Вчера Россия была в трауре. Одна из крупнейших авиакатастроф унесла жизни 224 человек. 217 пассажиров, которые возвращались с египетского курорта домой, и 7 членов экипажа Airbus-321 авиакомпании "Когалымавиа". Лайнер следовал из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. В салоне самолета было много детей.
Президент Владимир Путин выразил самые глубокие соболезнования родственникам погибших. Объявил траур. И поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву сформировать госкомиссию в связи с катастрофой. Ее возглавил министр транспорта Максим Соколов.
На момент подписания номера власти Египта подтвердили, что обнаружено 175 тел погибших, в том числе и трехлетнего ребенка. Поиски продолжаются.
А поначалу первое субботнее сообщение о лайнере было просто тревожным - самолет пропал с экрана радара. В Росавиации "Российской газете" подтверждают: Airbus-321 исчез через 23 минуты после вылета. Тогда еще оставалась надежда. А вдруг самолет все-таки найдется!
Непроверенные (как уже сейчас ясно) "новости" натягивали нервы: самолет засекли над Кипром, летчики связались с диспетчерами, возможно, произошла аварийная посадка.
Не засекли, не связались, невозможно.
Нам стало это ясно, когда наш коллега зашел на сайт Flightradar24, где можно в режиме реального времени отслеживать полет любого гражданского самолета. Перед тем как исчезнуть с радаров, самолет A321 начал снижаться со скоростью 1 тысяча 800 метров в минуту. Это значит, он резко сбрасывал скорость, а не плавно шел на посадку, подтвердили нашу догадку эксперты "Российской газеты".
Но официального сообщения о гибели еще не было. На электронном табло прибытия в Пулково рейс значился как задерживающийся. Потом надпись пропала. Лица встречающих в аэропорту своих близких побледнели.
А затем пришло и официальное сообщение. Его на брифинге озвучил журналистам министр транспорта Максим Соколов. И сообщил, что в ближайшие часы вылетает в Египет вместе с руководителем Росавиации Александром Нерадько и представителями Межгосударственного авиационного комитета.
Через сутки после трагедии они прибывают на место крушения. И сразу началось обследование территории, где произошла катастрофа. Важно собрать максимально необходимые данные для выявления причин катастрофы, отметил Максим Соколов.
А вот что передает специальный корреспондент телеканала "Россия 24" Станислав Натанзон, находящийся на месте происшествия: "Мелкие обломки разбросаны на территории приблизительно в 30 квадратных километров. Самые крупные обломки - это кабина пилота. Вторая крупная сохранившаяся деталь - это хвост, находящийся примерно в 5 километрах от носовой части", - сказал корреспондент.
Он также отметил, что кабина пилотов разбившегося лайнера сильно пострадала. В плохом состоянии и крылья. А хвостовая часть, скорее всего, не горела. "Такое складывается впечатление", - добавил журналист.
Позже Нерадько уточнил, что место трагедии - площадь более 20 кв. километров. Зона разброса элементов самолета представляет вытянутый эллипс, длиной в 8 километров и шириной около 4 километров, рассказал глава Росавиации.
Правительственная комиссия уже покинула место крушения. Где будут вскрывать и расшифровывать "черные ящики", определят позже, сказал Соколов.
Мы больше не встретимся
"Привет, Питер, прощай, Египет, мы летим домой", - написала в соцсети петербурженка Ольга Шеина за несколько минут до вылета злополучного рейса A321. Здесь же фотография ее мужа с маленькой дочкой на руках - они поднимаются по трапу в самолет. Через несколько минут после вылета их не станет.
В Египте Шеины отмечали 10-летие знакомства и четвертую годовщину свадьбы. Как и другие 217 пассажира, они просто отдыхали. В списках погибших - заместитель губернатора Псковской области Александр Копылов с женой, 24 летняя звезда телешоу - модель Елена Домашняя. Семья Громовых, за две недели до катастрофы выложившая в сети фото билетов на тот самый самолет, а также трое сотрудников МЧС.
Всех этих людей кто-то ждал в аэропорту утром в субботу...
На рейсе было 130 петербуржцев, 43 жителя Ленинградской области. Также были люди из Новгородской, Псковской областей и еще одиннадцати регионов России. Узнав о трагедии, родственники приезжали поездами, автобусами, самолетами.
Оперативный штаб развернули в отеле, расположенном неподалеку от аэропорта. Там же зарезервировали сотню номеров для родных погибших из других регионов. На месте дежурили шесть бригад скорой помощи, тридцать психологов, две бригады реанимации, и не зря - более сотни родственников погибших обратились в день трагедии за медицинской помощью на месте.
