В докладе, который на днях опубликовала Австралийская комиссия по будущему человечества, перечислены 10 основных угроз. На 3-е место учёные поставили рост численности населения за пределами способности Земли. Вопрос о том, что человек стал плодиться с очень уж большой скоростью, волнует самых разных специалистов – от экологов до экономистов. Но только ли в этом проблема?
Пандемия COVID-19 породила множество конспирологических версий. Есть среди них и такая, что сильные и злобные мира сего — то ли Римский клуб, то ли Билл Гейтс со товарищи, то ли все вместе — задумали сократить численность населения планеты. И с этой целью запустили коронавирус.
С другой стороны, природа сама на протяжении всей истории человечества находила разные способы «проредить» его, и эпидемии — самый верный из них. Как только случалась масштабная вспышка смертоносной инфекции, недостатка в эсхатологических настроениях и рассуждениях не было. Зачастую они сводятся к вопросам: сколько же людей может вместить (прокормить) Земля? Хватит ли у неё ресурсов для жизнеобеспечения стремительно растущего человечества?
Хватит ли на всех пастбищ?
Два года назад международная группа учёных опубликовала в журнале Nature Sustainability исследование, из которого следовало, что Земля способна поддерживать на уровне прожиточного минимума не более 7 млрд человек (на тот момент нас было уже 7,6 млрд). Стремление приблизиться к более высокому уровню жизни, по мнению исследователей, неминуемо приведёт к экологическому коллапсу.
Теория, прямо скажем, не нова. Ещё в конце XVIII века английский священник и учёный Томас Мальтус издал труд «Опыт о законе народонаселения», повлиявший на умы многих демографов. Суть концепции, известной как мальтузианство, в том, что численность населения растёт более быстрыми темпами, чем производство продуктов питания. Ограниченность ресурсов порождает бедность, голод и социальные катаклизмы — войны, геноцид и пр. Они (а также голод и эпидемии) выступают своего рода регуляторами численности цивилизации.
В XIX веке неспособность человечества прокормить себя видели в недостаточной грузоподъёмности судов, а после и в нехватке пастбищных угодий: их площадей слишком мало, чтобы вырастить поголовье скота, обеспечивающее всех пропитанием. Да и в середине ХХ столетия похожие опасения высказывались: например, эколог Уильям Фогт полагал, что чрезмерное использование земель приведёт к истощению почвы и демографической катастрофе.
В 1972 году по заказу Римского клуба (аналитического центра, объявившего своей целью привлечение внимания к различным международным проблемам) на свет появился резонансный доклад «Пределы роста». Его авторы считали, что при имеющихся темпах роста населения, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства продовольствия и истощения ресурсов наиболее вероятным сценарием будет коллапс цивилизации в течение столетия. Сначала её численность вырастет до 10-12 млрд человек, а затем (из-за голода и войн) резко сократится до 1-3 млрд. Упадёт при этом и уровень жизни.
Выход авторы доклада видели прежде всего в контроле и ограничении рождаемости. Были у них, правда, и более мягкие сценарии. Один из учёных, американский профессор Деннис Медоуз, полагал, что теоретически возможна стабилизация населения Земли на уровне 8 млрд. Но не больше! Иначе экосистемы и ресурсы планеты не смогут стабильно поддерживать существование человеческой популяции.
То, что не предвидел Мальтус
Сейчас на Земле живет почти 7,8 млрд человек (год назад было 7,7). И по прогнозам ООН, к 2030 году их будет 8,5 млрд, к 2050-му — 9,7 млрд, а к 2100-му — те самые 11,2 млрд, о которых предупреждали авторы доклада «Пределы роста».
Взрывной рост произошёл в ХХ веке. Несмотря на две мировые войны и самую массовую пандемию гриппа за всю историю, численность населения планеты за прошлое столетие выросла в 3,7 раза. И при этом вовсе не похоже, что нам грозит массовый голод. Эту проблему человечество смогло решить: пастбищ хватает, поголовья скота — тоже. Наоборот, всё громче звучат призывы экологов сократить и то, и другое, чтобы снизить выбросы парниковых газов в атмосферу и приостановить глобальное потепление. А в научных лабораториях полным ходом идут работы по созданию искусственного мяса, которое сможет заменить натуральное.
