Операторам дронов выделят специальные частоты для оперативной связи с экипажами других воздушных судов. Об этом говорится в материалах Госкомиссии по радиочастотам, с которыми ознакомились "Известия". Это означает, что согласование и подготовка к полёту такого аппарата по маршруту сократятся с нескольких дней до одного. Полёты станут безопаснее, а доставка грузов беспилотниками - оперативнее, отмечают эксперты.
Государство намерено усилить безопасность совместных полётов гражданской авиации под управлением экипажей и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Для этого операторов дронов должны обеспечить голосовой связью с пилотами самолётов и вертолётов. Такие планы содержатся в материалах Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), подготовленных к заседанию в конце марта. С документами ознакомились "Известия".
В них говорится, что для голосовой связи между операторами беспилотников и других воздушных судов Росавиация запросила диапазон 117-137 МГц. Сейчас он используется для переговоров лётчиков с наземными службами. ГКРЧ планирует выделить ведомству эти частоты на десять лет, говорится в проекте решения комиссии. От открытия для этих целей другого диапазона - 902-928 МГц, запрошенного Росавиацией, планируют отказаться, говорится в документе. В частности, потому, что сейчас в этом диапазоне работают сотовые операторы, отметил источник "Известий" на рынке связи.
"Известия" направили запросы в Росавиацию, Госкорпорацию по организации воздушного движения (ГК ОрВД), в Минобороны, а также в Минцифры, курирующее работу ГКРЧ.
Как технически и организационно будет налажена связь между находящимися на земле операторами беспилотников и другими летательными аппаратами, в документах ГКРЧ не сказано. Один из участников рынка беспилотной авиации и чиновник профильного ведомства признают: наличие такой связи необходимо.
По словам замруководителя Рое-авиации Андрея Потёмкина, выделение ГКРЧ частот отвечает в первую очередь интересам отечественных разработчиков радиоэлектроники.
- В случае принятия ГКРЧ данного решения конкретное предприятие получит право на разработку стандартного радиоэлектронного оборудования голосовой связи в диапазоне 117-137 МГц, аналогичного другим бортовым и наземным радиостанциям, применяемым в гражданской авиации. При этом Рос-авиация радиочастоты не получает, - рассказал он "Известиям".
По его словам, такая голосовая радиосвязь необходима для управления воздушным движением и обеспечения безопасности полётов. Эксплуатантам беспилотных авиационных систем это даёт возможность выполнять полёты без установления дополнительных ограничений, отметил Андрей Потёмкин.
С 1 марта 2024 года вступили в силу изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства, упрощающие доступ к нему беспилотных воздушных судов, сказал заместитель гендиректора НИЦ "Аэроскрипт" Андрей Яблоков. Теперь наличие постоянной двусторонней голосовой радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения, работающем на тех же частотах, что и связь с пилотируемыми судами, позволяет проводить полёты дронов без установки запрещений или ограничения использования пространства, объяснил он "Известиям".
- Это значит, что владельцу дрона не надо за три-пять дней подавать запрос на установление временного или местного режима. Достаточно будет представить план полёта за сутки, а после полёта позвонить в ОрВД, - отметил Андрей Яблоков.
Несмотря на такую либерализацию согласования полётов БПЛА, техническая сторона вопроса нуждается в проработке, отмечает Андрей Яблоков. Например, если станция связи расположена в зоне действия связи с ОрВД, то внешний пилот БВС должен на всём протяжении полёта реагировать на команды диспетчера. В настоящее время часть полета может проходить в автономном режиме, когда нет возможности управлять беспилотным воздушным судном, говорит эксперт.
Вопрос о частотном обеспечении беспилотной авиации российские власти прорабатывают не первый год. Например, в конце 2021-го ГКРЧ выделила для управления летающими дронами диапазон 5,85-6,43 ГГц. В конце 2022-го стало известно, что чиновники и участники рынка прорабатывают вопрос о применении для управления БПЛА и получения информации с них частот, использующихся для сотовой связи, в частности 1,7-1,8 ГГц. Это нужно для того, чтобы в будущем превратить сотовые сети в системы управления беспилотниками, охватывающие большую часть населённых пунктов России, отметили эксперты.
По их словам, необходимость выделения новых частот для беспилотной авиации связана с тем, что диапазон, используемый для связи с ними сейчас (2,4 ГГц), приходится делить с Wi-Fi-роутерами и другими гаджетами - из-за его перегрузки с контролем и управлением БПЛА могут возникать проблемы.
Выделение частот для голосовой связи между операторами дронов, диспетчерами и воздушными судами - во многом хороший задел на будущее, считают опрошенные эксперты в отрасли связи и БПЛА.
По сути, сейчас государство даёт возможность операторам БПЛА использовать те же частоты, что и экипажи обычных самолётов и вертолётов. Это нужно для тяжёлых дронов, которые, как считается, будут летать в том же воздушном пространстве, что и другие суда, и приземляться в тех же аэропортах, отмечает один из собеседников "Известий" в отрасли связи. Это значит, что к ним должны применяться такие же или почти такие же требования, как и к обычным самолётам, в том числе по связи с другими летательными аппаратами и диспетчерами, указал он.
Без гармонизации правил для пилотируемой и беспилотной авиации невозможно реализовать множество авиационных проектов в отрасли - например, доставку дронами товаров в отдалённые регионы России, рассказал источник на рынке беспилотных технологий. К примеру, не получится оперативно перегрузить в одном и том же аэропорту отправления с обычного грузового лайнера на беспилотники для последующей их отправки в пункты доставки или конечным адресатам, приводит он пример.