Близкие пострадавших поддерживали друг друга. Женщины не скрывали слез, мужчины старались держаться.
Александр Сологубов потерял в катастрофе дочь. Она работала воспитательницей в детском саду. На отдых они полетели всей семьей. Но Александр с супругой вернулись раньше - начальство строгое, отпуск продлевать не разрешило.
Люди бродили по гостинице, выходили на улицу, перезагружали телефоны и вновь звонили близким. А вдруг чудо, вдруг кто-то опоздал на рейс...
Между тем представители следственного комитета на транспорте начали сбор образцов ДНК. "Чтобы идентифицировать", - разнеслось по залу. Тогда слезы появились на глазах даже у спасателей и полицейских.
Вчера вечером в Пулково прилетел глава администрации президента Сергей Иванов, он возложил цветы у входа в аэропорт. И пообещал, что "федеральные власти и правительство Петербурга сделают все, чтобы помочь родственникам, близким, любимым погибших".
В Петербурге объявили дополнительный день траура и попросили клубы и другие развлекательные заведения пересмотреть свои программы в связи с трагедией, многие откликнулись.
Но были и те, кто продолжил веселиться. Хеллоуин в Петербурге почти что народный праздник. По улицам ездили загримированные водители, горожане пили шампанское и что покрепче.
На языке общей скорби
В Киеве у российского посольства море цветов, киевляне зажигают свечи в память о жертвах трагедии в Египте.
В Риге уже нельзя пройти по тротуару у миссии России, он застлан ковром цветов.
Мэр Риги Нил Ушаков приехал к российскому посольству и возложил цветы. Градоначальник призвал рижан последовать его примеру. "Рижане, выразим соболезнования российскому народу в этот такой тяжелый и страшный день!" - написал Ушаков в своем аккаунте в сети Facebook.
Весь мир скорбит вместе с Россией. К нашим посольствам во всех странах несут цветы, поделилась официальный представитель МИД Мария Захарова. "Огромное количество телеграмм и звонков со словами соболезнований мы получаем по дипломатическим каналам от зарубежных государств. Пекин и Вена, Вашингтон и Ереван, Афины и Тбилиси, Анкара и Белград... Список бесконечный", - отметила она. Президенту России Владимиру Путину позвонила канцлер Германии Ангела Меркель. Со словами поддержки к нему обратился лидер Франции Франсуа Олланд. Специальное послание отправил председатель КНР Си Цзиньпин. Госсекретарь США Джон Керри выразил свое глубокое сожаление и предложил помощь в расследовании причин авиакатастрофы.
Премьер-министр Египта Шериф Исмаил посетил посольство России в Каире, а президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси выразил свое соболезнование российскому народу в телефонном разговоре с Путиным.
Президент Сирии Башар Асад в обращении к россиянам отметил, что это горе разделяет вся страна. "Все сирийцы восприняли известие о катастрофе с особой горечью", - подчеркнул он.
Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер созвонился с главой российского МИДа Сергеем Лавровым. "В этот тяжелый час я бы хотел выразить свои искренние соболезнования всему российскому народу", - заявил он в телефонном разговоре. Израильские военные предложили помощь в организации поиска. Они незамедлительно предоставили имевшиеся у них данные наблюдения за воздушным пространством. Генсек Совета Европы Турбьёрн Ягланд выразил россиянам сочувствие от имени ЕС. К словам политика присоединился и председатель Евросовета Дональд Туск.
Президент Польши Анджей Дуда в письме к россиянам отметил, что "в эти тяжелые минуты объединяемся нашими мыслями и молитвой с теми, кто страдает после утраты своих близких".
Позвонил Владимиру Путину и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Выразил соболезнования. Послание со словами поддержки направил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Последняя новость
Самолет разрушился на большой высоте, сообщил глава Росавиации Александр Нерадько. Он буквально развалился в воздухе, говорит также исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета Виктор Сороченко. Причиной этого может быть и перегрузка во время полета, и повреждения, которых не заметили при взлете. Но делать окончательные выводы пока рано.
Член правления Всемирного фонда безопасности полетов, президент МКАА "Безопасность Полетов" Валерий Шелковников прокомментировал для "РГ" крушение Airbus A-321 "Когалымавиа" в Египте.
- Еще не расшифрованы "черные ящики" - главный инструмент расследования авиакатастрофы. Однако опытнейшие авиаторы мира активно обсуждают возможные причины трагедии А-321 исходя из общепринятого подхода анализа: человек, машина, окружающая среда. Зачем они это делают? Чтобы предотвратить трагедии в будущем. Это так называемый проактивный метод, установленный Международной организацией гражданской авиации ИКАО. Не спасли этих несчастных людей - не допустить подобных бед.
