В Голливуде, пожалуй, нет актрисы, которую можно было бы сравнить с Сигурни Уивер. Но это и неудивительно. Она — первая в истории кино супергероиня, еще со времен фильма «Чужой» 1979 года выпуска. Единственная из всех членов команды космического корабля сумевшая справиться с опаснейшим чужаком с другой планеты. До Сигурни задачи спасения человечества доверяли лишь актерам-мужчинам. В ее возрасте мало кто вообще получает роли, и уж точно не главные и не в самых крутых блокбастерах, вроде «Аватара», побившего в 2010 году все рекорды, в том числе и «Титаника» того же легендарного Джеймса Кэмерона. Фантастика, но факт: в новом сиквеле «Аватар: Путь воды» персонажа Уивер — доктора Грейс Огустин, погибшую в первом «Аватаре», — Кэмерон воскресил в образе Кири, 14-летней дочки главных героев Джейка и Нейтири, доверив эту роль Сигурни, которой на момент съемок исполнилось 72 года! И впереди еще три части грандиозного проекта, за участие в которых пошла бы на все любая молодая суперзвезда!
Сигурни выглядит словно только что вышла из состояния гиперсна где-нибудь в безвоздушном пространстве — элегантная, демонстрирующая естественную красоту, без намека на пластику. Свой поразительно молодой вид сама Уивер объясняет материнскими генами и тем, что никогда не жила в Лос-Анджелесе. Но и душа у нее, как уверен Кэмерон, тоже молодая. «Я отлично знаю, что в душе ты себя ощущаешь 14-летней. Такая взрослая и умудренная опытом и в то же время вечно прикалываешься, так что я даже не сомневаюсь, что у тебя получится», — сказал он Сигурни и попросил держать открытым «окно» в графике, дожидаясь, когда он вновь позовет ее на свою съемочную площадку. И спустя 13 лет сдержал свое слово. Чем привел Уивер в немалое замешательство. «Большую часть времени я находилась в агонии, — признавалась актриса. — Не понимала, что мне предстоит, а Джим отказывался отвечать на мои вопросы. Однажды в ответ на мою очередную жалобу он обернулся и сказал очень серьезным тоном: «Ты должна перестать испытывать неуверенность. Это совершенно неприлично, учитывая, кто ты, сколько тебе лет и чего ты достигла в своей карьере». И я замолчала».
Чудеса творила не только новая технология съемки, придуманная изобретателем-режиссером, но и сами актеры, и прежде всего Уивер. Она не могла позволить себе отстать от других членов команды («чтобы не думали, вот, мол, старая тетка взялась не за свое дело») и тренировалась с ними наравне. Паркур, силовые тренировки и, главное, дайвинг, ведь в сиквеле «Аватара» вместо лесных джунглей, где обитали синекожие жители Пандоры, режиссер поместил их в морской мир. Как и все актеры, Уивер почти год занималась подводным плаванием под руководством тренера. И вслед за Кейт Уинслет (новая участница команды «Аватара») во время тренировок побила рекорд Тома Круза по пребыванию под водой без акваланга, задержав дыхание на 6 минут 30 секунд.
«У вас все в порядке, мэм?»
Сьюзен Александра Уивер — так звали будущую звезду (имя Сигурни она взяла себе подростком в честь одной из героинь «Великого Гэтсби», так как не хотела, чтобы ее называли Сьюзи) — родилась в Нью-Йорке 8 октября 1949 года. Отец Сильвестр «Пэт» Уивер был известным человеком на телевидении, который вскоре после рождения дочери стал президентом крупнейшей телекомпании NBC. Он, собственно говоря, придумал формат ток-шоу — впервые в истории запустил утреннее и вечернее шоу для американцев. Уивер был новатором, первопроходцем, невероятно популярной фигурой в мире телевидения и очень креативным человеком. Мать Элизабет, полная противоположность мужу, актриса, училась вместе с Вивьен Ли в Королевской академии драматического искусства в Лондоне, много работала в театре. К кино она относилась с некоторым пренебрежением, снималась мало, зато у таких режиссеров, как, скажем, Альфред Хичкок. Типичная англичанка, выдержанная, с поджатыми губами, высоко поднятой головой, все эмоции держала в себе, как в закупоренной наглухо бутылке. Выйдя замуж за американца, переехала в США и после рождения детей — сына и дочери — стала домохозяйкой. Как и многие англичанки, Элизабет не боялась выглядеть эксцентричной. Например, она одной из первых в Нью-Йорке увлеклась бегом и в 60-е годы бегала трусцой вдоль хайвея, пугая водителей, не понимавших, от кого она бежит. Машины тормозили, и Элизабет спрашивали: «У вас все в порядке, мэм? Может, надо вызвать полицию?»
