Возвращение к истокам
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Олег Баксанский. Профиль
Высшее образование России на пороге больших перемен. Реформа высшей школы вызвана отказом от Болонской системы в пользу традиционных принципов подготовки дипломированных специалистов. В чем смысл преобразований, и что ждет преподавателей и студентов?
«Не отвечает интересам страны»
Переход на новую систему высшего образования инициировал президент Владимир Путин. В своем послании Федеральному собранию глава государства предложил вернуться к традиционной для нашей страны системе подготовки специалистов в высших учебных заведениях, что предполагает изменение срока обучения и учебных программ. При этом следует предусмотреть возможность продолжить образование в магистратуре или ординатуре. Отдельным уровнем профобразования сделают аспирантуру, чтобы готовить ученых и преподавателей для высшей школы.
Профильные министерства и ведомства не стали откладывать дело в долгий ящик. По словам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, в ближайшее время университеты под контролем министерства разработают новые образовательные программы, рассчитанные на 4–6-летний срок обучения студентов. «Мы понимаем, что пресловутая Болонская система больше не справляется с задачами ускоренного технологического развития и модернизации экономики России, а значит, не отвечает интересам нашей страны», – отметил Фальков.
История Болонской системы (процесса) восходит к 1998 году, когда Германия, Италия, Франция и Великобритания достигли согласия по вопросу формирования единой европейской образовательной системы. Декларацию «Зона европейского высшего образования» представители 29 стран Старого Света подписали 19 июня 1999 года на конференции в итальянской Болонье, где находится старейший в мире университет.
Основной целью Болонской системы заявлялось повышение конкурентоспособности европейских вузов на мировом образовательном рынке, создание единого образовательного пространства. Укрепление связи между вузами и введение единых стандартов предполагали свободное передвижение студентов, преподавателей и управленческого персонала. Единое европейское образовательное пространство было создано в марте 2010 года.
Следующим шагом стало введение трехуровневого вузовского образования (бакалавр – магистр – доктор) и дипломов единого образца, а также системы оценки уровня знаний. Были введены условные зачетные единицы – кредиты. Каждые 25–30 часов занятий конвертируются в один кредит. Эта зачетная единица не имеет срока давности и принимается в любом европейском вузе. Чтобы получить степень бакалавра, нужно набрать 180–240 кредитов (3–4 года учебы), магистра – еще 90–120 (1–2 года учебы).
Принципиальное решение о присоединении России к Болонскому процессу было принято в сентябре 2003 года. В 2007 году вступил в силу закон о введении бакалавриата и магистратуры. Такой шаг выглядел естественным и полезным, поскольку тогда шла речь о перспективах создания «единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока» (энергетика, транспортные коридоры, торговля). По логике, это требовало взаимного признания дипломов.
Однако новшество с трудом приживалось на российской почве. За 15 лет не все вузы полностью перешли на европейский формат, считая Болонские стандарты несвойственными и вредными для отечественного образования. Многие ректоры ставили под сомнение целесообразность слепого копирования западного опыта. По их мнению, такие попытки наносили вред отечественной высшей школе, построенной совсем на других принципах и ценностях.
Вероятно, все это могло бы тянуться и дальше, если бы не события вокруг Украины. В апреле 2022 года в качестве санкционного ответа на специальную военную операцию Болонская группа объявила о приостановке участия России и Белоруссии в своих структурах.
Десять месяцев спустя Владимир Путин в ежегодном обращении к Федеральному собранию заявил о прекращении сотрудничества в этой сфере. С одной стороны, ни у кого не осталось сомнений, что западные санкции против РФ введены всерьез и надолго. С другой – нет смысла пытаться развивать проект, который до сих пор вызывает жаркие споры и не доказал свою эффективность.
Знания или компетенции
Предстоящая реформа высшей школы затронет миллионы россиян и десятки тысяч граждан других стран. По данным Российского статистического ежегодника, в настоящее время в РФ 707 вузов, численность профессорско-преподавательского состава – почти 218 тыс. человек, студентов – более 4,04 млн, из них около 300 тыс. – иностранцы.
В мире существует несколько концепций построения вертикали системы образования, но в их реализации можно выделить две парадигмы. Следует признать, что у каждого подхода есть как преимущества, так и недостатки.
Первая парадигма – фундаментальная (знаниевая). Она формирует научную картину мира, академический набор знаний, соответствующий конкретному историческому периоду. Иными словами, это знания, умения и навыки, отраженные в образовательных стандартах, которые утверждены для каждого уровня образования – от дошкольного до подготовки кадров высшей квалификации.
