В специальных мерах нашелся товарный пробел
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: ИВАН ТКАЧЁВ, ИННА ДЕГОТЬКОВА. Ежедневная Деловая Газета Рбк
В РОССИЙСКОМ САНКЦИОННОМ РЕЖИМЕ в отношении украинского бизнеса обнаружился пробел — им пользуется часть подсанкционных фирм для продажи товаров в России. ТАКИЕ СХЕМЫ НЕПРАВОМЕРНЫ, считают юристы, но их не запрещают.
Правительство России ведет перечень подсанкционных украинских компаний в соответствии с постановлением № 1300. Сейчас в нем содержится более 80 юридических лиц, чьи активы и финансовые ресурсы на территории России подлежат заморозке, а российские резиденты не вправе перечислять им денежные средства. Однако товары части таких подсанкционных производителей могут продаваться на территории России из-за особенностей санкционного режима. Это следует из ответов федеральных ведомств (копия переписки есть у РБК) на обращение юриста Вероники Игнатьевой, указавшей на продажу в стране продукции, выпущенной украинским производителем лекарственных средств «Фармак»: компания внесена в перечень юрлиц, в отношении которых введены специальные экономические меры, а ее бенефициар Филя Жебровская — в соответствующий перечень физлиц. Проблема заключается в том, что «Фармак» поставляет продукцию не самостоятельно, а через третьих лиц, не включенных в санкционные списки, указывает юрист. Вероника Игнатьева направила по этому вопросу несколько писем в правительство, Минфин, Минпромторг и другие ведомства в период с апреля по октябрь. По словам юриста, она действует как частное лицо и не представляет ничьих сторонних интересов. В прессслужбе правительства РБК сообщили, что обращение Игнатьевой поступило в аппарат правительства и было «направлено в установленном порядке в Минфин, Минэкономразвития, Минпром, Минздрав и ФТС России».
Минфин (ответственен за нормативно-правовое регулирование «украинских» санкций) и Минпромторг (один из исполнителей постановления № 1300) в ответах заявительнице подтвердили, что запрета на ввоз товаров, произведенных украинскими подсанкционными производителями, как такового не установлено. «Лекарственные средства, в том числе продукция, выпускаемая ПАО «Фармак» (30-я группа ТН ВЭД ЕАЭС), в перечень товаров, ввоз которых с Украины запрещен, не входят», — ответила пресс-служба Минпромторга на запрос РБК, подтвердив подлинность переписки с Игнатьевой и подчеркнув, что Минпромторг не был разработчиком ни постановления № 1300, ни другого постановления — № 1716-83, которое запретило поставку в Россию определенных товаров украинского происхождения (промышленные товары, сельскохозяйственная продукция, продовольствие и т.д.). РБК направил запрос в пресс-службу Минфина. По данным ФТС России, в 2020 году с Украины в Россию было ввезено фармацевтической продукции на $15,6 млн, в январе—августе 2021 года — на $15,2 млн. Игнатьева указывает, что только в Москве препараты производства «Фармака», такие как «Амизон» для лечения гриппа и ОРВИ или слабительное «Гуттасил», продаются в нескольких аптечных сетях. Препарат «Амизон» производства подсанкционной украинской компании проходит таможенное декларирование на территории России, подтвердило в ответе заявительнице Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, не раскрыв, кто завозит этот продукт в страну. РБК направил запрос в пресс-службу «Фармака».
СХЕМЫ С ПОСРЕДНИКАМИ
Согласно постановлению № 1300, к лицам, внесенным в перечень, применяются «блокирование (замораживание) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и имущества на территории Российской Федерации и запрет на перечисление средств (вывод капитала) за пределы территории» России. Если бы российские резиденты напрямую закупали товар у компании «Фармак», они обязаны были бы заблокировать перечисление ей денежных средств, что делает такую сделку невозможной. Очевидно, что санкционные компании не могут осуществлять поставку товаров в РФ независимо от того, включены ли эти товары в перечень запрещенных к ввозу или нет, потому что в любом случае поставка товара от имени санкционной компании требует оплаты (вывода безналичных денежных средств) в адрес такой санкционной компании, отмечает руководитель практики «Международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Яна Семеняка. «Ни для кого не секрет, что товары, запрещенные к ввозу в Россию с Украины или из США, попадают в Россию через посредников и другие страны. Все эти схемы поступления товара давно всем известны. И ситуация с «Фармаком» далеко не единичная», — указывает она. Если у компании есть договор с российским дистрибьютором, но украинская компания есть в санкционных списках, то дистрибьютор не имеет права осуществлять платежи этой компании, подтверждает партнер Borenius Russia Артем Жаворонков. «Но, скорее всего, там есть обманные схемы, с помощью которых строится цепочка прокладочных компаний: например, российский дистрибьютор перечисляет деньги белой (не подпадающей под санкции) украинской компании, а она перечисляет их санкционному лицу», — рассуждает он, подчеркивая, что такая схема неправомерна. В США, где действует наиболее развитая и структурированная система экономических санкций, внесение лица в так называемый список SDN (блокировка активов в американской юрисдикции) автоматически подразумевает и запрет на покупку товаров производства лица, фигурирующего в списке SDN.
Предусмотрены стандартные оговорки о запрете схем по обходу санкций. Кроме того, понятие блокируемого имущества (property and interests in property) достаточно широко, чтобы распространяться и на уже проданную подсанкционным лицом продукцию, говорил в августе РБК бывший старший советник американского санкционного ведомства OFAC Брайан О’Тул.
ПЕРСПЕКТИВЫ БОРЬБЫ С ОБХОДОМ САНКЦИЙ
Департамент контроля за внешними ограничениями Минфина в июньском письме отмечал, что совместно с иными заинтересованными ведомствами ведет «последовательную работу, направленную на разработку и внедрение механизма противодействия обходу заблокированными лицами установленных ограничений». Решение же о целесообразности рассмотрения вопроса о запрете на ввоз препаратов, производителем которых выступает украинская компания «Фармак», может быть принято после дополнительных консультаций с Минпромторгом и Минздравом, указывало ведомство, добавляя, что введение дополнительных ограничений в виде «блокирования оборота продукции на территории Российской Федерации» может противоречить принципу обоснованности и соразмерности санкционных мер, закрепленному в законе о специальных экономических мерах. Минпромторг, со своей стороны, подчеркивал, что экономические санкции в отношении лекарственных препаратов «никогда не вводились, ввиду того что это противоречит ключевым международным документам в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина», включая Всеобщую декларацию прав человека. В своем последнем ответе заявительнице от 7 октября профильный департамент Минфина указал, что на стадии подготовки находится законопроект, который помимо прочего уточняет определение подконтрольного лица, «что позволит осуществлять замораживание (блокирование) денежных средств в случае осуществления платежей в целях обхода санкций через подконтрольные подсанкционным лицам организации». Госдума приняла его в первом чтении еще в октябре 2020-го (РБК писал об этом законопроекте в июле прошлого года), однако спустя год дата второго чтения по-прежнему не назначена, следует из карточки законопроекта. И Минфин, и Минпромторг отмечают, что рассмотрение любых специальных мер, ограничивающих импорт в Россию каких-либо товаров, относится к компетенции подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. На Украине в отношении российских фармпроизводителей введены более жесткие санкционные меры, указывает Вероника Игнатьева, отмечая, что список российских фармкомпаний, чьи препараты не поступают в оборот на украинской территории, расширяется.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.