«Со времён Томаса Мальтуса люди, обеспокоенные перенаселением Земли, переживали о том, достаточно ли будет еды для всех. Так вот, еды много. И потребление калорий с каждым десятилетием только возрастало, — обращает внимание профессор Колумбийского университета Мэтью Коннелли. — Если бы еда у нас заканчивалась, было бы сложно объяснить, почему люди едят всё больше и больше. Притом, что огромная часть населения ведёт сидячий образ жизни».
Разумеется, Мальтус не мог в конце XVIII столетия представить, до какого технологического уровня разовьются сельское хозяйство и пищевая индустрия в XXI веке. Но дело не только в этом. И Томас Мальтус и его последователи предполагали, что с ростом благосостояния и изобилия ресурсов люди будут плодиться, как кролики, всё больше потребляя и истощая ресурсы планеты. Но оказалось, что связь здесь не прямая, а ровно обратная: повышение уровня жизни ведёт не к росту, а к падению рождаемости.
Цивилизация научилась бороться и с голодом, и с эпидемиями (мало кто сомневается, что против коронавируса тоже найдут противоядие), которые раньше выступали основными регуляторами численности. И при этом люди добровольно стали ограничивать себя в количестве детей. Причин у этого несколько, но факт остаётся фактом: коэффициент фертильности (он же суммарный коэффициент рождаемости — среднее число рождённых детей на одну женщину) в Европе уже составляет 1,6. А для того, чтобы население росло, этот показатель, важнейший в демографии, должен быть никак не меньше 2,1. И в США, и в Японии, и в Китае, и в большей части стран Южной Америки коэффициенты фертильности сейчас ниже уровня замещения. Да, в Африке он по-прежнему высок (на верхней строчке Нигер — 6,5), но понятно, что с улучшением благосостояния показатель будет снижаться по всему миру.
Так может, угроза перенаселения планеты — миф?
Ненасытный «золотой миллиард»
«Чем богаче общество, тем меньше детей рождается, это закон демографии, — говорит доцент кафедры медицинских наук Университета Оттавы Рейват Деонандан. — Сейчас уровень бедности ниже, чем когда-либо в человеческой истории, и всё говорит за то, что в обозримом будущем нас ждут дальнейшие успехи в борьбе с нею. Это проявится в замедлении роста населения и в конечном итоге — в его сокращении.
Проблема не в количестве людей. Проблема в том, сколько они едят. Ведь производство того же мяса (а с ростом благосостояния человек стремится есть его больше) наносит вред окружающей среде. Таким образом, людей со временем станет меньше, но каждый из них будет оставлять в природе больший углеродный след.
Возможно, проблему удалось бы решить, если бы население богатых стран потребляло меньше. Условно говоря, лучше рассказывать представителям „золотого миллиарда“ о том, как расточительно они живут, чем выкручивать руки людям из стран третьего мира, где в основном многодетные семьи с низким доходом».
По оценкам учёного, для того, чтобы каждый мог жить в комфорте современного американского среднего класса, на Земле должно остаться около 2 млрд человек. Для более скромной европейской жизни хватит 3 млрд. Но и европейцам стоит подзатянуть пояса, чтобы снизить экологическую нагрузку на планету. Тогда и количество людей, которых она способна «вынести», станет больше.
Большинство современных демографов считают, что в течение следующих десятилетий население Земли достигнет пика, а затем начнёт снижаться. Примерная оценка: 9 млрд к 2050 году (это будет максимум) и 8 млрд — к концу столетия. Другое дело, что к середине века встанет другая демографическая проблема: сильно возрастёт доля пожилых людей, которых надо будет на что-то содержать.
Но что-то подсказывает, что эту проблему человечество тоже сможет решить.
Сможет ли наука спасти человечество?
Современные научные данные показывают, что ресурсы жизнеобеспечения нашей цивилизации огромны, уверен академик Российской академии естествознания, профессор, д. б. н. Исхан Магомедов.
