Ученые Психологического института Российской академии образования вчера обнародовали данные любопытного исследования. Они сравнили современных подростков с их сверстниками из 1989 года. Как выяснилось, нынешние молодые люди любознательнее, умнее и намного амбициознее, чем их сверстники 30 лет назад. Зато они боятся брать на себя ответственность и достаточно эгоистичны.
Социологи провели исследование при поддержке Министерства науки. Исследований, по сути, было два — в 1989 и в 2019 годах, с разницей в 30 лет. Ученые работали, соответственно, со школьниками Москвы и области 1974 и 2004 годов рождения. По сути, сравнивались родители и их дети.
— Мы изучали такие характеристики, как самооценка, уровень ответственности, эмоциональное отношение к учению, мотивационные предпочтения, самоощущение психологического возраста, основания и мотивация выбора образовательного маршрута и жизненного пути в целом, общий уровень притязаний личности, — рассказывает заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Алла Андреева.
По словам Андреевой, для сопоставления данных применялись одни и те же методики. Итак, что же с помощью методик выяснилось?
Себя очень любим и ценим
Оказывается, современные подростки стали более амбициозными, рассчитывают на достижение более высоких целей, выше ценят и больше уважают себя.
— Они научились понимать, что к чему. У них более высокая познавательная активность, и современная школа научилась понимать их намного лучше. Особенно, мне кажется, велика тут роль дополнительного образования — у нас оно одно из лучших в мире, — рассказывает директор Психологического института Павел Сергоманов.
Игорь Кузнецов, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, считает, что уровень самоуважения вырос не только среди подростков.
— В России стали больше себя уважать практически все слои общества, — убежден ученый. — С 1989 года просто фантастически вырос уровень жизни. Мы можем купить себе то, о чем даже раньше и не мечтали, — это было совершенно недоступно. А еще у нас — что бы ни говорили — по сравнению с 1989 годом стало существенно больше прав. Неудивительно, что молодые люди тоже стали больше себя ценить и уважать.
Почти буддисты
А еще, как выяснилось, современные подростки предпочитают жить в настоящем, «здесь и сейчас».
— Они больше дорожат своей текущей жизнью: жить в настоящем предпочитают свыше сорока процентов респондентов, — рассказывает Алла Андреева. — Возможно, дело в тенденции удлинения подросткового периода, которую отмечают многие современные исследователи. Они рассматривают свой нынешний возраст как мораторий на принятие «взрослых» решений, к которым они не готовы, говорят о том, что переживают сейчас лучшие годы своей жизни.
Игорь Кузнецов добавляет:
— Давайте мы, рожденные в СССР, вспомним себя в 14 лет. Вот мы как раз хотели выглядеть взрослее. Многие для этого даже начинали выпивать и курить, потому что так делали взрослые. Многие носили пиджаки и другую взрослую одежду. Потому что статус взрослого в обществе был выше, чем подростка. Сейчас — другая ситуация. Рынок сформировал целую культуру детства. Вот для вас, 14-летних, музыка. Вот для вас — модные одежда и обувь. Вот для вас — соцсети, компьютерные игры и шоколадные батончики. Мы обеспечим вам в вашем возрасте очень комфортное существование — только попросите на него деньги у родителей. А родители, кстати, деньги обычно дают. Вот и получается, что подростки — спасибо рынку — в своем возрасте очень неплохо устроились. Так зачем им еще чего-то хотеть, если здесь так хорошо? Работать не надо, а школу можно потерпеть.
Что еще выяснилось? Оказывается, советские школьники относились к учебе, как правило, равнодушно, как к неизбежной, правилами определенной «школьной скуке». А вот у сегодняшних девятиклассников отношение к учебе более противоречивое и эмоционально насыщенное. «Современные подростки стали куда более любознательны и активны в познавательной деятельности», — сказано в исследовании.
— Просто жизнь изменилась. Многие поняли, что уровень и качество общего и профессионального образования, готовность осваивать новые знания и умения тесно связаны с успехом в жизни, — рассказывает Алла Андреева.
А вот еще одно интересное отличие. У современных подростков куда выше, чем у их родителей, «мотивация личных желаний». При этом «мотивации желаний для ближайшего окружения стало заметно меньше».
