Министерство культуры надеется, что наследие великих художников окажется в Музее Востока, а не уйдет с молотка за долги их владельца - банкирамошенника.
Фамилия Рерих в переводе означает «богатый славой». Современные реалии добавляют к переводу эпитет «скандальной». В представлении обывателей Государственный музей искусства народов Востока ссорится с Международным центром Рерихов (МЦР) наподобие гоголевских Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем. Все давно запутались, кто кому что должен, потому что словосочетание «скандал в Центре Рериха» стало такой же обыденностью, как «заседание в Госдуме». Однако дело приняло другой оборот. Силовики провели обыски в МЦР. После работы оперативников как вещественные доказательства были изъяты 50 упаковок с ценным содержимым, среди которого:
- около 150 графических рисунков Святослава Рериха.
Причина изъятия до неприличия прозаична. Картины русского художника и философа служили не средством приобщения к искусству, а способом для отмывания денег обанкротившемуся МастерБанку и человеку со сдобной фамилией Булочник.
Борис Булочник до 2013 года был председателем правления Мастер-Банка, пока за сомнительные операции у банка не отозвали лицензию. Булочник, по данным СМИ, обокрал своих вкладчиков почти на 70 миллиардов рублей. Кстати, и благотворительный фонд им. Е. И. Рерих, через который осуществлялось финансирование МЦР, потерял в Мастер-Банке 4,5 миллиона рублей, а сам МЦР - 300 тысяч.
После отзыва лицензии Булочнику удалось бежать в Израиль. Исчезнувшего банкира объявили в федеральный и международный розыск, а Тверской суд Москвы заочно санкционировал в 2016 году арест Булочника, обвиняемого в преднамеренном банкротстве кредитной организации.
Так при чем же здесь полотна Рерихов?
- Типичная схема приобретения картин: многомиллионные кредиты выдавались офшорным компаниям, которые покупали полотна на зарубежных аукционах. Потом подставные физические лица якобы покупали эти картины и фиктивно дарили их МЦР, - объяснил «КП» юрист Музея Востока Юрий Избачков. - То есть украденные деньги вкладчиков банка превращались в частную коллекцию.
Почему частную? Все просто. Будучи председателем правления Мастер-Банка, Борис Булочник выдавал кредиты на покупку картин Рерихов. Он сам и его супруга покупали их и дарили МЦР, где чета Булочников была членами правления. А глядя со стороны, можно было сказать: вот настоящий меценат, радеющий за отечественную культуру...
ВИНОВАТЫ «СКАНДАЛЬНЫЕ» КАРТИНЫ?
Есть в произошедших событиях и мистическое повторение истории восьмидесятилетней давности.
- На изъятых картинах стоит клеймо войны. Скандал с полотнами был предопределен, - уверен автор книги о Николае Рерихе Максим Дубаев. Многие считают, что своими картинами Рерих мог предсказывать будущее. К примеру, его полотно «увидело» образ будущей жены Елены Рерих (урожденной Шапошниковой) раньше, чем художник встретился с ней наяву. Но не раз на холстах Рериха проявлялись и зловещие образы грядущих перемен.
- Восемьдесят лет назад богатый американский брокер Луис Хорш, отец смертельно больной дочери, уверовал, что, если он соберет в одном помещении знаковые картины Рериха, его дочь исцелится, - говорит Дубаев. - По задумке Хорша, картины должны были висеть в его «Мастер-доме», в музее Рериха. Однако чуда не произошло. Девочка умерла, а последовавшая череда событий повлекла за собой феерический скандал.
Поразительно, что нынешний скандал с Мастер-Банком спровоцировали те самые работы, висевшие когда-то в «Мастер-доме»!
- Именно они были куплены Булочником в Америке и привезены в Россию, - убежден биограф Рерихов.
Так ли это на самом деле - корреспонденты «КП» удостовериться не смогли. Изъятые полотна перемещены в Государственный музей искусства народов Востока, но... к ним не подступишься.
- Мы и сами на них посмотреть не можем. Они лежат у нас как вещдоки, - объяснил «КП» директор музея Александр Седов. - Даже для проведения реставрационного осмотра, который положен картинам, мы будем писать письмо в Следственное управление, чтобы нам разрешили открыть их и посмотреть. И, разумеется, все только под контролем представителей следствия.
По словам директора, дальнейшая судьба работ тоже неизвестна. Скорее всего, картины будут являться вещественными доказательствами в рамках уголовного дела.
ЗА ДНЕВНИКОМ ЕЛЕНЫ РЕРИХ ОХОТЯТСЯ ИЗДАТЕЛИ
Ажиотаж исследователей вызывают не только картины, но и судьба легендарного дневника Елены Рерих, хранившегося в Международном центре Рерихов. До сих пор до нас дошли не все измышления Елены - визионера, медиума и предсказательницы. Дневник жены художника издавался с серьезными купюрами и не целиком. Так велела сама Елена Ивановна. Охота за дневником ведется давно и в мире нет такого издательства, которое не жела- ло бы завладеть заветной рукописью. Между тем, как стало известно, Следственное управление не производило выемку архивных документов, связанных с жизнью и творчеством семьи Рерих, хранящихся в МЦР, а занималось только финансовохозяйственными бумагами организации и ее связями с МастерБанком.
Страшно предположить, что за долги обанкротившегося Мастер-Банка наследие Рерихов будет продано. Однако, как обнадежил «КП» советник министра культуры Кирилл Рыбак, Минкульт будет ходатайствовать перед Следственным управлением, чтобы находящиеся под следствием работы появились в экспозиции Музея Востока.
- Мы сможем это сделать не раньше, чем будет проведена экспертиза картин, - рассказал юрист музея Юрий Избачков, - но речь идет не о годах и даже не о шести месяцах.
Возможно, часть тайн станут явью уже летом. В Манеже планируется большая выставка Николая Рериха.