Мать Сигурни была красавицей и никогда не прибегала к пластической хирургии, убежденная, что стареть надо с достоинством. Сигурни полностью с ней согласна. «Не вижу ничего привлекательного в том, чтобы к 70-летнему телу прилагалось натянутое лицо». Уивер восхищал в матери и ее стоицизм — она ни при каких обстоятельствах не позволяла себе жаловаться. Сама принимала решения и не отступала, воспитав в детях убеждение, что все зависит только от них самих.
Сигурни провела детство и юность в дорогих частных школах, пока незадолго до 18-летия не уехала в Израиль, где несколько месяцев жила в кибуце. А когда вернулась, поступила в Стэнфордский университет на филологический факультет. Отделение драмы в Стэнфорде ее не заинтересовало, Сигурни считала его недостаточно прогрессивным и скучным. Зато с удовольствием присоединилась к независимой театральной компании, где ставили новаторские спектакли по шекспировским пьесам и комедии дель арте. И колесили с ними по Калифорнии в трейлерах, прицепленных к машинам.
«Я никогда не считала себя хорошенькой. Уже в 11 лет мой рост был почти таким же, как сейчас. Естественно, успеха мне это не могло принести. Да и моя мама, надо сказать, даже не пыталась как-то меня в этом плане подбодрить. Однажды я набралась смелости и спросила ее, могу ли я считать себя симпатичной. На что она ответила: «Нет, дорогая. Ты самая обычная». Довольно тяжело было с этим жить, если даже твоя родная мать не считает тебя хорошенькой. Потом я поняла, что мама таким манером хотела отбить у меня всякую спесь. Ведь я и так находилась в привилегированном положении». Во многом благодаря росту (1 метр 82 сантиметра) и нестандартной внешности Уивер не довелось играть романтических героинь и подружек главного героя. Наверное, к счастью, ведь иначе она бы не сыграла множество необычных и интересных персонажей. «Я была слишком высокой для традиционных ролей. И надо было быть сумасшедшим режиссером, чтобы, посмотрев на меня, сказать: «Ты подходишь!»
Не звездный материал
Сигурни мечтала именно о театральной карьере и никогда о кино. Но мать не поддержала дочь, в принципе будучи против актерской профессии: «Нет, дорогая, тебя там съедят заживо». Наверное, она не хотела, чтобы Сигурни обзавелась раздутым эго, и в то же время искренне считала ее слишком чувствительной для актерской работы. Отец любил называть актерство «великолепным рэкетом». Имея в виду несерьезность и сомнительность этого занятия, а также почти неизбежно прилагающийся к нему разгульный образ жизни. «Мой папа был полностью согласен с мамой, что я — не звездный материал. А я с детства была почему-то уверена, что все отцы владеют телевизионными каналами. И все дети могут прийти за кулисы спектакля «Питер Пэн» или вести себя в телевизионной студии как у себя дома. Привыкла к тому, что отец очень знаменит и влиятелен, хотя ко мне это не имело совершенно никакого отношения. Но все же у меня было преимущество перед страждущими славы и денег актерами — родители не одобряли мой выбор профессии, но поддерживали, в том числе и финансово, уже после того, как заплатили кучу денег за мое обучение в лучших университетах Америки. Однажды случилась забавная история. Я уехала сниматься в Лондон в «Чужом». И сдуру сняла квартиру в самом центре на площади, где через каждые пять метров пабы и бары. Народ вываливался из них поздно ночью, и до утра все громко и весело прощались друг с другом. О сне можно было и не мечтать. И я сделала то, что обычно делают великовозрастные дети из так называемых хороших семей. Позвонила родителям. И они прилетели и нашли мне квартиру в тихом месте. Я была очень благодарна. Иногда помощь родителей нужна, даже если тебе уже самой немало лет».
