были строго учтены все насущные интересы Китая. Отчасти Европы. Что же до России и Украины, то с этим оказалось намного сложнее – выражаясь максимально дипломатично. Но попытка Ван И засчитана, тем более что труд был проделан и впрямь титанический.
А знаете, что ещё примечательного в поездке Ван И? Не только то, с кем он встретился, но и то, с кем он не стал встречаться. Категорически, можно сказать. С представителями Британии. А ведь именно англичане больше всех разжигают украинский конфликт. Совпадение? Или нет?
Китайский план
На фоне британско-американского желания стравливать страны и уничтожать конкурентов Китай предлагает Европе альтернативную повестку – мир как ключ к процветанию международной экономики. Дважды в своём плане он призывает не использовать экономику как оружие. «В то же время мы призываем страны как можно скорее прекратить подливать масло в огонь и прекратить перекладывать вину на Китай», – цитирует главу МИД КНР Цинь Гана AFP. Что ещё предлагает Пекин?
- Прекратить ведение боевых действий
- Все стороны должны обеспечить экспорт продовольствия в рамках зернового коридора
- Все стороны должны противостоять превращению мировой экономики в оружие
- Прекратить введение односторонних санкций
- Избегать дальнейшей эскалации кризиса и выхода его из-под контроля
- Начать скорейшее возобновление диалога между РФ и Украиной
- Уважать законные интересы в области безопасности всех стран
- Международное сообщество должно принять участие в реконструкции зоны конфликта
- Противодействовать применению или угрозе применения ядерного оружия
- Урегулировать гуманитарный кризис и предотвратить его разрастание.
К сожалению, идеи проработать этот план и начать искать пути завершения пока не находят понимания в США – Джо Байден отверг мирный план Китая.
Самостоятельная позиция
Заниматься челночной дипломатией Пекину ещё позволяет Европа, но уже не даёт возможности Америка. При демонстративной и, можно сказать, ультимативной отстранённости Британии. Причина проста – китайцы не осудили Россию за украинскую спецоперацию. И, мало того, намереваются оказать Москве военную и финансовую помощь. Пока европейцы вежливо выслушивали сладкую лесть Ван И с разъяснениями, что в Пекине не так чтобы слишком довольны своим северным стратегическим партнёром, госсекретарь Блинкен высказал дипломату всё, что он думает о сотрудничестве китайцев с Кремлём. В самой жёсткой форме. 2 марта Китай и Россия отказались подписывать резолюцию G20 с требованием вывода войск РФ с территории Украины. Остальные участники G20 поддержали итоговое заявление саммита с призывом о «полном и безоговорочном выводе» российских войск. И тут интрига: почему Китаю запрещено то, что разрешено Турции? Турция как торговала с Россией, так и продолжает. За поставки российских боеприпасов для турецких С-400 никаких санкций. Банковские операции – да сколько угодно, ведь это удобно российским туристам, а иначе они перестанут ездить в Анталью и скупать на турецкой части Кипра недвижимость по турецким же правилам, легализуя тем самым фактический статус острова. Похоже, для Анкары существуют какие-то особые условия в рамках партнёрства и сотрудничества с Россией, которые Пекину заказаны Западом. Или Британия верит, что, когда надо, сможет продавить Анкару на нужные условия. Тогда как китайский план будет иметь самостоятельную силу.
Турция, кстати, тоже не выступила с осуждением украинской спецоперации. Но что будет делать Запад, если дело однажды дойдёт до переговоров Москвы и Киева, ведь большинство военных конфликтов кончаются именно ими? Как сторона, занимавшая сторону одного из участников конфликта, сможет моделировать двусторонний диалог?
Тем временем за океаном по-прежнему не занимают жёсткой позиции в отношении Китая. С одной стороны, Вашингтон всячески подчёркивает, что не располагает свидетельствами поставок оружия Пекином Москве. С другой – выставляя китайцев крайними за распространение пандемии коронавируса и обещая некие последствия в этой связи, американцы как бы намекают, что заблокировать активы в западных банках они могут не только одним россиянам. И такие намёки красноречивее любых эскапад Блинкена. Китайцы, правда, пытаются делать хорошую мину, напоминая заокеанским партнёрам о том, что однажды могут проверить, как там в американских хранилищах поживает китайский золотой запас. Но в том-то и дело, что американцы, проглотив 300 млрд российских долларов, явно вошли во вкус. И новость о начале поставок России китайского оружия запросто может стать поводом для начала трапезы. Есть призрачная надежда, что Европа пытается выстраивать с Китаем некие собственные отношения, то и дело зазывая в гости товарища Си. А сейчас в планах посещение Поднебесной уже европейцами. Китай будто пытается слегка показать зубы.
Визит главы союзной Белоруссии Александра Лукашенко в Пекин состоялся уже после европейского вояжа Ван И, однако невозможно не отметить сам факт этой встречи: Поднебесная продемонстрировала, что ей наплевать на то, что о Лукашенко говорит и думает Запад. Белорусский лидер был явно вдохновлён приёмом. «Будет сильным Китай, будет развиваться и Белоруссия», – заявил он на встрече с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном. Понять приподнятое состояние Батьки немудрено – только в сельскохозяйственный кластер ЗАО БНБК китайцы вложили 1,5 млрд долларов. А ведь Поднебесная вливает средства и в совместные автомобильные производства (FAW и Geely, которые в Белоруссии называются «Белджи»), и в строительство горно-обогатительного комбината. Впрочем, за океаном не склонны считать, что, наводя мосты с Китаем, Лукашенко играет какую-то собственную игру в пику Москве. «Тот факт, что КНР сейчас взаимодействует с Лукашенко, который фактически уступил суверенитет России, является всего лишь ещё одним доказательством углубляющегося взаимодействия КНР с Россией», – отметил представитель Госдепартамента США Нед Прайс.