Мнение, будто Земля не сможет прокормить 10 млрд человек, ошибочно. При дальнейшем развитии науки и технологий планета спокойно обеспечит пропитанием даже 50 млрд жителей. Но для этого придётся решить главную проблему – несправедливого распределения ресурсов. Сейчас «золотой миллиард» обеспечен всем необходимым с избытком, а значительная часть человечества прозябает на уровне прожиточного минимума. Нам придётся расстаться с философией общества потребления и перейти к обществу разумной достаточности.
В чём прав Вернадский
В 1925 г. выдающийся русский учёный Владимир Вернадский предложил концепцию автотрофности человечества. В ней он говорит о самостоятельно функционирующей цивилизации и создании искусственных экосистем, которые будут независимы от биосферы и природных «прихотей». Первым этапом он считал возникновение земледелия и одомашнивание животных и растений. Вторым – создание искусственной пищи. Третьим этапом может стать появление новых форм растений с заданными свойствами, а четвёртым – широкое использование искусственного фотосинтеза для решения задач энергетики и производства продуктов питания. На этом этапе человек сможет контролировать изменения климата и пользоваться всеми видами возобновляемых источников энергии.
Согласно теории Мальтуса, численность населения растёт в геометрической прогрессии, а ресурсы, необходимые для пропитания, – в арифметической. Но концепция Вернадского предсказала, что человек способен обеспечить своё дальнейшее развитие за счёт мыслительной деятельности и ускорения эволюции. И современная наука подтверждает, что Вернадский был прав. Научные данные показывают, что ресурсы жизнеобеспечения огромны. В начале XXI в. зародилась новая дисциплина – синтетическая биология. Она занимается разработкой искусственных биологических систем, которые дадут человечеству всю необходимую пищу и энергию.
Есть прогноз, что к 2050 г. производство зерновых на всей планете необходимо увеличить по крайней мере в 2 раза. Сейчас с 1 га посева риса можно прокормить 27 человек, а к середине столетия этот гектар должен будет кормить уже 43 человека. Всё это потребует увеличения производительности труда на единицу площади земли, а также более эффективного расходования водных и минеральных ресурсов. Понятно, что эти ресурсы будут становиться всё более ограниченными. Многие страны Европы в ближайшем будущем не смогут наращивать производство продовольствия: там основные сельхозкультуры исчерпали потенциал своей биологической урожайности. В ведущих азиатских странах урожаи риса тоже достигли максимума.
Земледелие будущего
Но на помощь придёт наука. Урожайность зависит от количества солнечного света, воды, удобрений, качества семян. Чтобы удовлетворить глобальный спрос на продукты питания, необходимо повысить эффективность фотосинтеза растений. В XX в. советский учёный Анатолий Ничипорович разработал теорию их фотосинтетической продуктивности. Если её реализовать и применить новые методы селекции, то земледелие будущего сможет обеспечить продуктами питания свыше 10 млрд человек.
Уже несколько десятилетий ведутся исследования, как повысить продуктивность растений с помощью генетических и физиологических методов. Наиболее перспективно создание их новых форм с помощью замены генов, отвечающих за фотосинтез. Грубо говоря, есть три основных пути связывания углерода растениями. Наиболее продуктивны растения, которые используют С₄-фотосинтез. Сейчас в разных странах идут работы по получению С₄-риса, есть подобные исследования и с пшеницей. Учёные считают, что именно С₄-рис поможет полностью удовлетворить спрос на этот продукт, который в Азии является продуктом номер один. А если внедрить в рис гены, обеспечивающие синтез белка, это повысит его качество. Среди С₄-культур наиболее уникальной и значимой для продовольственной безопасности является растение амарант. Оно содержит самые качественные белки, жиры и углеводы. Благодаря его генам можно увеличить продуктивность и полезность других сельхозкультур.
Как видите, со времени опубликования концепции Вернадского возможности человечества значительно расширились. Предполагаю и совсем уж фантастическую вещь – что в отдалённой перспективе человек сможет сам, без участия растений, частично конвертировать солнечную энергию и получать из неё нужные для себя соединения.
Где ставились эксперименты на людях по снижению рождаемости
С XIX в. Запад одержим идеей снижения рождаемости. Как это реализовывалось тогда и как происходит сейчас?