Вторая парадигма – компетентностная. Подразумевает выработку у студента способности к решению комплекса практических задач, относящихся к избранной профессиональной области. То есть ставка делается на прикладные аспекты профессиональной компетентности, умение применять академические знания при решении конкретных задач.
Компетентностная парадигма возникла и сформировалась в первой половине ХХ века в американской системе образования. В дальнейшем она легла в основу Болонского процесса, подключение к которому России означало отказ от советских принципов фундаментальной профессиональной подготовки будущих специалистов и бездумное копирование западных стандартов.
К слову, США так и не стали участником Болонского процесса. В связи с чем выпускникам европейских вузов при трудоустройстве в Новом Свете требуется нострификация дипломов о высшем образовании. Здесь угадывается протекционизм – стремление американских властей защитить рынок труда.
Гражданам РФ подобные ограничения, впрочем, хорошо известны. Признание российских дипломов за рубежом всегда было сопряжено с большими сложностями. Исключение – выпускники таких грандов отечественной высшей школы, как МГУ, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана, востребованных на мировом профессиональном рынке. Таким образом, отказ России от Болонской системы принципиально ничего не изменит.
Вместе с тем можно предположить, что очередная реформа создаст определенное напряжение в системе высшего образования РФ. Минобрнауки и вузам придется переписать образовательные стандарты, учебные программы и планы, изменить требования к преподавателям и студентам.
Как избежать издержек
Хотелось бы надеяться, что корректировка бюрократических процедур и регламентов будет проведена не в ущерб качеству обучения. Добиться этого непросто, отсюда – озабоченность всех участников образовательного процесса. За годы методичного внедрения компетентностной модели образования значительное число вузов выработали корпоративные стандарты, что позволило некоторым из них успешно адаптироваться к Болонской модели.
В декабре 2012 года был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», за которым последовали подзаконные акты, комментирующие и разъясняющие действие документа. Но главное – сформировался рынок экспертов и методистов, которые в целом сумели приспособиться к работе по европейским правилам.
Реформа вынуждает заняться ревизией действующего законодательства, внести поправки, а также провести огромный объем межведомственных согласований. Обычно это занимает многие месяцы, если не годы. В нынешней ситуации, когда проявлена политическая воля и реформа находится под контролем президента, сроки бюрократических процедур наверняка сократят.
Хотелось бы избежать неразберихи в текущем году, ведь приближается очередная приемная кампания в вузы. В связи с чем определенность нужна и абитуриентам, и экзаменаторам. В рамках переходного периода наверняка возникнут проблемы с учебными планами тех, кто сегодня учится по программам бакалавриата и специалитета, – планы предстоит адаптировать в свете изменившихся требований.
Что бы там ни говорили, но отечественной высшей школе придется вернуться на четверть века назад. Стоит напомнить, что советская система высшего образования базировалась на почти столетних традициях и опыте. О российской высшей школе этого сказать нельзя. На протяжении последних десятилетий ее перманентно перестраивали согласно меняющимся, зачастую противоречивым требованиям.
Как показывает мировой опыт, для внедрения новых образовательных стандартов обычно требуется не менее 10 лет. У нас такого времени нет. Войти в одну реку дважды – восстановив советскую систему – не получится. Большинство сегодняшних менеджеров отечественного образования такими компетенциями не обладают. По сути дела, они – продукт другой эпохи, которому придется работать над нормативной правовой базой в прямом смысле слова с чистого листа. Это может существенно усложнить реализацию реформы.
Больше времени на учебу
От наполнения учебных программ зависит срок обучения в вузе. Четырехлетний срок обучения по программам бакалавриата подходит далеко не всем. К примеру, тем, кто получает историческое образование, требуется больше времени. Им нужны полноценный специалитет и перспектива затем поступить в магистратуру, чтобы продолжить углубленное изучение профильных дисциплин.
Специалистов с высшим образованием гуманитарных направлений можно качественно подготовить за пять лет. Это касается социологов, философов, политологов, филологов, психологов и юристов.
Учащимся естественнонаучных направлений увеличение времени обучения также необходимо. Нереально за четыре года подготовить специалиста, способного полноценно выполнять профессиональные обязанности. Современные естественные, инженерные, технические и информационные технологии требуют намного больше времени не только на овладение теоретической базой, но и на отработку прикладных аспектов их применения.
Вместе с тем необходима существенная модернизация материально-технической (лабораторной) базы вузов, что предполагает привлечение значительных инвестиций: бюджетного финансирования, если дело касается государственных учебных заведений, или частных вложений, если речь идет о коммерческом институте. При соблюдении этих условий реформа высшей школы может быть проведена достаточно оперативно, чтобы российская экономика не столкнулась с кадровым голодом.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.