Впервые она сыграла в кино у Вуди Аллена в его оскароносном фильме «Энни Холл» крохотную рольку. Причем Аллен предлагал ей более значительную роль, но она отказалась: «Это помешало бы моим планам играть в экспериментальном театре буйнопомешанную шизофреничку, живущую с ежиком! Я тогда искренне полагала, что не имею морального права бросить коллег и ту единственную работу, для которой я пригодна».
Чтобы стать актрисой, после Стэнфорда Сигурни поступила в Йельский университет, где училась вместе с Мерил Стрип на отделении драмы. Родители, убедившись в ее упрямстве и одновременно в неуверенности в себе, уговорили окончить в Йеле отделение драмы и получить образование классической театральной актрисы. И она снова была им благодарна, поскольку видела свое будущее на сцене крохотных репертуарных театриков. Где вполне успешно прозябала до того момента, как в 28 лет неожиданно получила роль в «Чужом».
«Рипли смогла, и ты сможешь»
На студии изначально не решались отдать эту роль женщине. Когда же решились, то режиссеру Ридли Скотту никто не нравился. И вот пришла Сигурни. На каблуках, со своим ростом она возвышалась над ним как башня. И он сразу же увидел в ней лейтенанта Эллен Рипли. Но студия воспротивилась. Уж если женщина, то должна быть известной актрисой. «В общем, помню, как я прилетела в Лос-Анджелес и мой багаж потерялся. И я пришла на встречу на студию в том же, в чем летела. Началась обязательная светская беседа — типичная для подобных встреч. Ни о чем. Когда все притворяются с разным успехом, что, собственно говоря, собрались просто поболтать среди своих. Через неделю я полетела в Лондон, где Ридли построил для пробы декорации, практически съемочную площадку. И мы там пробежались едва ли не по всему сценарию. Когда проба была готова, пришел один из продюсеров и собрал всех женщин, сотрудниц студии, и показал им. Они аплодировали. Только после этого студия очень нехотя — ведь все сроки уже вышли! — согласилась. И я подписала контракт — на 30 тысяч долларов. Боже, как же давно это было! Но тогда я и представить себе не могла, что за этим последует. Еще три серии, где я действительно играю главную роль! Но я до сих пор уверена — получила я эту роль во многом благодаря тому, что не слишком хотела. Так всегда бывает: если видят, что ты не очень заинтересована, обязательно дают. И наоборот».
Первым делом Уивер заявила режиссеру, что сценарий совершенно безликий и к тому же неправдоподобный даже для такого жанра. К счастью, Скотт относится к тем режиссерам, кто позволяет актерам высказывать свое мнение. И Сигурни так делала всегда — и с Джеймсом Кэмероном, и с Дэвидом Финчером, и с Жан-Пьером Жене. Этому французскому режиссеру поручили снимать четвертый фильм из серии «Чужой». Именно в этой серии было, по словам актрисы, сложнее всего сниматься: «Как вспомню эти огромные танкеры с водой и в них какие-то отвратительные уродливые монстры. Темно, жутко, маску снимаешь и плаваешь под водой до тех пор, пока кислород не кончается и не подплывает человек с аквалангом, чтобы дать подышать. Продолжался этот ад шесть недель. А до тех пор нельзя всплывать. Помню, я мужу говорила, что не смогу это испытание пройти. А он мне: «Сможешь. Рипли смогла, и ты сможешь».
