Принцип «китайское — значит, дешевое» пора оставить в прошлом: стоимость производства одежды в этой стране выросла почти на 30% в 2023 году, и это не предел. Многие бренды уже не могут позволить себе держать производство в Китае, они выбирают более дешевые Бангладеш или Вьетнам. Специалисты рассказали «МК», почему одежда «мэйд ин Чайна» сегодня не так актуальна.
Подорожание производства одежды в Китае связано сразу с несколькими факторами: это и рост цен на ткани, и увеличение стоимости перевозки, и подорожание самой рабочей силы.
Вещи, сшитые в Китае, чаще всего можно обнаружить в ассортименте маркетплейсов — обычно речь идет о вещах, которые оптом были закуплены на китайских сайтах, а теперь их перепродают в России. В обычных магазинах ситуация совсем другая, и бирку «Сделано в Китае» обнаружить не так-то просто.
— Многие бренды сегодня перевели производство в Пакистан или Вьетнам, — рассказывает продавец крупного мультибрендового магазина. — Еще многое шьют в Бангладеш. Китай встречается все реже. Еще, кстати, сейчас стало популярно локальное производство, причем не только у российских брендов.
В качестве доказательства продавец показывает свитер известного скандинавского бренда. На ярлычке сказано: «Сделано в Португалии». Рядом — французская юбка с указанием, что сшита она в Турции. Закономерность достаточно простая: где дешевая рабочая сила (ну а в Португалии она существенно дешевле, чем в Швеции!), там и шьют. Поэтому Китай и сдает позиции: производство там подорожало — об этом рассказал «МК» руководитель Центра изучения современного Китая Института востоковедения РАН, доктор политических наук Андрей Виноградов.
— Легкая промышленность, как известно, требует большого количества ручного труда, живого труда.
Китай на протяжении длительного времени был «фабрикой мира», в том числе в легкой промышленности, потому что у Китая была дешевая рабочая сила. Но потом Китай по всем показателям вышел из числа бедных стран, и дешевой рабочей силы там больше нет, — объясняет Виноградов. — Поэтому в течение последних 15 лет крупные западные компании переводят свое производство в другие страны.
Если речь идет про обувное производство, то это может быть Вьетнам, другие страны Юго-Восточной Азии, в меньшей степени – Индонезия. Ну а одежда, в том числе люксовых брендов, сегодня шьётся в бедных странах Восточной Европы – это Албания, Северная Македония, Болгария, Румыния.
— Эти государства 40-50 лет назад и так являлись крупными поставщиками одежды на мировой рынок, там была дешевая рабочая сила, потом эту роль на себя взял Китай. Сейчас мы наблюдаем обратный процесс, когда пальма первенства в производстве товаров легкой промышленности возвращается к тем же странам. Сюда же, конечно, следует добавить Пакистан, Бангладеш, — добавил Виноградов.
Что касается российских брендов, то многие начали размещать производство в постсоветских республиках — например, в Кыргызстане и Узбекистане. Причем некоторые фирмы перевели туда производство именно из Китая. Во-первых, с бывшими товарищами по СССР договориться проще, во-вторых, логистика обходится дешевле и выстраивается легче, а в-третьих, рабочая сила в этих странах сегодня дешевле китайской. Кстати, важный аргумент в пользу производства в Узбекистане — собственный хлопок (который превращается в деним).
Другой известный российский эксперт по Китаю, директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов, подтвердил «МК», что мировые бренды по пошиву одежды постепенно покидают Китай — по его словам, это началось еще 5-6 лет назад. Маслов объяснил, что производство качественной одежды, труд дизайнеров, специалистов по новым тканям в Китае стоит недешево: порой в 2-3 раза дороже, чем во Вьетнаме, Индии, Пакистане, и в 3-5 раз дороже, чем, например в Камбодже.
– Даже сами ведущие китайские бренды размещают базовые линии своих изделий в других странах, потому что так дешевле при сопоставимом качестве, – говорит эксперт. – В целом «прет-а-порте» покидает Китай, остаются лишь самые актуальные и новаторские линейки.
Эксперт добавил, что в целом в Китае растет себестоимость труда, в большинстве стран Юго-Восточной Азии она составляет 30-50% от китайской, а в китайские предприятия еще выплачивают социалку, больничные, поддерживают пенсионные фонды – все это закладывается в себестоимость. Китайские ведущие бренды типа Shein и многие другие в своих премиальных и люксовых линейках по цене немногим уступают мировым грандам, а по качеству и дизайнерским находкам порой и превосходят их.
Маслов также заверил, что для россиян цены на одежду не должны повыситься: просто к нам потоки пойдут не из Китая, а из других стран Юго-Восточной и Южной Азии, а учитывая весьма жесткую систему супервайзерства, конечный потребитель не заметит никаких изменений в качестве. Эксперт добавил, что оплата товаров юанями, которая многим казалась проблемой, не оборачивается никакими трудностями, если бизнес-процессы выстроены правильно. Сложности могут возникать при закупках некоторых видов электроники или серьезных инвестиционных проектах, но не более того.