1 сентября за парты, по предварительным подсчётам, сядут 2,5 млн первоклассников. В прошлом году таких учеников было 1,9 млн. Вот только с проблемами родители первоклашек и других школьников сталкиваются со старыми – хватит ли мест в школе и денег на подготовку к ней, не уйдут ли хорошие учителя и как часто придётся скидываться на школьные нужды.
– У нас ещё перед 1-м классом учитель сообщила, что будем оптом закупать не только рабочие тетради к учебникам, но и обычные, – рассказывает её мама, Анастасия Данилова. – Для 1-го класса это обошлось в 1,5 тыс. руб., на 2-й класс мы закупали всё ещё весной, но уже вышло по 2 тыс. руб., цены изменились.
В гимназии обязательна форма: сарафан обошёлся в 3 тыс. плюс 2–3 блузки (каждая около 1 тыс. руб.), сменная обувь и спортивная форма (ещё пара тысяч). В общей сложности на этот второклассный год у семьи ушло порядка 10 тыс. «Если бы, как в прошлом году, 10 тыс. «путинских» выплатили для подготовки к школе, мы бы как раз в эту сумму уложились», – признаётся Анастасия.
Как заплатить меньше?
Один из вариантов, советуют опытные родители, – закупаться ручками-тетрадками оптом. Например, в канцелярских магазинах Пензы шариковая ручка стоит 7,54 руб., но при покупке от 100 штук каждая обойдётся в 6,79 руб. Тетрадь в клетку на 12 листов стоит 10,92 руб., но если взять 80 штук и более, то цена будет уже 9,83 руб.
Второй способ – воспользоваться предложениями в сети. «И одежду, и канцелярку дочери я покупаю на маркетплейсах», – делится специалист социального отдела Пензенской епархии Дарья Лисовол. На сайтах перепродажи и обмена бывший в употреблении учебник будет стоить в 2 раза меньше, чем новый в магазине. А кто-то и вовсе готов отдать школьные принадлежности за шоколадку.
Третий совет – не торопиться с покупками. «Нередко в сентябре магазины канцелярии дают большие скидки, пытаясь продать оставшийся товар. Поэтому купите необходимый минимум в августе, а остальное докупайте осенью», – советует председатель родительского комитета одной из смоленских школ Анастасия Карпылёва.
Тем, кому совсем тяжело, помогают благотворительные организации. «В нашем храме, как и в других храмах российских городов, есть приходской склад с одеждой, там даже школьную форму можно выбрать», – пояснила Дарья Лисовол из Пензы. Часто епархии или отдельные храмы устраивают сбор пожертвований на помощь в закупке школьных канцтоваров для малоимущих прихожан.
В некоторых регионах собирать «Наборы первоклассника» помогают профсоюзы. «Мы четвёртый год проводим акцию «Соберём ребёнка в школу». Можем оказать и материальную помощь, если в семье совсем тяжёлая ситуация», – уверяет председатель Темрюкской районной организации Краснодарского края Общероссийского профсоюза образования Ольга Аленева.
Дорогие первоклашки
Дороже всего обходятся первоклассники. Им всё нужно покупать с нуля. Причём иногда не только одежду и школьно-письменные принадлежности, но и мебель, технику для учёбы – гаджеты бьют по карману больнее всего. «Яндекс.Маркет» провёл опрос родителей на тему, сколько они готовы потратить в этом году на школу. 40% назвали сумму от 10 до 30 тыс. На товары для спорта, творчества и т. д. 56% родителей закладывают до 15 тыс. руб. 41% пап и мам признались, что попробуют сэкономить на канцтоварах. А вот по подсчётам «Авито», если покупать только одежду и самые необходимые канцтовары, то можно уложиться тысяч в семь.
Эксперты аналитического ресурса «Чек Индекс» выявили, что в этом году родители активнее старались закупиться товарами к предстоящему учебному году в первой половине лета, а не традиционно в августе. Объёмы продаж канцтоваров оказались на 61%, тетрадей – на 88%, школьных блузок и рубашек – на 290% выше, чем в прошлом году в это же время. Оно и понятно: многие постарались закупиться до того момента, пока не подскочили цены. Но средний чек покупок всё равно вырос уже на 20%.
Станет ли меньше скучных и «неправильных» учебников?
Министерство просвещения не допустило в школу 900 учебников из более чем 1,2 тыс. представленных на экспертизу.
Для включения в федеральный перечень одобрены 327 учебников, в том числе по родным языкам, и 47 учебников для обучения детей с ограничениями здоровья. Из нового перечня исключили те, срок действия экспертных заключений по которым превышает пять лет. Но это не единственная причина.
«Когда по истории больше 80 учебников, по русскому языку – больше 100, это не создаёт единообразия в системе обучения, – отметила председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. – В них и содержание разное. Например, есть учебники истории, где понятие «блокада» не используется. Говорится просто об обороне Ленинграда».
