Представители бизнеса вновь выступили против поправок в закон "О рекламе", подразумевающих создание единого оператора цифровых рекламных конструкций и электронных объявлений в Сети. Его выберут из числа коммерческих компаний, соответствующий законопроект сейчас рассматривает Госдума. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) опасаются, что с появлением новой структуры сайты с объявлениями, такие как "Авито", "Циан" и многие другие, прекратят своё существование и люди не смогут бесплатно продавать там свои квартиры, автомобили и вещи. Об этом сказано в письме организации председателю ГД Вячеславу Володину. "Известия" ознакомились с документом. Законопроект, о котором идёт речь, касается национальной безопасности, подчеркнули в Госдуме: не секрет, что у большей части подобных сайтов иностранные учредители и у них может быть своё видение того, как распоряжаться персональными данными граждан. Кроме того, в последнее время растёт количество киберпреступлений, в том числе с использованием площадок для объявлений, а новые нормы в перспективе могут позволить защитить права потребителей.
Поправки в закон "О рекламе", уже одобренные в первом чтении, предполагают, что частная интернет-торговля, в основном электронные доски объявлений, полностью прекратит свою деятельность, уверены в АКИТ. Ассоциация направила обращение спикеру Госдумы Вячеславу Володину.
Согласно обсуждаемому проекту, "предпринимательская деятельность по размещению электронных объявлений физических лиц о реализации товаров и услуг (работ) на территории РФ осуществляется исключительно единым оператором цифровых рекламных конструкций и объявлений". "Иным лицам запрещено" заниматься этой работой, сказано в документе.
То есть с созданием единого оператора остальные компании обяжут прекратить деятельность по размещению объявлений физлиц, сделали вывод в АКИТ. При этом у нового регулятора будет право устанавливать цену за свою услугу, отметили там со ссылкой на поправки.
"Полная монополизация отрасли социальной электронной коммерции приведёт к ухудшению качества жизни граждан и лишению возможности приобретать товары и услуги по низким ценам", - указала ассоциация в письме.
- Они позволяют населению с низкими доходами удовлетворять свои бытовые потребности - например, найти работу, продать бывшие в употреблении вещи, технику, автомобили и даже купить квартиру, - пояснил "Известиям" президент АКИТ Артём Соколов.
"По сути, именно конкуренция позволила сделать эти сервисы такими, какими мы их видим сегодня", - резюмировал бизнес.
АКИТ не поддерживает законопроект и просит исключить из него электронные доски объявлений, сказано в письме.
В Госдуме пока не получили письмо от АКИТ, сказали "Известиям" в нижней палате парламента. "Известия" также направили запросы в Минпромторг и ФАС.
Против резонансного законопроекта ранее выступали "Авито" и Сбер, писали СМИ. Согласно сообщениям, компании обратились к российскому премьер-министру Михаилу Мишустину и попросили организовать обсуждение поправок.
28 июля на круглом столе "Справедливой России" в ГД представители "Авито", "Яндекса", Ozon и "Рамблера" призвали исключить доски объявлений из документа.
Рассмотрение документа во втором чтении было запланировано на середину июля, но его решили отложить.
Как уточняется в пояснительной записке к законопроекту, правовой режим, предусмотренный им, аналогичен правовому режиму в сфере регулирования социальной рекламы в интернете. В большей мере он посвящен распространению цифровой наружной рекламы и установке цифровых рекламных конструкций, однако в нём фигурирует и размещение электронных объявлений физических лиц.
"Наиболее уязвимые секторы в информационной сфере - это наружная реклама на цифровых носителях, на транспорте и электронные доски с объявлениями, где физические лица размещают существенный массив информации, который может быть использован недружественными странами в целях нанесения ущерба РФ и российским юридическим и физическим лицам", - следует из пояснительной записки к законопроекту.
Предполагается, что благодаря созданию в стране единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений, наделённого широким кругом полномочий, удастся избежать этих опасностей.
В целом законопроект касается обеспечения национальной безопасности.
Поэтому важно знать, как сейчас защищены персональные данные россиян на подобных электронных досках объявлений, рассказал "Известиям" автор законопроекта Артём Кирьянов ("Единая Россия") - Необходимо понимать, кто и каким образом контролирует эту фактуру. Не секрет, что большая часть подобных сайтов имеет иностранных учредителей, и у них может быть своё видение того, как распоряжаться такой информацией, - заметил он. - Тем более ситуация развивается на фоне роста киберпреступлений. Поэтому следует защищать людей, которые передают свои данные этим площадкам.
Парламентарий уверен: только решительные меры могут навести порядок в этой ситуации. Более того, новый подход поможет обеспечить прослеживаемость сделки: она должна идти таким образом, чтобы можно было понять: кто продавец, кто покупатель. Это поможет в перспективе защитить права потребителей.
Создание единого оператора цифровой наружной рекламы позволит снизить риск злоупотребления со стороны зарубежных компаний, заявлял ранее ТАСС управляющий партнёр коммуникационного агентства В&С Agency Иван Самойленко.
- Зарубежные страны практически исчерпали способы санкционного давления на экономику России, поэтому вероятно усиление негативного воздействия на граждан при помощи интернет-рекламы, которую россияне видят на досках цифровых объявлений и цифровых рекламных конструкциях. Оператором цифровой наружной рекламы может стать только неподконтрольное иностранцам российское юрлицо. Это позволит снизить риск злоупотребления со стороны зарубежных компаний, - пояснял эксперт.
У пользователя должен быть выбор удобных для него сервисов и платформ, подчеркнули в "Циане". Там разделяют опасения, которые высказала АКИТ, сказал "Известиям" представитель компании. Принятие поправок в закон "О рекламе" и включение в него классифайдов (ресурсы для объявлений физических и юридических лиц) станут катастрофой для отрасли, заметили в "Авито".
- Такие компании, как мы, "Циан" и другие, должны будут прекратить своё существование в текущем виде, -добавили там. - А это удар по пользователям классифайдов, то есть миллионам простых людей.
Предлагаемое регулирование классифайдов избыточно, уверены в пресс-службе "Яндекса". Подобные инициативы важно обсуждать со всеми игроками IT-рынка и учитывать баланс интересов всех сторон.
Общественники также критично оценили проект.
- К законопроекту отношусь как к намерению под надуманными предлогами монополизировать рынок цифровой наружной рекламы, к которой инициаторы присоединили совсем другой со всех точек зрения рынок досок частных объявлений, - сказал "Известиям" председатель Союза потребителей РФ Пётр Шелищ. - Если законопроект примут, то люди лишатся эффективных сервисов, которыми Россия может гордиться. Граждане вернутся к технологиям расклейки объявлений на столбах и остановках.
Есть риск того, что, если закон примут, то с рынка вынужденно уйдёт много привычных потребителям сервисов, сказал "Известиям" глава "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов. При этом возникает вопрос, сможет ли новый единый сервис их качественно заменить, какие у него будут стимулы к развитию и совершенствованию.
- Монополии никогда не были благом для потребителей. Напротив, только в сферах, где существует жёсткая конкуренция, мы видим постоянное улучшение сервиса и максимально выгодные цены, - заметил эксперт. - В этом случае мы говорим об уже сложившемся рынке, на котором работают сотни компаний и есть миллионы потребителей.