Возить пассажиров между труднодоступными и отдаленными регионами теперь будут на самолетах "Байкал". Он придет на смену легендарному Ан-2, известному всем "кукурузнику", на котором десятилетиями возили людей и обрабатывали поля. Новую отечественную машину представили специалистам и экспертам на выставке и форуме NAIS 2022.
Проектировать ЛМС-901"Байкал" начали в конце 2019 года. В январе 2022 года состоялся первый полет в Екатеринбурге. Машину создавали как современный легкий многоцелевой самолет с одним турбовинтовым двигателем. Рассчитан он на 9-14 пассажирских мест. Может работать в сложных природно-климатических условиях, на неподготовленных площадках. Именно такая машина нужна сейчас на межрегиональных маршрутах.
"Согласно консервативному сценарию, ежегодный темп производства может быть на уровне 30 самолетов, оптимистичные оценки - 50 самолетов и более", - пояснил "РГ" министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По его словам, уже определены поставщики основных систем, площадки для агрегатного производства, финальной сборки самолетов и передачи их заказчику. Мощности производства будут наращивать с учетом спроса на самолеты.
В минпромторге подчеркивают, что речь, скорее, идет не о замене выбывающих Ан-2. Сейчас нужно полностью удовлетворить спрос российских авиакомпаний на самолеты такой размерности. На обширных территориях Сибири, Дальнего Востока авиаперелеты - самый быстрый, порой безальтернативный способ перемещения. Но ставить на рейсы между небольшими городками и поселками более крупные воздушные суда невыгодно. В минпромторге рассчитывают закрыть потребности в легких самолетах в 2025-2026 годах.
Потенциальные покупатели смогут выбирать двигатель, бортовое оборудование, отмечают в министерстве. На опытном самолете, который приступил к летным испытаниям, установлен импортный двигатель и ряд компонентов, которые планируется заменить на отечественные. Основная часть комплектующих - российского производства.
Представители небольших региональных авиакомпаний обсуждают цену "Байкала": 1,5 млн долларов - большая сумма, считают они. Но нужно учитывать, что это новый современный самолет, пояснил замминистра промышленности и торговли Олег Бочаров. К тому же государство предоставляет из Фонда национального благосостояния субсидии на закупку отечественной авиатехники в размере 60% стоимости. Но нужно и снижать стоимость летного часа, добавил он.
Кроме того субсидируются авиаперевозки. В 2021 году льготными субсидируемыми полетами воспользовались более 4,1 млн пассажиров, рассказал глава Росавиации Александр Нерадько. В 2022 году на три программы субсидирования авиаперевозки выделено 27,5 млрд рублей, добавил он.
Ежегодно планируется выпускать не менее 30 самолетов "Байкал" и закрыть все потребности перевозчиков в таких машинах к 2026 году
Авиапарк региональных перевозчиков пополнят и другие российские разработки. На выставке представили макет MC-21-310. Это отечественный среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения. Сейчас он проходит сертификационные испытания. Разработаны санитарная модификация легкомоторного вертолета "Ансат" и беспилотника вертолетного типа БАС-200. Такие машины будут востребованы в труднодоступных регионах.
Самолет "Байкал" - новый летающий "внедорожник" для малой авиации - впервые показали "вживую" на МАКС-2021. Сказать, что интерес к нему уже тогда был огромный - не сказать ничего. Почему?
На протяжении многих лет стопорится замена "кукурузника", как когда-то за неприхотливость окрестили Ан-2. Тридцать метров для разбега с колхозного поля - и он летит. Эти самолеты и сегодня поднимаются в небо. Но факт остается фактом: при всех своих преимуществах такая техника устарела морально. Кроме того, большая часть машин вырабатывает свой ресурс.
"Байкал" создается по заданию Минпромторга России. Победителем конкурса на его разработку стал Уральский завод гражданской авиации. А созданием самолета занялась компания "Байкал-Инжиниринг".
Видели, как нарасхват был на авиасалоне главный конструктор Вадим Демин... Нас, журналистов интересовали общие данные. А вот специалисты докапывались до деталей.
По сравнению со своим предшественником "Байкал" обладает меньшими габаритами, большей скоростью и возможностью дольше летать без дозаправки. При этом разработчики обещают: надежность и универсальность никуда не денутся.
- Используя современные методы весовой, цифровой оптимизации, мы постарались сделать самолет, который можно эксплуатировать с тех же площадок, что и Ан-2. Но при этом "Байкал" имеет крейсерскую скорость в полтора раза выше: вместо 200-300 км в час, - говорит Вадим Юрьевич. - Материалы все отечественные.
К работе над новым самолетом активно привлекалась молодежь. Так, огромная роль принадлежит Отраслевому специальному конструкторскому бюро экспериментального самолетостроения МАИ, обладающему ключевыми компетенциями в создании образцов легкой и сверхлегкой техники: начиная с 1990-х здесь был создан целый ряд самолетов этого класса.
Какие требования предъявляются к "Байкалу"? Основных несколько. То, что машина должна изготавливаться из агрегатов отечественного производства, понятно. Пассажирская кабина должна вмещать до 14 человек или 1500 кг груза. Необходима возможность переоборудования самолета для выполнения разных задач. Дальность полета - не менее 1500 км.
Самолет должен работать при температурах от -50 °C до +55 °C и использовать грунтовые аэродромы. Максимальная длина разбега / пробега - 250 м. С базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования летающий "внедорожник" должен работать до 73° северной широты.
Новая машина - моноплан с высокорасположенным крылом. Длина - примерно 12,2 м при размахе крыла 16,5 м и высоте 3,7 м. Максимальный взлетный вес - 4,8 т. Летно-технические и иные характеристики соответствуют требованиям заказчика или превышают их.
Планер выполняется из алюминиевых сплавов, что снижает стоимость и трудоемкость его изготовления, а также обеспечивает выгодное сочетание эксплуатационных и технических характеристик.
Разработчики отмечают, что "Байкал" отличается от Ан-2 уменьшенным поперечным сечением фюзеляжа. А это плюсы аэродинамических и летных показателей.
Впрочем, все эти "размахи" - для спецов. А пассажирам интересны другие размеры: салона, в котором им придется лететь. Так вот, его длина 4,9 м, ширина около 1,5 м и высота 1,67 м. Можно прикинуть, насколько будет комфортно.
Говорят о разных модификациях машины. Скажем, с лыжными, колесно-лыжными и поплавковыми шасси она очень нужна в удаленных российских регионах и Арктике. В перспективе возможны беспилотная версия, а также версия с гибридной силовой установкой.
Программа сертификационных летных испытаний "Байкала" предположительно оценивается в диапазоне от 500 до 700 полетов.