«Есть историко-культурный стандарт, и, казалось бы, все учебники в той или иной степени ему отвечают, – объясняет доцент кафедры политологии МПГУ, исполнительный директор Ассоциации развития педагогического образования Владимир Шаповалов. – Однако в некоторых сохраняются идеи 1990-х, которые были внесены в наше образовательное пространство извне, в том числе и фондом Сороса. Эти идеи, как и акцентирование внимания на негативных аспектах исторического прошлого, перекочёвывают от одного поколения учебников к другим. Наша задача – создать такую литературу, которая не требовала бы от нас покаяния за наши грехи перед кем-то, а рождала чувство гордости».
«Многие учебники по обществознанию написаны скучным и сложным научным языком. Поэтому сокращение количества учебников позволило бы нам сконцентрироваться на повышении их качества, – подтверждает учитель года России – 2018, преподаватель обществознания и права Алихан Динаев. – К тому же сегодня значительная часть детей учебники не читает, используя вместо них интернет, телеграм-каналы и т. д.».
Как победить школьные поборы?
Что делать, если с родителей учеников начинают требовать деньги на «нужды класса или школы»? И прекратится ли когда-нибудь эта практика?
«Обязанность родителей – купить только письменные принадлежности. Школа же по действующему законодательству обязана обеспечить учащихся необходимыми материалами – учебниками, рабочими тетрадями и др. и не имеет права требовать с родителей деньги на охрану, уборку, ремонт и оснащение классов, – считает председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. – Средства на эти цели школам выделяет бюджет, и они обязаны расходовать их по назначению. То есть директору, вместо того чтобы выписывать премию себе или приближённым учителям, надо сначала решить вопросы, связанные с потребностями образовательного учреждения. К сожалению, часто происходит наоборот, поэтому с родителей и собирают деньги.
Если вас пытаются заставить сдать деньги под разными предлогами, стоит в первую очередь обращаться в органы управления образования региона. Можно написать жалобу в Рособрнадзор или прокуратуру. Можно обратиться и к нам, во Всероссийское общество защиты прав граждан».
Когда школ хватит на всех?
По данным исследования РАНХиГС, с 2016 по 2021 г. численность школьников в стране увеличилась на 14%. Самый большой прирост – в Московской (на 27%), Ленинградской (26%) и Калининградской (21%) областях. В Москве число учеников выросло на 21%, в Санкт-Петербурге – на четверть.
Рост подтверждает и официальная статистика: в 2020–2021 гг. в школы пришло на 330 тыс. детей больше, чем в предыдущем учебном году.
В 1990-е, когда рождаемость упала, школы и детсады массово закрывали, сдавая эти помещения в аренду различным конторам. В итоге количество школ в стране сократилось на 30 тыс. Теперь же учебные комплексы нужно строить заново.
Правительство уже направило в регионы 150 млрд руб. на строительство школ. Всего в 2022–2024 гг. на эти цели из федерального бюджета планируется передать 312,8 млрд руб. Свои средства выделят и 64 региона: в них построят 167 школ и появится 159,5 тыс. дополнительных учебных мест.
1 сентября некоторые из них уже заработают. Однако пока строительство не успевает за потребностями. Микрорайоны с жилыми застройками возводятся быстрее, чем школы и детсады. Из-за этого имеющиеся школы там оказываются переполнены, ведь обеспечить школьными местами нужно сразу несколько тысяч детей.
Так, в Краснодаре разразился скандал, когда выяснилось, что в одном из самых густонаселённых микрорайонов – Губернском – единственная школа примет в 1-й класс почти вполовину меньше детей. Вместо 500 первоклашек, как в прошлые годы, на торжественную линейку 1 сентября придут 245. Куда деваться остальным? Власти предлагают им места далеко от дома, правда, с бесплатным подвозом на автобусах. В районной же школе, рассчитанной на 1,5 тыс. учеников, сейчас фактически обучаются почти 6 тыс., по сути, в три смены. Школа открылась в 2018-м, и там сразу сформировали 22 первых класса – от «А» до «Ч». Дети подросли, перешли в пятый класс и заняли часть помещений начальной школы. По информации администрации города, в целом дефицит в детских садах и школах составляет 75 тыс. мест. В новом учебном году откроются четыре новые школы, но и этого уже мало.
А в Новосибирске директор школы пошла навстречу родителям и зачислила всех детей по месту прописки. Но так как рядом возвели новые жилые районы, учеников набралось втрое больше того, на что рассчитано здание. В итоге руководителя оштрафовал Роспотребнадзор за превышение нормативов загрузки образовательного учреждения.
