Александр Лукашенко, которого ЦИК Белоруссии объявил победителем президентских выборов, решил 16 августа дать оппозиции бой на ее территории — на улице. Власти вывели своих сторонников на площадь Независимости, надеясь, видимо, продемонстрировать, что их больше, чем противников. Ответом на это стала акция такого масштаба, какой Белоруссия еще не видела. Специальный корреспондент “Ъ” Владимир Соловьев считает, что в этой уличной дуэли Александр Лукашенко как политик был смертельно ранен. Хотя нет — убит.
16 августа наступила кульминация протестной недели в Белоруссии. В этот день противники переизбрания Александра Лукашенко на пост президента решили организовать протестный марш по улицам Минска, назначив его на 14:00. По традиции, анонимный клич был брошен через Telegram-каналы: никто из оппозиционных политиков выходить на улицу не призывал (в Белоруссии это карается тюремным сроком).
В президентском окружении, судя по всему, решили сыграть на опережение. В субботу было объявлено о проведении в 12:00 на столичной площади Независимости — на ней находятся парламент и правительство республики — акции в поддержку действующей власти.
Кому именно в окружении Александра Лукашенко пришла в голову мысль устроить уличную дуэль, неизвестно.
С 11 утра на проспект Независимости начала прибывать сельхозтехника: трактора и грузовики парковались по обе стороны улицы вдоль одноименной площади. Их водители отказывались общаться с прессой под запись, но без диктофона говорили, что поддерживают Александра Лукашенко. После полудня площадь стала заполняться людьми с государственными красно-зелеными флагами и как будто сошедшими с одного принтера баннерами таких же цветов: «Наш президент — наша страна», «Беларусь сделала свой выбор», «Лукашенко — наш президент!».
Пришедшие на площадь не выглядели людьми, которых сюда согнали против их воли. Хотя подвоз и был организован, участники провластной акции казались вполне искренними, когда объясняли, почему президентом страны должен оставаться Александр Лукашенко.
— Мы против перемен, которые нам готовят. Я почитал программу Тихановской (оппонент господина Лукашенко Светлана Тихановская.— “Ъ”) и пришел в ужас. Экономический блок — это просто возврат в 90-е,— заявил “Ъ” мебельщик Валентин.
Он, как и многие из тех, кто пришел на площадь, уверен в том, что противники власти, митингующие с 9 августа, провоцировали силовиков, за что и поплатились. А еще в том, что несогласные с победой Александра Лукашенко проплачены Западом.
О том, что именно Запад пытается добиться ухода господина Лукашенко, говорили и с трибуны. Но даже среди выступающих нашлись усомнившиеся в том, что действующий президент набрал 80% голосов. Вышедший к микрофону оратор в камуфляже внезапно заявил: «Главная проблема и главный позор тем, кто считал голоса таким образом, кто лизнул задницу — этого делать было нельзя. Даже если Лукашенко выиграл — это не 80%. И эти жополизы сделали это против Лукашенко». Послышался неодобрительный гул толпы.
Главным действующим лицом митинга стал сам Александр Лукашенко. Первым делом он объявил:
— Вы показали, кто в доме хозяин!
Хозяин, которым он все еще считает себя, выглядел, однако, неубедительно. Апеллируя к толпе, он в основном угрожал. Тем, что новая власть — это значит нашествие солдат НАТО. Тем, что если пойти на поводу у тех, кто не считает его президентом, «страна сорвется в штопор». Он так и заявил:
— Пойдем на выборы (новые выборы, на которых настаивают несогласные с победой господина Лукашенко.— “Ъ”) — погибнем как государство, этого и хотят там, за границей.
— Мы лакомый кусок для них, но кусок небольшой. Скушают и не подавятся. Думайте! Настало время, вам решать. Я хотел бы спросить у них: что с вами, белорусы? Вы же хотели «веками людьми зваться» (цитата из стихотворения Янки Купалы.— “Ъ”)? И помните: загубите первого президента — это будет начало вашего конца. Вы всегда будете, как в Украине, других странах, стоять на коленях и молиться неизвестно на кого.
После окончания митинга пресс-служба президента сообщила, что президенту на нем внимали 75 тыс. человек. Верилось в это с трудом.
Если у памятника Ленину, рядом с которым выступал Александр Лукашенко, толпа стояла плотным полукольцом, то уже в пятнадцати метрах от него она сильно редела, а ближе к границе площади рассеивалась еще больше.
Пока господин Лукашенко говорил, по проспекту Независимости шли те, кого его выступление уже не интересовало. Люди с красно-белыми флагами и рукописными плакатами о том, что первого президента ждет Гаага, выплескивались на проспект из улиц и переулков, и сплошной рекой текли дальше — к стеле на проспекте Победителей у музея истории Великой Отечественной войны. Там они встали огромной красно-белой массой.
— Уходи! Жыве Беларусь! — ревела многотысячная толпа.
Собравшиеся здесь совершенно точно превосходили по численности тех, кто пришел поддержать президента Лукашенко к зданию правительства. Манифестантов было явно больше 100 тыс.
При этом лившиеся сюда потоки людей замирали на пешеходных переходах, если горел красный свет, и терпеливо дожидались зеленого сигнала под рев клаксонов приветствовавших их машин. Все, с кем здесь поговорил “Ъ”, были уверены, что власть Александра Лукашенко — преступная. Протестующие расходиться не собирались и от стелы маршем пошли к зданию правительства на площади Независимости. Выходить они намерены до тех пор, пока господин Лукашенко не уйдет.