Недавно митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) собрал пресс-конференцию для журналистов. Среди прочих вопросов ему были заданы два: о машине, на которой ездит митрополит, и о его резиденциях. Митрополит вынужден был ответить, что ездит он на Toyota Camry представительского класса: мол, саратовские дороги, на которых он проводит много времени, очень плохие, поэтому только хорошая машина выдержит. А резиденции у него две: одна принадлежит РПЦ аж с 1948 года, а другая находится при монастыре, митрополит там останавливается пару раз в год, и у него там своего «только тапочки».
Многие СМИ и блогеры стали бурно обсуждать эту тему «роскоши священнослужителей», так, что в защиту митрополита выступила замглавреда сайта Саратовской епархии «Православие и современность» Марина Бирюкова. Она возмутилась тем, что журналисты передергивают слова митрополита, и посетовала, что нынешним СМИ неинтересны церковь и ее добрые дела, а интересны только скандалы. По поводу же авто и резиденций Бирюкова сказала жестко:
«Коллеги, озабоченные социальной справедливостью, можно, я сама доведу до вашего сведения, что жизнь правящего архиерея — совсем, ну совсем не мед?.. Что архиерейство — тяжкий крест, и наслаждаться комфортом владыке, в общем, некогда?.. Зайдите на наш сайт — получите хотя бы частичное представление о его рабочем графике со всеми поездками и встречами. Обратите внимание на то обстоятельство, что у него фактически нет выходных. Прикиньте, насколько сможете, какая на нем лежит ответственность и насколько многообразна его деятельность. Глядишь, и успокоитесь по поводу машины и крыши над архиерейской головой. Перестанете хотеть, чтобы митрополит непременно ездил на «Оке» и жил в хрущобе».
И действительно: а какое дело людям до того, на чем ездит архиерей и где он живет? И является ли тема роскошной жизни архиереев прерогативой только нынешних «безбожных» журналистов?
Давайте немного заглянем в прошлое, отстоящее от нас почти на 150 лет. Одна цитата:
«Архиепископ Сергий летом живет на даче, как говорят, им самим купленной и великолепно устроенной, — с парками, садами, оранжереями. Подвизался, значит, в честь и славу «Коренного Знаменья», дающего ему, по словам Курска, гораздо за тридцать тысяч годового дохода.
Другой день народ валит почти непрерывными толпами. (..), и все эти десятки тысяч поклонников (более — поклонниц) на ночь размещаются на площадях, у монастырей, на голой земле и на камнях — где только пришлось. А завтра начнутся поборы с них за все — за право вступить в монастырь, войти в церковь и приложиться к образу, ради которого совершили они этот невыразимо тяжкий подвиг паломничества. (..)
Наглое обирательство ради сибаритской жизни какого-нибудь там Сергия и с прочей монашествующей сворою. Ужели никогда и конца не будет этой разбойничьей эксплуатации народного суеверия?
(..) Кроме этой громадной церкви, которая занимает передний фас монастырей, на дворе ее только что отстроена новая такая же громадная и также не отличающаяся извне изяществом архитектуры. (..) владыке-де так пожелалось!
А посмотреть бы — в каком положении семинария (в Белгороде, в Курске) и духовные училища во всей епархии — верно, в наижалчайшем. По этому дикому произволу, так бессмысленно расточающему сотни тысяч, — о даче ради личной потехи, на которую кинуты сотни тысяч, и говорить уже нечего, конца не предвидится. Возмутительно, но ничего не поделаешь. Так, где всеми заправляет произвол».
Думаете, нахальный писака-либералишка сочиняет пасквиль против архиерея и церковных порядков? Нет, это знаменитый священник-бунтарь Иоанн Белюстин, который в 1877 году побывал в Курске на празднованиях в честь иконы Божьей Матери «Курская Коренная».
Во времена «всеобщего благочестия», тотальной «Святой Руси» русские архиереи назывались (и были таковыми по факту) князьями церкви. И вели они себя подобающе: жили барственно, вели себя с народом и подчиненными священниками так, как с крепостными вел себя помещик: хочу — помилую, хочу — выпорю. И народные денежки, собранные с бедных крестьян и сельских священников, созидали оранжереи и уютные дачи для сибаритствующих владык.
С тех пор прошло много времени, у нас вновь «возрождение Святой Руси», и вновь архиереи живут и ведут себя так же, как и их предшественники в XIX веке.