Увеличивать число мест власти стараются, проводя капремонт и перепланировку старых школ. «Капремонт в течение 5 лет пройдёт в 7,3 тыс. зданиях. В этом и следующем году в программу войдут не менее 3 тыс. школ – в основном сельских и поселковых, которые давно не ремонтировались. По этой программе каждое учебное заведение дополнительно получает ещё и 6,5 млн руб. на закупку необходимого оборудования», – сообщил министр просвещения Сергей Кравцов.
Общий объём финансирования совместно с региональными средствами составит 500 млрд руб. Сейчас ремонт идёт в 1,65 тыс. зданиях, в 1,3 тыс. из них работы должны завершить в этом году.
«Сейчас стоит ещё одна задача: чтобы в каждой школе появились театральные студии, чтобы были спортивные секции», – напомнил министр. Кроме того, в рамках этой же программы планируют провести повышение квалификации учителей.
Будет ли кому вести уроки?
Перед началом учебного года регионы подсчитали, сколько учителей не хватает в школах. Выяснилось, что ситуация стала хуже, чем в предыдущие годы.
По данным недавнего исследования РАНХиГС, дефицит школьных учителей в стране составляет 250 тыс. человек. Чаще всего пустуют вакансии учителей иностранного языка и начальных классов. В дефиците также математики, учителя русского языка и литературы, физики. По регионам ситуация разная. Где-то недосчитались полсотни учителей, где-то тысяч. «С начала года на портале hh.ru на Кубани было размещено более 2,7 тыс. вакансий. За год количество вакансий для учителей выросло на 75%», – рассказала руководитель пресс-службы hh.ru Юг Алёна Манохина.
«Официальная статистика это подтверждает: количество вакансий в школах увеличивается, – говорит ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова. – В стране пока продолжается рост численности школьников, и его темпы опережают рост числа учителей. Педагоги старшего возраста уходят на пенсию – процесс в ряде регионов ускорился из-за вынужденного дистанта в пандемию. Молодёжи приходит недостаточно, чтобы компенсировать дефицит». По данным экспертов, на данный момент более 650 тыс. учителей-предметников достигли пенсионного возраста.
Одна из причин нехватки кадров – всё возрастающая нагрузка на учителя. Справедливое требование повышать зарплату педагогам нередко реализуется на местах за счёт увеличения количества работы. Завуч одной из школ Челябинска признался, что у них учительская ставка – 15,1 тыс. руб. Учителя грустно шутят, что на одну ставку есть нечего, а на две – некогда. Многих это не устраивает – толковые и ответственные уходят. По словам молодой челябинской учительницы, она ушла из школы не потому, что престиж профессии упал, а из-за низкой зарплаты. В России 33 педвуза, подведомственных Минпросвещения. Плюс педагогические колледжи, частные образовательные организации. Каждый год они выпускают сотни молодых педагогов. Почему же молодёжь уходит из школ, а некоторые и не доходят? Эксперт приводит несколько причин.
Первая – это оснащение и условия работы. Молодёжь выросла с гаджетами в руках, им легче работать, если есть цифровое оборудование. Если нет – молодой педагог там не задержится. «Мы же по опросам учителей увидели, что для молодёжи условия, наоборот, создаются чуть хуже, чем для давно работающих, – отмечает Т. Мерцалова. – Класс с ремонтом кому в первую очередь? Опытному сотруднику. Молодые педагоги, не имея своего кабинета, нередко вынуждены скитаться по чужим. А ведь такие нюансы и создают внутренний комфорт, чувство твоей нужности».
Во многих продвинутых западных школах практикуется наставничество, чтобы молодой педагог легче адаптировался в школе и остался в профессии. У нас таких единицы.
Ещё одна причина – зарплаты. Нередко молодой специалист может рассчитывать только на ставку. Ему либо не предлагают больше, отдавая старшим коллегам дополнительные часы, либо он сам не потянет большую нагрузку. У опытных учителей приёмы и методы наработаны, а молодому педагогу нужно больше времени на подготовку к уроку. О мерах соцподдержки для молодых специалистов – жилье, доступных кредитах и т. д., вернее их отсутствии, умолчим.
«Что любопытно, – продолжает Т. Мерцалова. – Молодёжь часто уходит из школы, но не из профессии. Молодые педагоги выбирают онлайн-образование, репетиторство, частные школы. По доходам отличия могут быть небольшие. Зато условия комфортные, человек сам может выстраивать расписание».
Языком цифр
- 2,5 млн учеников пойдут в этом году в первый класс.
- 41% родителей готовы сэкономить на покупке канцтоваров.
- 327 учебников одобрены для включения в федеральный перечень.
- 250 тыс. человек составляет в стране дефицит учителей.
- 650 тыс. учителей-предметников – пенсионного возраста.
- 167 школ построят в этом году в стране.
- 1,3 тыс. школ отремонтируют к 1 сентября.
- 150 млрд руб. уже выделено на строительство школ.