Белый дом обновляет стратегию цифровой трансформации обрабатывающей промышленности — фокус в подготовленном Минпромторгом проекте нового варианта документа сделан на достижении технологической независимости РФ. Изменения объяснены возросшими из-за санкций рисками технологического отставания и нехваткой бюджетного финансирования для инновационного развития отрасли. Новая стратегия корректирует и модель господдержки промышленности: использование «цифровых паспортов» предприятий повысит эффективность распределения помощи в условиях ее общего сокращения, а также снабдит государство данными о фактическом состоянии отраслей. Деньги на проекты стратегии, впрочем, пока предусмотрены небольшие — не более 10 млрд руб., при этом два из пяти проектов вовсе не предполагают отдельного финансирования.
Минпромторг подготовил проект обновленной «Стратегии цифровой трансформации обрабатывающей промышленности до 2030 года». Предыдущая итерация документа утверждена правительством в 2021 году и предполагала переход к автоматизированному гибкому производству за счет реализации четырех проектов: «Умное производство», «Цифровой инжиниринг», «Продукция будущего» и «Новая модель занятости» (см. “Ъ” от 9 ноября 2021 года).
В новой версии от последнего проекта решено отказаться в пользу двух новых — «Технологическая независимость» и «Интеллектуальная господдержка».
Этот шаг в проекте объяснен «изменением геополитической обстановки и внешних экономических условий», а также сузившимися возможностями федерального бюджета. В Минпромторге изменения “Ъ” объяснили новыми трендами в цифровизации, курсом на достижение технологического суверенитета и внедрение технологий искусственного интеллекта.
В новый документ перекочевали проблемы из действующей стратегии — низкая производительность труда, высокая доля брака при производстве технологичных товаров, длительный путь от идеи до рынка. Среди новых угроз названы возросший уровень киберпреступности и технологическая зависимость от иностранных решений.
Центральным по-прежнему останется проект «Умное производство», который станет индикатором цифровой зрелости предприятий.
В 2024–2026 годах на этот проект хотят потратить 8,5 млрд руб. (42% — из федерального бюджета, 58% — из внебюджетных источников). Эти деньги направят на оснащение предприятий российским программным обеспечением. Обещано и принятие мер по повышению производительности труда — этим, впрочем, уже занимается Минэкономики в рамках профильного нацпроекта. Остальные мероприятия проекта носят бюрократический характер (актуализация методик оценки уровня цифровой зрелости и анализ ее уровня).
Согласно проекту стратегии, еще 770 млн руб. из федерального бюджета пойдет на выстраивание системы интеллектуальной господдержки — здесь Минпромторг рассчитывает на рост популярности у предприятий «цифровых паспортов» (помимо общих сведений, содержит данные о готовности компании к внедрению цифровых технологий) и создание системы «умной поддержки» на базе информационной системы «Промышленность» — это все должно упростить бизнесу доступ к господдержке. Государство, в свою очередь, получит подробные промышленные данные в реальном времени для проактивного госуправления.
Напомним, что растущий запрос промышленности на господдержку для создания импортозамещающих мощностей в условиях сократившегося бюджета поставил перед правительством вопрос о повышении эффективности господдержки — вплоть до цифрового учета денег по линии Минфина и выстраивания вертикальной структуры помощи в регионах взамен набора разрозненных механизмов.
Третий проект из стратегии — «Технологическая независимость» — предполагает куда более скромное финансирование, чем первые два, 319 млн руб. Напомним, в мае этого года Белый дом утвердил концепцию технологического развития РФ до 2030 года, фокусирующую многочисленные меры поддержки на приоритетных технологиях и продукции с общим объемом финансирования в 3 трлн руб. Так что новая стратегия не предполагает масштабных мер по технологической независимости — речь идет об обеспечении безопасности объектов критической информационной инфраструктуры за счет требований к компаниям по применению отечественных решений.
Примечательно, что два проекта, которые можно назвать наиболее инновационными, остались без финансирования.
«Продукция будущего» предполагает создание гибкого конвейерного производства товаров под индивидуальные требования потребителя, а «Цифровой инжиниринг» — появление национальной системы стандартизации и цифровой сертификации с проведением виртуальных испытаний. В Минпромторге объясняют, что, хотя «отдельного финансирования на эти мероприятия в нацпрограмме не предусмотрено, они будут реализованы в рамках текущих функций министерства и Росстандарта».
Говоря о мерах из действующей стратегии цифровой трансформации обрабатывающих предприятий, в ведомстве напоминают, что к 2023 году на базе государственной информационной системы промышленности (ГИСП) запущен сервис по формированию цифрового паспорта предприятия. Поддержку получили 96 проектов по созданию и внедрению отечественного промышленного софта для развития сквозных цифровых технологий, создана специальная платформа (эффективность.рф) для продвижения российского промышленного программного обеспечения. В условиях дефицита кадров запущена информсистема промышленности с функционалом биржи экспертов. «Этот сервис направлен на трансформацию рынка занятости специалистов широкого профиля для решения специфических инжиниринговых задач конструкторско-технологической подготовки производства предприятий»,— пояснили в Минпромторге.