Эта героиня запустила карьеру актрисы в ту вселенную, о которой она и не мечтала. Актриса, игравшая фриков и клоунесс в богом забытых театрах, дылда баскетбольного роста и к тому же образованная, — на Сигурни до этого фильма стояло клеймо аномального явления в актерской среде, неудачницы, непригодной даже для того, чтобы просто числиться в списках агентов по кастингу. Изначально Рипли был мужчиной, и его превращение из супергероя в женщину, в супергероиню, стало феерической удачей не только для Уивер, но и для многих актрис, которые пошли по ее стопам. Хотя сделано это было вовсе не из желания продюсеров и режиссера потрафить женщинам. Феминизм тут совсем ни при чем. Создатели фильма задумали всего лишь шокировать и поразить зрителей, придумав героиню, которая способна выжить — одна-единственная — в ситуации и среде, когда все мужчины вокруг погибают.
Понять и простить
Режиссеры, работавшие с этой актрисой, не в состоянии ее забыть. Ридли Скотт после «Чужого» снял Уивер в роли еще одной властной дамы, жены египетского фараона и матери знаменитого Рамсеса II, в грандиозной эпической драме «Исход: Цари и Боги». Не говоря уж о Джеймсе Кэмероне. Закончив сценарий «Аватара», он сразу вспомнил об Уивер. Но своему инстинкту сначала не последовал. Не хотел, чтобы у зрителей возникали невольные ассоциации с «Чужим». И рассматривал совсем других актрис на роль доктора-биолога Грейс Огустин. Но позже признался себе же, что «будет полным идиотом», если не позовет Сигурни, которая «идеально подходит». Актриса отлично понимала, что этот фильм станет событием и кардинально изменит мир кино: «Джим больше всего поражает меня тем, что никогда, при всей своей страсти к фантастике, не пишет и не снимает, как я это называю, научно-фантастический бред. Его герои всегда — люди, человеки, даже обитатели другой планеты Пандоры. Кстати, Кэмерон и мою Рипли в «Чужих» сильно очеловечил, и даже нежданно-негаданно дал ей родить дочку».
Уивер быстро привыкла к ни на что не похожему съемочному процессу «Аватара»: на голове специальная шапочка-камера, фиксирующая все движения и выражения лица, глаз, даже ресниц. Черные трико на теле, отражающие каждое движение и передающие его на компьютер. Кэмерон изобрел эти костюмы уже в процессе съемок, опробовав свое главное изобретение — трехмерную камеру, которая позволяет режиссеру во время съемок видеть, как сцена будет выглядеть с добавлением компьютерной графики. Актеры, несмотря на опасения изобретателя, полюбили эти «игрушки». Сигурни съемки немного напомнили театр, жизнь на сцене в ее лучших проявлениях — когда в каждый данный конкретный момент ничего нельзя вырезать и все движения тела и лица уникальны и неповторимы.
В отличие от многих других Уивер очень лояльно относится к известному своими суровыми методами работы и жестким нравом легендарному режиссеру. Она всегда подчеркивает его любовь и уважение по отношению к актерам. «Что ж, работать с Джимом всегда очень напряженно. Но он любит своих актеров, поверьте. Да, он может источать желчь и яд. Но только не в адрес актеров! Никогда! А знаете почему? Потому что Кэмерон умеет все. Он освоил все профессии в кино — кроме одной. Он не умеет играть сам. Понимаете? Потому очень любит и ценит актеров. И все им позволяет. Но, конечно, когда слышишь его едкие замечания в адрес кого бы то ни было, все равно чувствуешь себя не очень... Наверное, именно это имеют в виду те, кто жалуется на моего друга Джима. И я призываю всех в таких случаях вспомнить о тех захватывающих до дрожи гениальных выдумках и идеях Кэмерона, которые и создают уникальную атмосферу у него на съемках. За это можно многое отдать и простить».
