Раньше шутили, что в СССР не было диссидентов – были досиденты, те, кого пока ещё не посадили, и отсиденты – отсидевшие срок. Нынче в России сидит за решёткой заметно меньше народа, чем в Советском Союзе, зато важных персон среди них – много больше. Вспомним, кто из VIP-особ оказался в минувшем году на тюремных нарах.
Кто бы мог подумать, что в тюрьме может оказаться всемогущий «король фармацевтов», владелец компании «Биотэк» Борис Шпигель, открывавший ногой двери в самые высокие кабинеты! Однако в апреле прошлого года он оказался на нарах – по уголовному делу о даче многомиллионных взяток губернатору Пензенской области (который тоже сидит – но об этом чуть ниже). Кто только не хлопотал за Шпигеля – от политиков до общественных деятелей и знаменитостей – тщетно. Несмотря ни на что Мосгорсуд оставил миллиардера под стражей до конца февраля. Несмотря даже на распускаемые окружением воротилы слухи о якобы перенесённом им в СИЗО инфаркте и клинической смерти. Финансовые возможности Шпигеля таковы, что в уголовном деле фигурировал свежекупленный вертолёт – якобы на нём воротила намеревался сбежать за границу, едва выпорхнув под любым предлогом под домашний арест. Защита Шпигеля назвала подозрение в попытке бегства на Украину «голословной», но обвинению этого оказалось достаточно, чтобы успешно ходатайствовать о продлении срока следствия. Над самим «Биотэком», впрочем, не каплет. Компания продолжает работать и зарабатывать. Что порождает слухи, что посадили Шпигеля не просто так, а из-за лакомого актива.
Завсегдатай списков «Форбс», мультимиллионер (состояние, по разным данным, от 700 до 900 млн долларов) и совладелец холдинга «Сибирский деловой союз» Михаил Федяев – отец депутата Госдумы единоросса Павла Федяева – под самый новый год угодил за решётку вместе со всем своим топ-менеджментом. Причина – авария на шахте «Листвяжная» в Кузбассе, унёсшая жизни 46 шахтёров и 5 спасателей. Уголовное дело возбуждено по факту массовой гибели людей, владельцу «Листвяжной» «шьют» пренебрежение техникой безопасности и принуждение наёмных работников к труду в небезопасных условиях. Впрочем, судачат, что Федяев – кто-то вроде зицпредседателя Фунта из «Золотого телёнка», якобы на самом деле шахта принадлежит не ему, а сбежавшему от греха подальше в Монте-Карло миллиардеру Владимиру Гридину, кстати, в недавнем прошлом также депутату-единороссу. В общем, думский мандат нынче неважное прикрытие.
Скандально известную благодаря «делу о суррогатном материнстве» банкиршу «Менатепа» и Банка корпоративного финансирования Ольгу Миримскую Басманный районный суд в конце декабря также арестовал на два месяца – по делу о даче взятки в особо крупном размере. Интрига, однако, в том, что Миримская – одна из ключевых свидетельниц по «делу ЮКОСа», дававшая показания против Михаила Ходорковского и Алексея Пичугина. Против неё в нескольких странах возбуждены уголовные дела: по подозрению в киднеппинге – похищении ребёнка у суррогатной матери – и заказе убийства своего любовника. В России же до недавнего времени Миримская чувствовала себя вольготно. И тут неожиданно всплывает дело о подкупе следователя Носова (он, кстати, тоже в СИЗО, вместе с банкиршей). В общем, история мутная.
Чиновники
Только за первое полугодие 2021 года по «коррупционным» статьям (вымогательство взятки и её получение) были осуждены 2800 госслужащих. Будь ты хоть федеральным министром, хоть губернатором – никаких гарантий, что за тобой не придут. Если, конечно, появится веский повод. Вот только осудить высокопоставленного арестованного получается не всегда. Министра «Открытого правительства» Михаила Абызова поместили на нары «Лефортова» ещё в марте позапрошлого года – по обвинению в хищении и вывозе за границу 4 млрд рублей. Но вот осудить его пока не выходит – то ли мешают восемь адвокатов экс-министра, то ли у следствия недостаточно аргументов. С заграничными активами тоже незадача – мартовское обращение Генпрокуратуры касательно ареста вилл и активов Абызова итальянские власти проигнорировали. Так что, похоже, у Абызова всё тип-топ – в прошлом году он даже женился прямо в СИЗО.
Вот и с задержанным в марте за превышение служебных полномочий губернатором Пензенской области Иваном Белозерцевым не всё ясно – срок ему то и дело продлевают, и непонятно, дойдёт ли вообще дело до суда. Попытка обвинить Белозерцева в незаконном хранении оружия у следствия поначалу не задалась. Но в декабре пистолет Макарова со спиленным номером и с 96 патронами всё же приобщили к делу. То же и с мерседесом, якобы подаренным губернатору упомянутым выше Шпигелем, и с наручными часами элитной марки. Сам Белозерцев признаёт только крупную взятку наличными – 20 млн рублей на избирательную кампанию. Ну а найденные при обыске купюры ещё на 300 млн Белозерцев признавать отказывается, говорит – «не моё».