Когда Билл Гейтс говорит о том, как с помощью прививок будет сокращать население Земли, не нужно думать, что в вакцины от COVID-19, гриппа и т. д. будет тайно введено некое вещество, делающее людей бесплодными. Всё проще – разрабатываются специальные противозачаточные вакцины. «С 1972 г. контрацептивные вакцины являются одной из приоритетных программ Всемирной организации здравоохранения, – пишет военный микробиолог, канд. биол. наук, полковник медицинской службы запаса Михаил Супотницкий. – В осуществлении программы принимает участие Фонд Рокфеллера. Открыто декларируемая цель создания таких вакцин – регуляция численности населения в странах третьего мира». Сейчас они там активно и открыто испытываются на людях (об этом много статей в научных медицинских журналах), а для животных уже продаются. Проблема пока в том, что у них много осложнений.
Но для исследователей это не является непреодолимым препятствием. В 1950-е американцы точно так же испытывали гормональные контрацептивы в бедных странах Центральной Америки. И выявленные серьёзные осложнения не помешали зарегистрировать их в США, а потом и везде. Двигателем этих разработок и испытаний была Маргарет Сэнгер. Пассионарная феминистка, одержимая идеей сдерживания роста населения и евгеникой. Её единомышленниками были многие интеллектуалы, политики и финансисты. В 1934 г. она приезжала в СССР агитировать за политику по контролю за рождаемостью. Но страна тогда ликвидировала последствия голода 1930-х, и Сталин её не понял. До Гитлера она не доехала, но некоторые её идеи он взял на вооружение.
Стерилизацию людей, считавшихся не очень психически здоровыми, активно проводили не только в нацистской Германии, но и в США и многих странах Европы. Часто под нож хирургов попадали и обычные люди – такие истории сегодня предают гласности. Но такая евгеника не привела к оздоровлению нации. Плохие гены всё равно «выживают», и количество людей с проблемной психикой и другими наследственными болезнями быстро возвращается к прежнему уровню.
В некоторых бедных странах власти пробуют ограничить рождаемость без подсказки Запада. Так, в Индии до 2016 г. практиковали хирургическую стерилизацию. Прооперированы миллионы женщин и сотни тысяч мужчин. Только в 2009–2012 гг. от осложнений после неё умерли 700 женщин. Эксперимент «Одна семья – один ребёнок» начали в Китае в 1979-м. Итог: переизбыток молодых мужчин и недостаток девушек (от них активно избавлялись ещё во чреве матери). В 2016-м там разрешили иметь второго ребёнка. Однако есть мнение, что рождаемость в Китае упала не только из-за запретов, но и потому, что люди стали больше зарабатывать и лучше жить.
Пере- или недо-?
Увеличится человечество или, наоборот, будет вымирать?
Насколько реальными для населения Земли будут «климатические войны» между народами? Или природа сама расставит всё по местам?
Игорь Белобородов, демограф, руководитель Днестровско-Прутского информационно-аналитического центра:
Перенаселение Земли – миф, очень удобный для тех, кто хочет ослабить потенциал «неугодных» стран. США и другие страны-сателлиты давно проводят агрессивную демографическую политику, ориентированную на то, чтобы в мире рождалось как можно меньше детей. Иначе в каких-то не подконтрольных ей государствах придут к власти не те руководители, какие им нужны, и «хозяевам мира» будет сложнее управлять процессом. На самом деле всё наоборот. Если раньше в ООН предрекали, что человечество достигнет численности в 12 млрд к концу XX в., то теперь, по их мнению, к концу XXI в. нас ожидает глобальная депопуляция. Уже сегодня население сокращается более чем в 100 странах. Проблема в другом – в недонаселённости планеты. Для неё цифра в 12 млрд человек не пугающая, а скорее желаемая. И если бы природа регулировала количество людей, она бы позаботилась о том, чтобы их становилось больше. Ведь из-за процессов урбанизации на Земле оголяются огромные территории, свободного места становится всё больше. В России за последние 30 лет исчезли с карты свыше 30 тыс. населённых пунктов. Сегодня в условиях изоляции многие семьи воссоединились, и это может дать толчок к повышению рождаемости.