— «Прежде думай о Родине, а потом о себе», — в таком ключе мыслили многие советские подростки. На них, конечно, влияла идеология другого социально-экономического строя. Не берусь оценивать, насколько это хорошо или плохо, — рассуждает Павел Сергоманов.
Кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев считает, что это, скорее, плохо.
— Еще в 1958 году вышел прекрасный фильм «Последний дюйм» по рассказу Джеймса Олдриджа. И там звучала песня со словами: «Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня?» Это была критика звериной гримасы американского капитализма, где каждый сам за себя и никому ни до кого нет дела, — рассказывает эксперт. — К чему-то похожему мы пришли в последние годы. Я готов биться за личное счастье, а на счастье других мне наплевать.
Ни за что не отвечаю
И все-таки главное отличие между советскими и современными подростками заключено в уровне ответственности. Нынешние подростки, оказывается, предпочитают перекладывать ее на других.
— Это свидетельствует не только об их неготовности к принятию важных жизненных решений, но и о том, что современное общество и не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от самостоятельности и инициативных действий, — рассуждает Алла Андреева. — В этом смысле современные подростки адекватны обществу, в котором они растут, равно как и советские подростки были адекватны требованиям своего общества.
— В советское время ты всегда был членом коллектива. Класс, отряд, пионерская дружина, комсомольская организация, партийная ячейка, трудовой коллектив… И, с одной стороны, ты являлся неким винтиком, — добавляет Виталий Караев. — А с другой, этот винтик очень даже отвечал перед механизмом! Выволочки на партийных собраниях и разбирательства на совете трудового коллектива доводили людей до инфаркта. Поэтому ты с младых ногтей знал, что с тебя могут спросить не только родители, и какая-то ответственность в молодом человеке все же формировалась. Сейчас спросить с тебя, кроме родителей, некому. А родители, как правило, не спрашивают. Сегодня 14 лет — это еще ребенок, дитя. А если никто не спрашивает, то зачем взваливать на себя ответственность?
Семейный психолог Елена Батушева пояснила:
— Ответственность не возникает на пустом месте. Она формируется. Трехлетнему ребенку, например, говорят: вот твои игрушки, следи, чтобы они не валялись по всей квартире. Вечером их нужно убирать в коробку. В пять-шесть лет ребенок должен научиться отвечать за свою кровать — застилать ее после сна. Лет в семь-восемь он вполне может сделать уборку в своей комнате. Лет в десять — гулять с младшими братьями-сестрами, помогать их купать. Чем ребенок старше, тем зона его ответственности шире. Это в теории. А на практике все несколько иначе.
Как пояснила Елена, за последние 30 лет произошло сразу несколько важных изменений.
— Раньше почти все мамы работали, они не могли заниматься только семьей, поэтому многие вещи дети учились делать самостоятельно. Я, например, в третьем классе уже могла готовить — пока мама на работе, есть что-то нужно. Сейчас многие мамы — домохозяйки, а значит, уделяют детям куда больше внимания. С одной стороны, это хорошо, с другой плохо — мама делает то, что мог бы сделать ребенок. Второе важное изменение — стало меньше самих детей. Однодетная семья в столице — скорее, правило. И вот на одного ребенка часто приходятся мама, папа, две бабушки и двое дедушек. Все над ним, единственным, трясутся. В итоге он вырастает в парадигме «все мои желания — закон» и практически с нулевой самостоятельностью, а значит, и ответственностью. Не ребенок, а «мимоза в ботаническом саду». Но мы сами его таким воспитали.
«Дворовое» воспитание имеет свои плюсы
По мнению эксперта, большую роль в потере самостоятельности сыграл и такой социальный феномен, как уничтожение дворов. Точнее — дворовой жизни.
— В советские годы еще существовали понятия «ребята с нашего двора» и «дворовая компания». Уже в семь-восемь лет играть во дворе — своем, соседнем или где-то поблизости, было нормально, — рассказывает Елена Батушева. — В дворовом коллективе выстраивалась своя иерархия — иногда с помощью драк. Ребенок учился отвечать за свои слова и поступки, понимал негласные правила, и либо соблюдал их, либо игнорировал, либо пытался для себя расширить. В результате социализации он взрослел. Сейчас дворовых компаний очень мало, и большинство из них откровенно маргинальные. А «хорошие» дети сидят дома и общаются в гаджетах. В итоге у них просто нет возможности для социализации и взросления. Глядя в экран смартфона, точно не повзрослеешь!