А в Красноярске задержан замглавы Законодательного собрания края Сергей Натаров. Уголовное дело против него возбуждено по восьми эпизодам – за растраты и присвоение бюджетных средств. Поговаривают, впрочем, что дело скорее не в самом Натарове – бери выше. Сын Натарова, Антон, фигурирует в нескольких уголовных делах, по которым проводятся активные следственные мероприятия. А Антон Натаров – советник губернатора Красноярского края Александра Усса, которого, если верить публикациям прессы, готовят «на вылет», замыкая вокруг него круг нехороших связей. И хотя сам Усс убеждает прессу, что «в аресте Натарова нет политики», Антона Натарова он, от греха, спровадил в отставку. Пока Сергея Натарова арестовали на 2 месяца (не помогло даже то, что Натаров сказался тяжелобольным). Очень возможно, что в этом сюжете мы наблюдаем завязку самой скандальной истории наступившего 2022 года.
«Крымчане»
Ни в одном регионе России, пожалуй, не задерживают и не сажают столько чиновников и министров, сколько в Крыму. Минувший год был рекордным – за решётку отправились вице-премьер правительства республики Евгений Кабанов, министр строительства Михаил Храмов, министр культуры Арина Новосельская. Кстати, предшественник Кабанова, Виталий Нахлупин, с 2018 года тоже сидит в СИЗО – вместе с подельником, замминистра транспорта Валентином Дукорским. У предпоследнего, четвёртого за семь лет мэра крымской столицы Елены Проценко накануне её отставки проводились следственные действия, и до сих пор судачат, что это-де не конец. Как и у главы евпаторийского горсовета Олеси Харитоненко и главы администрации города-курорта Романа Тихончука. В конце декабря оперативники ФСБ задержали за взятку главу ГУП «Крымгеология» Николая Братусина. А чуть раньше, в середине декабря, силовики наконец-то поймали ушедшего в бега бывшего вице-премьера республики Владимира Серова. Возникает непраздный вопрос – а это точно не новая «крымская мафия»?! И неужто глава республики Сергей Аксёнов в самом деле «не при делах»? За Новосельской, арестованной за давнюю 25-миллионную взятку, к слову, тянется длинный украинский хвост – как из Донецка, так и из Киева.
Генералы
В июле Реутовский гарнизонный суд приговорил к шести годам колонии общего режима замдиректора Росгвардии генерал-лейтенанта Сергея Милейко – признав его вину в мошенничестве с жилплощадью. Его даже лишили воинского звания. Но такие истории с участием высокопоставленных военных – сюжет банальный. Многие генералы богатеют на незаконной торговле ведомственной недвижимостью. Интрига же в том, что расследование «дела Милейко» вела военная контрразведка ФСБ. К тому же по его делу допросили нескольких высокопоставленных федеральных чиновников, в том числе и главу Дагестана Сергея Меликова. Но ведь ущерб и в самом деле был, в общем-то, плёвый – на 18 млн рублей. Вот и шепчутся, что якобы за Милейко маячат дела намного более серьёзные (даром, что ли, обвинение попросило для него восемь лет «строгача»?!). В прессу просачиваются сообщения, что Милейко якобы разрабатывал «способы хищения» и «методы конспирации» для неких не менее важных людей в погонах. В общем, похоже на то, что у этой истории будет продолжение.
Вот и с августовским арестом генерал-майора Руслана Алахвердиева тоже не всё понятно. Замначальника инженерных войск вменяют в вину то, что он якобы использовал труд солдат на дачах и садовых участках. Смешно, право, зная ведомственные нравы, неизжитые ещё с 80-х годов. Но вот издание «Красная линия» в связи с задержанием Алахвердиева сообщает – «руководство инженерных войск ВС РФ подозревается в коррупции». То есть нам намекают, что эпизод с Алахвердиевым – часть какой-то значительно более знаковой истории? И для инженерных войск использование дармового труда солдатиков – таки не единичный случай? В сентябре силовики провели обыск у начальника инженерных войск генерал-лейтенанта Юрия Ставицкого – не звенья ли это одной цепи?
Силовики
На днях был задержан начальник УГИБДД по Магаданской области Юрий Савейкин – за превышение должностных полномочий. Якобы он распорядился отпустить гражданина, задержанного за административное правонарушение, – за взятку. Можно было бы поехидничать – мол, дальше Колымы всё равно не уедет, когда бы не одно обстоятельство. Задержание Савейкина проводили сотрудники отдела собственной безопасности регионального УМВД – но «во взаимодействии с ФСБ». Поговаривают, что случай Савейкина – не единичный, а часть развёрнутой по всей России кампании по выявлению фактов коррупции в руководстве региональных УГИБДД. «Нашей Версии» доподлинно известно о следственных действиях аналогичного порядка, которые сейчас проводятся сразу в шести регионах России.