«Я развалюсь на части раньше»
Сама Уивер уверяет, что на первом месте у нее всегда стоит семья — муж, театральный режиссер Джим Симпсон, и дочка Шарлотта. И нет для нее ничего и никого их важнее. Как раз во многом благодаря мужу и их невероятно успешному и благополучному (вместе почти 39 лет) браку она и сумела сделать столь невероятную карьеру. «Мне достался уникальный мужчина. Джим был только рад, что в семье есть человек, который зарабатывает деньги, и с удовольствием занимался Шарлоттой, позволяя мне спокойно сниматься. И при этом нисколько не ревновал и не завидовал моей карьере. Только благодаря ему я смогла ее сделать. Его помощь и вклад в нашу семью бесценны. Считается, что мужчины, воспитанные строгими и сильными матерями, не всегда бывают пригодны для семейной жизни. Но мой Джим вырос именно с такой мамой. И подобное воспитание очень помогло ему правильно расставлять акценты в нашем браке. Особенно если учесть, что в отличие от своей хладнокровной мамы я всегда ужасно носилась с единственной дочкой. Даже не знаю, как мне удалось не свести ее в конечном счете с ума своими приставаниями, бесконечной заботой и поведением настоящей клуши. Особенно тяжело пришлось, когда проходили съемки «Аватара» в Новой Зеландии. Дочка как раз вошла в подростковый возраст, я жутко переживала за нее. Никак не могла заставить себя отпустить уже девочку, не держать ее на привязи своей любви и страхов. К счастью, Шарлотта не злится, пережила мое неимоверное занудство и очень меня любит. Когда дочь подросла, я помогла мужу создать свой театр. Это была наша общая мечта. Теперь Джим художественный руководитель небольшой театральной компании в нашем родном Нью-Йорке. У него уже три театрика под одной крышей».
Сигурни встретила Джима на театральном фестивале в 1983 году. Одновременно с режиссерской деятельностью 27-летний Симпсон подрабатывал барменом. И однажды Уивер пришла в этот бар с актером Кристофером Уокеном, они дружили. «Пол в баре был жутко грязный, но я сняла туфли на каблуках, чтобы удобнее было танцевать. И вот Джим тихонько подошел в темноте, взял мои туфли и отнес их в укромный уголок — чтобы не испачкались и их не затоптали. И я потом подошла к нему и вежливо спросила: «Сэр, вы, случайно, не знаете, где мои туфли?» Такой миляга!» Но тогда у Сигурни был бойфренд, и к тому же ей показалось, что симпатичный Джим, пользующийся всеобщей любовью и моложе ее на шесть лет, — этакий вечный холостяк. Но где-то месяцев через шесть она позвала его на вечеринку с актерами своего театра по случаю премьеры очередного спектакля. И он помог Сигурни убрать декорации после того, как все закончилось. И тогда она не выдержала и пригласила его поужинать. Ну а спустя три месяца они поженились. Вот такая незатейливая история. Хотя, по словам Сигурни, когда Джим сделал ей предложение, она честно пыталась его отговорить: мол, она старше, всегда будет раньше него справлять какие-то юбилеи и жизненные вехи. Потеряет зрение намного раньше. И вообще развалится на части быстрее. «Когда я свою речь завершила, Джим молчал, — вспоминает Уивер. — Мне показалось, я его напугала. Но он почему-то не воспользовался моментом и не отказался от своей идеи. И мы все-таки поженились».
О Сигурни Уивер, как о многих звездах, ходит немало мифов. Один из них: во время учебы в Стэнфордском университете она жила… на дереве. Но актриса уверяет, что это никакой не миф. Она и впрямь ушла из общежития и, одевшись как эльф, провела некоторое время в домике на ветвях огромного раскидистого дерева. В начале 70-х Стэнфорд был очень вольным местом. И многие этой вольницей пользовались. Каждый на свой лад. У Сигурни были друзья, которые обитали в трейлерах и геодезических куполах. А жизнь в общежитии казалась ей крайне скучной. Соседки были очень милые, но страшно консервативные девушки. Вот она и покинула эту тихую обитель. А еще Уивер часто называют снежной королевой. И вот это точно миф: «Боже, как это далеко от истины! Даже в «Ледяном ветре» моя героиня Джейни на самом деле потеряна, «отключена» от окружающей ее реальности, семьи, но она не холодная ледышка! Я же смело могу назвать себя душкой — моей мягкости нет предела. И знаете, мне кажется, жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе быть холодной, бездушной стервой...»