На нашем портале «Ахилла» один автор, используя открытые источники, описал, сколько резиденций у Нижегородского митрополита Георгия (Данилова) и сколько примерно все это стоит. Резиденций семь, минимальная общая их стоимость более 400 миллионов рублей. Да и передвигается чаще всего митрополит Георгий не на Toyota Camry, а… на личном вертолете.
Видимо, согласно мнению Марины Бирюковой, график и ответственность митрополита Нижегородского Георгия в несколько раз плотнее и сложнее, чем у митрополита Саратовского Лонгина… Патриарх Кирилл, думается, вообще работает 120 часов в сутки, судя по его транспорту и резиденциям.
Феодально-крепостнические отношения внутри РПЦ до сих пор, несмотря на XXI век, вроде как демократию, Конституцию, глобализацию и проч., остаются основным типом существования, поэтому сами иерархи и их присные и оправдывают необходимость для барина всего того, что он имеет. Вот только почему эти апологеты, умом застрявшие в позапрошлом столетии, удивляются, что современные люди не готовы воспринимать этот феодализм как должное?
Миллионы россиян живут в хрущобах и даже до сих пор в бараках, у миллионов россиян до сих пор нет канализации, горячей воды и газа. Миллионы россиян ездят не на Toyota, и даже не на «Оке», а на трамвае, метро, самокате или на разбитых автобусах по деревенским колдобинам. И у миллионов россиян очень трудная и ответственная работа. Чем труд и ответственность врача, учителя, пожарного, спасателя, водителя автобуса, фермера легче или «безответственней», чем жизнь и деятельность митрополитов? Да и что такого реально важного и ответственного делает архиерей?
Он совершает, например, много богослужений на приходах, куда и ездит на своем дорогом авто. После каждого из этих богослужений архиерея ждет роскошный стол и плотненький конвертик с «благодарностью» от настоятеля того прихода.
Архиерей много встречается и «решает» дел с сильными мира сего. Ест, пьет с ними, баню принимает, жмет ручки, угодничает, выпрашивает льготы для церкви, земельные участки, выделение средств «на реставрацию». А сильные мира сего помогают архиерею и сами отмывают на «благотворительности» деньги, получая за это церковные ордена.
Очень ответственное дело для архиерея. Архиереи ведь не для того встречаются с мэрами, губернаторами и прочими «ответственными» людьми, чтобы спросить с них: а почему, господин начальник, в области такие плохие дороги? А не ограбили ли вы народ? Не хотите ли публично покаяться и вернуть все людям? Благословляю вас на это! А до тех пор — да будет вам, окаянному, анафема!
Нет, архиерей просит лишь, дружелюбно улыбаясь, чтобы позволили еще один храм построить, монастырь вернуть, чтобы очередные золотые купола засверкали благостно на фоне народной нищеты и беспросветной жизни…
Страшно далеки вы от народа, слуги народа, — что мирские, что духовные. Вот поэтому людям, журналистам в том числе, и неинтересны ваши дела — потому что люди видят, что вы просто хапуги, живущие ради себя и своей наживы, князья и баре, благостно помахивающие ручкой народу из золоченых карет японского производства, но в душе презирающие этот самый грязный и нищий сброд.
Ваши авто, ваши «крыши над головой» не заработаны вами честным трудом. Все это вам дают (вернее, вы сами отбираете) простые бедные люди. Поэтому вы и храмы стремитесь строить новые, потому что вам нужны новые и новые точки для сбора средств с прихожан.
Нет, народ не требует, чтобы архиереи ходили в рванине, как любят возмущенно восклицать защитники привычного порядка церковной жизни. Люди просто хотят, чтобы духовный лидер подавал личный пример той жизни, которой он учит свою паству. А если человеку говорят: будь скромен, терпи скорби и нищету, которые «Бог послал», «трудно богатому войти в Царство Небесное» — с амвона, а потом этот проповедник выводится подобострастно под белые ручки, и усаживается в авто стоимостью в несколько миллионов рублей, и едет в свою резиденцию стоимостью в несколько десятков или сотен миллионов, то вся проповедь такого пастыря всуе. И потом не надо удивляться, что люди уходят из церкви — они уходят от лжи и лицемерия таких пастырей.
Людям неинтересна, противна такая церковь и такие «владыки». Так что нечего и удивляться, что только скандалы внутри РПЦ и привлекают внимание прессы. Это итог вашей, владыки, работы за последние тридцать лет. Кушайте смиренно результат и не пеняйте на зеркало.