А началось всё с июльской скандальной истории – задержания главы УГИБДД по Ставропольскому краю Алексея Сафонова по делу о крупной взятке. Полковник якобы руководил организованной преступной группой, вымогавшей взятки в особо крупном размере у местных предпринимателей. Заодно его подведомственные выписывали за деньги пропуска на перевозку зерна и строительных материалов. «Дело Сафонова» стало причиной отставки генерал-майора Сергея Щёткина. Интрига, однако, заключалась в публикации фотографий с мест следственных действий шести участников преступной группы. Оказалось, что некоторые ставропольские силовики живут шире, чем даже местные чиновники и бизнесмены. Золотые унитазы в роскошных коттеджах, дорогущие иномарки и крупные суммы наличных – всё это смогла лицезреть широкая общественность. Кстати, на сегодняшний день по «делу Сафонова» задержаны 32 подозреваемых, и, говорят, это не предел.
Политики
В феврале суд заменил условный срок по делу о растрате и присвоении денег («дело Ив Роше») на реальный оппозиционеру Алексею Навальному. «Узник совести», по версии Amnesty International, и лауреат «премии Сахарова» Евросоюза угодил за решётку на 2 года и 8 месяцев. Впрочем, высказываются мнения, что Навальному могут «добавить», как бы отыгрываясь за выпущенного досрочно Михаила Ходорковского, который обещал не мутить воду в водоёме российской политики, но обещания не сдержал. В сентябре СКР возбудил новое уголовное дело – о создании Навальным и его окружением экстремистского сообщества, в котором помимо него самого фигурируют оппозиционеры Любовь Соболь, Иван Жданов, Леонид Волков, Георгий Албуров и прочие. Перспективы у дела, вестимо, широчайшие, так что в случае если Навальный не угомонится со своими «ленинскими» посланиями из-за решётки, к сроку могут добавить не меньше «десятки». Вот только есть мнение, что, посадив Навального и таким образом обезглавив несистемный протест, федеральные власти сами себе оказали медвежью услугу, ещё больше маргинализировав оппозицию. А это – палка о двух концах.
Учёные
В середине декабря угодил на нары ректор смоленского Госуниверситета спорта, профессор Георгий Грец – он арестован по делу о хищении 1,5 млн рублей. И снова «золотые унитазы» – на фотографиях домашнего убранства научного светила фигурируют те же объекты аляповатой и вызывающей роскоши, что и на фото с главой Госавтоинспекции Ставрополья. Стремление к богатству любой ценой, похоже, уравнивает стремящихся к нему до анекдотического уровня.
А вот в эпизоде с задержанным по подозрению в заказном убийстве ректором Казанского федерального университета и сопредседателем регионального штаба Общероссийского народного фронта Ильшатом Гафуровым всё не так просто. Преступление, в котором обвиняют Гафурова, совершено ещё в 90-х (как и в эпизоде с осуждённым губернатором Фургалом). Вроде бы вышли все сроки давности (дело-то 1999 года). По сюжету, Гафуров якобы «заказал» видного бизнесмена из Елабуги Айдара Исрафилова, угрожавшего близким профессора убийством. Есть догадка, что показания на Гафурова мог дать местный «авторитет» Адыган Саляхов, но с какой целью он это сделал – да ещё с таким, так сказать, опозданием? Вот тут-то и начинается конспирология. Гафуров – наперсник президента Татарстана Минниханова. Один из его ключевых советников. А тут – угроза загреметь на пожизненное. Уж не для того ли «закрыли» профессора, чтобы Минниханов согласился поумерить свои амбиции и смирился с упразднением президентской должности? В «деле Гафурова» есть уязвимый момент – по делу он проходит как соучастник казанской преступной группировки «29-й комплекс», вот только все подозрения базируются на неофициальных данных времён царя Гороха городского отдела по борьбе с оргпреступностью. Это, в общем-то, филькина грамота. Сложно оценивать перспективы этого дела, но и без того непростой регион вполне может закипеть – памятуя, кстати, о Фургале и Хабаровском крае.
Кстати
Все эти посадки, как ни странно, могут быть объединены некоей общей концепцией. Обратили внимание, о чём чаще всего спрашивали президента России на его недавней пресс-конференции? О региональной и ведомственной проблематике. Нерадивые чиновники, бесконтрольные силовики, алчные управленцы, так надоевшие россиянам. Внешнеполитическая повестка (Украина, близость НАТО к границам, отношения с США и Евросоюзом, «китайская угроза» и т.п.) понемногу уступает внутриполитической. И для российских властей – это вызов. Нужно продемонстрировать народу, что и там у власти всё схвачено – с коррупцией борются, чиновников наказывают. Так что нам вскоре, пожалуй, предстоит стать свидетелями множества уголовных дел в отношении сильных мира сего.