Итак, человек. Предвидеть поступки и реакции человека и изменять их гораздо труднее, чем иметь дело с их последствиями. По имеющимся данным, командир был очень опытный и имел налет более 10000 часов. Однако на что обращают внимание некоторые авиаторы, анализируя данные сайта, отслеживающего траектории полетов самолетов? А-321 сначала набрал высоту 33500 футов, а потом показания высоты начали уменьшаться до 29925 и 28375 футов с одновременным падением скорости - с 404 узлов до 184 и далее до 93 узлов. Есть предположение, что самолет свалился в штопор.
Машина. Возраст самолета на момент катастрофы составлял 18 лет и шесть месяцев. Не новый, к тому же побывавший у нескольких владельцев в сложных климатических условиях. Хотя и в передовых странах мира эксплуатируются воздушные суда со значительно большим сроком. Обслуживать машины надо очень тщательно! В СССР было принято ограничивать срок использования самолетов 15 годами.
Как известно, никогда не бывает катастрофы по какой-то одной причине: как правило, к ней приводит целая цепочка событий. Не исключено, что случился технический отказ. В соответствии с правилом неизбежности Мерфи: то, что способно сломаться, обязательно сломается. В этом году у самолетов "Когалымавиа" уже дважды были отказы! Один случился 14 мая, когда Airbus A321-200 выполнял рейс из Домодедово в Анталию. В процессе набора высоты после взлета на высоте 3000 футов сработала сигнализация отказа желтой гидросистемы. Экипаж принял решение возвратиться, и самолет приземлился в аэропорту Домодедово.
Второй инцидент произошел буквально через две недели - 28 мая. A321-200 должен был лететь из Египта в Москву. Но сразу после взлета из Шарм-эль-Шейха экипаж доложил о неуборке шасси и принял решение вернуться на аэродром вылета. Выработав топливо, воздушное судно благополучно приземлилось. Пассажиров отправили на резервном самолете.
Окружающая среда. По имеющимся данным, погода по маршруту полета была благоприятная. Но надо не забывать об искуственной окружающей нас среде.
Центр управления потоками воздушного движения Евроконтроля сразу после исчезновения самолета опубликовал сообщение для всех пользователей воздушного пространства, использующих данный участок трассы, по которому следовал "Когалымавиа", в обоих направлениях: "в тактических целях" все полеты будут перенаправляться по другим трассам. Несмотря на то, что буквально через две минуты это сообщение было удалено, некоторые западные авиакомпании приостановили полеты над Синайским полуостровом. Очень разумное решение до расшифровки "черных ящиков" погибшего самолета.
Хотел бы сказать еще об одном. Прежде чем страховать самолеты авиакомпании, цивилизованные страховые компании требуют провести Аудиторскую проверку авиакомпании по безопасности полетов. А не страховать "кота в мешке". Это дополнительные меры повышения безопасности полетов.
Авиационные происшествия с самолетами "Когалымавиа"
24 января 2010 года. Иран. Ту-154M, принадлежащий российской авиакомпании и арендованный иранской авиакомпанией Taban Air, выполнял местный пассажирский рейс из аэропорта Abadan в аэропорт Mashhad. На борту находилось 13 членов экипажа и 157 пассажиров. В связи со сложной погодой в аэропорту Mashhad командир принял решение уйти на запасной аэродром Isfahan. Самолет приземлился с большой перегрузкой, в результате чего разрушился на взлетно-посадочной полосе. Оторвалось одно из крыльев, сильно обгорел фюзеляж. 46 пассажиров получили увечья и ожоги.
1 января 2011 года. Ту-154B выполнял рейс из Сургута в Домодедово. В момент запуска двигателей начался пожар в задней части салона самолета в районе 62-65 шпангоутов. Экипаж выключил двигатели и начал эвакуацию пассажиров. Из 124 человек, находившихся на борту, трое погибли, 39 человек получили серьезные травмы. Самолет полностью сгорел.
Кстати, самолет не был застрахован.
29 апреля 2011 года. Ту-154 летел из Минеральных Вод в Сургут. На борту находились 112 пассажиров. Когда самолет следовал в наборе высоты и пересекал эшелон 7500 метров, сработала индикация пожара левого двигателя. Экипаж принял решение вернуться в Минеральные Воды, где примерно через 30 минут после взлета произвел благополучную посадку.