Открытый урок, который Владимир Путин провел для учеников круглогодичной школы детского центра «Океан», оказался полезен для обеих сторон. Президент рассказал, почему важно изучать прошлое ради будущего. «Полезно знать, кто и как добивался успеха, чтобы самому быть успешным», — заявил ВВП. Дети в свою очередь объяснили главе государства, что он путает Северную войну с Семилетней, а подписываться в современном мире можно не только под указами.
Владимир Путин уже несколько лет принимает участие в открытых уроках, которые смотрят во многих школах страны. Обычно урок посвящают какому-то знаковому событию — например, в прошлом году 75-летию Победы в ВОВ. Но на этот раз для разговора была предложена более широкая тема, которая последнее время не на шутку занимает самого Путина, — важность изучения прошлого ради понимания настоящего и построения сценариев будущего. Президент напомнил, что уже посвятил подобным размышлениям две собственных статьи — о причинах Второй мировой войны и о единстве русских и украинцев. Впрочем, такой подход, по его мнению, важен не только в политике. Для изучения глобального потепления необходимо понимать, что происходило с климатом на протяжении тысячелетий. Только так можно сделать выводы, насколько антропогенные факторы в действительности влияют на его изменение. Судя по словам Путина, сам он весьма скептически относится к попыткам обвинить в природных катаклизмах человека и его возросшую экономическую активность. Президент вспомнил, как в свое время оказался в ледяной пещере, позволяющей заглянуть в глубь времен. В толще голубых пластов была отчетливо видна черная полоса, относящаяся к периоду «много-много веков назад». «Откуда? Ведь никаких машин тогда совершенно точно не было», — заметил ВВП.
История человечества и конкретной страны, по словам Путина, тоже представляет собой «пласты» событий, имен и дат, в которых можно найти ответы на современные вопросы. В том числе и весьма болезненные. Российская государственность на протяжении XX века рассыпалась дважды, напомнил президент. После революции 1917 года и после крушения СССР. «А почему? Надо внимательно проанализировать, что было триггером», — сказал Путин и с явным сожалением добавил, если бы не эти два события, у нас была бы другая страна и население 500 млн человек. «А это совокупная мощь государства, которая в геометрической прогрессии увеличивается», — посетовал об упущенных возможностях ВВП.
Он предложил школьникам также поразмышлять на тему: почему Петр Первый Семилетнюю войну со шведами учинил? Где Швеция, а где Полтава? С чего они все собрались под Полтавой на главную битву Семилетней войны? «Это все имеет значение. Надо использовать все знания прошлого для лучшего понимания сегодняшнего дня и принятия решений, которые повлияют на будущее», — подчеркнул ВВП.
Тут надо отдать должное школьнику из Воркуты Никанору Толстых, отважившемуся публично поправить президента. Немногие министры на такое способны, а вот 16-летний парень, мечтающий стать историком, как и подобает будущему ученому, решил, что истина — в любом случае дороже. «Не сочтите за мою как бы... В общем, это называлось не Семилетняя война, а Северная война, — указал Никанор на фактическую ошибку, вкравшуюся в рассуждения Путина. — Но длилась она действительно очень долго». Путин на замечание отреагировал спокойно и даже поблагодарил за «поправочку». А вот директор воркутинской школы, где учится Никанор, почему-то решила, что парень в общении с главой государства проявил недопустимую наглость и звездность. «Он, конечно, мальчик хороший. Но скромность должна быть, чтобы не поправлять в том числе Владимира Владимировича», — посмотрев трансляцию встречи, прокомментировала директриса.
Еще один неловкий момент возник после выступления юного эколога Егора Сотнича из Бурятии. Рассказав о важности строительства современных очистных сооружений на впадающей в Байкал реке Селенга, мальчик попросил президента подписаться на его ютуб-канал «Красная вилка», где он пропагандирует сбор мусора и прочие экологические и социальные активности. Владимир Путин предложения по очистным сооружениям горячо поддержал. Но совершенно не понял вторую часть обращения. «Что нужно подписать? Я не понял, Егор, что я должен подписать?» — несколько раз переспросил президент, несколько шокировав юную аудиторию полным незнанием современных реалий. Когда главе государства разъяснили, что ютуб это такая социальная сеть, а на контент, который создают ее участники, можно подписаться, Путин пообещал подумать. Впрочем, еще в начале встречи он дал понять, что настороженно относится к Интернету: там, по его словам, «очень много информационного мусора», который подается «как истина в последней инстанции».
Михаил Мишустин тоже не остался в стороне от всенародного праздника знаний, но выбрал более подходящую для своего бэкграунда аудиторию, отправившись в Физтех-лицей им. Капицы. В одном из классов премьер понаблюдал, как учащиеся делали лабораторную работу на повторение законов механики. В другом — сам взял мел в руки и попросил школьников провести перпендикуляр от точки окружности к диаметру, не используя никаких измерительных приборов. Дети, которые до его прихода корпели над составлением бизнес-модели, математическую задачу осилить не смогли: пришлось Мишустину самому написать решение, а заодно напомнить математикам о приоритете фундаментальных знаний над прикладными. Зато будущие химики вызвали у главы кабмина неподдельный восторг, сумев на глазах получить из молока... серебро. «Это очень похоже на волшебство», — заявил премьер, которому химия давалась хуже других точных наук — это единственный предмет, по которому в аттестате у него стоит «4».