Нагружайте обязанностями
Тем не менее, как пояснила эксперт, исправить ситуацию можно.
— Если вы хотите, чтобы ребенок был более самостоятельным и ответственным, эти качества в нем придется вырабатывать, — уверена Елена. — Лучший способ — приучать его принимать участие в делах семьи. Ну, например, установите очередность — кто когда моет посуду и пылесосит. И у подростка должно быть свое время. Еще лучше, если, например, уборку вы будете делать вместе. Коллективный труд всегда сближает. При этом зона личной ответственности должна оставаться: ты отвечаешь за чистые полы и выносишь мусор. Этим практикам сто лет в обед, но только они и работают.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Рощин, социальный психолог:
— Современные дети, как правило, индивидуалисты и склонны думать прежде всего о достижении личных целей. Почему? Главная причина — по сравнению с 1989 годом мы стали лучше жить. Мало кто из москвичей обитает в общежитиях и коммуналках.
Как правило, подросток живет в квартире, и поскольку в семье он обычно один, то у него есть своя комната. Каких-то коллективных интересов и целей у него просто нет. В школах давно никто не собирает металлолом, соревнуясь классами, семьи не выезжают на посадку или прополку картошки. Все цели подростка — индивидуальные.
Больше того — вся индустрия потребления эти цели перед ним каждый день ставит. Я согласен и с выводами исследования о том, что современные подростки не склонны брать на себя ответственность. Это тоже легко объяснимо. Процесс инфантилизации — удлинения детства — идет уже давно. Это в ХIХ веке в крестьянской России мальчик считался мужчиной и работал наравне с отцом. Даже в 1912 году, когда затонул «Титаник», в шлюпки пускали женщин, детей и мальчиков до 12 лет. Потому что в 12 мальчик считался взрослым. Почему же сейчас он и в 18 часто ребенок? Одна из главных причин — рост благосостояния. В подростковом возрасте уже не нужно выходить на работу, родители могут тебя содержать хоть до 25 лет. Так зачем же тебе взрослеть? У тебя просто нет экономической необходимости.
СОЦИОЛОГИЯ
Современные подростки предпочитают виртуальное общение. ВЦИОМ провел опрос, спросив у молодых людей от 14 до 17 лет, как часто они пользуются соцсетями. Оказывается, 89 процентов делают это ежедневно и лишь 1 процент не пользуется соцсетями вообще. У взрослых, соответственно, эти показатели были на уровне 53 и 20 процентов. А согласно опросу Рособрнадзора, треть подростков готовы сидеть в социальных сетях сутки напролет. При этом девочки оказались более зависимыми, чем мальчики: среди них больше тех, кто готов проводить в соцсетях целый день или ночь — 37 процентов против 27
КАК У НИХ
Инфантилизацию молодежи отмечают ученые практически всех развитых стран. Если раньше подростковым возрастом считали 12–16 лет, то теперь психологи США все чаще ставят новую границу — 18 лет. Есть и более радикальные мнения. Часть ученых полагают, что тинейджеры «мужают» к 21 году, а то и к 24 годам. Аргумент простой: в 18 лет лишь немногие обретают самостоятельность и чувствуют себя взрослыми. Сегодняшние молодые люди дольше получают образование, позже определяются с профессией, отделяются от родителей и заводят семью. Тем самым их поиски идентичности «пролонгируются». Американский психолог Джеффри Арнетт — автор теории взросления Emerging adulthood пошел еще дальше. Он выделил особый период между 18 и 25 годами. Молодые люди этого возраста, с его точки зрения, тоже еще не взрослые. Они независимы лишь отчасти, поскольку, как правило, не имеют своего жилья и живут с родителями. У таких молодых людей много возможностей и мало обязательств. А если мало обязательств, то они вполне вправе чувствовать себя детьми.