Ребята из школы № 19 Красногорска часто помогали в гардеробе «Крокус Сити», чтобы заработать на карманные расходы. И оказались здесь в момент ЧП.
Один из них - 15-летний школьник Ислам Халилов. Ученик восьмого класса подрабатывал гардеробщиком и был в считаных метрах от боевиков.
Ислам - старший ребенок в многодетной семье. Узнав о подвиге сына, его мама не смогла сдержать слез.
- Мы знаем, где расположены черные выходы. Я увидел одного из террористов. Бородатый, с ружьем в руках. Я понимал, что если так просто сам уйду, то погибнут люди, - рассказал мальчик. - Вывел, кого смог.
14-летний Артем Филимонов работал в «Крокус Сити Холле» почти полгода. Устроился туда через знакомого. Родители были не против, ведь парень учится обеспечивать себя. Вечером 22 марта он, как обычно, принимал и развешивал одежду. В гардеробе на нулевом этаже было еще множество людей.
- Я выдавал мужчине номерок и бинокль, - вспоминает события пятницы Артем. - Вдруг как будто что-то тяжелое упало над нами, потом - странный гул. Мы еще сначала пошутили с соседом, переглянулись. Но быстро поняли, что это выстрелы. Четко стало слышно автоматную очередь.
Мы знали, где находятся служебные выходы, и сразу стали звать людей туда. Побежали вместе с ними. Служебная лестница ведет в гараж, по нему и дальше по парковке мы выбрались из здания в сторону торгового центра «Вегас». На улице уже толпа, запомнилась женщина прямо передо мной, у которой была кровь на руке. Со стойки я успел схватить свой телефон и, хотя он почти разрядился, смог позвонить отцу и сказал, что выбрался.
К слову, Артем рассказал: здесь инструктаж по технике безопасности и как действовать в случае чрезвычайных ситуаций для них проводили регулярно. Последний был пару недель назад. Артем и другие ребята, работавшие в гардеробе, четко знали, как оттуда выбраться.
- Но всем было страшно, - не скрывает он. - Как-то поддерживало, что рядом знакомые ребята. Например, друг Юра Ржанов или Артем Донсков. Он тоже там работал. Да много из нашей школы. А весь ужас ситуации я понял, когда вернулся домой и прочитал новости.
- Наши ребята молодцы, - подтвердила директор школы № 19 Красногорска Светлана Зеленина. - Мы знали, что они работают в «Крокусе» с разрешения родителей. Когда все случилось, наши сотрудники тоже отправились на место, чтобы выяснить, где находятся ребята. До глубокой ночи потом созванивались с родителями, уточняли информацию о каждом ученике.
И вот начались первые награждения. Исламу Халилову и Артему Донскову вручила благодарственные грамоты детский омбудсмен Мария Львова-Белова:
- Наши дети не могли сделать по-другому, несмотря на свой возраст. Когда ребята выходили, сжималось сердце, потому что их самих нужно было спасать. А при этом они пытались всячески помочь людям.
«Интуиция четыре раза говорила: сдай билет»
Психолог из Москвы Екатерина Сырина выжила в теракте. Она искала выход в задымленных лабиринтах «Крокуса». А до концерта ловила себя на мысли, что… идти туда не надо.
- Интуиция четырежды кричала: «Не ходи!» В день концерта я отчетливо поняла - не хочу! Но свалила на усталость. Потом в голове навязчиво крутилась мысль: «Для меня это последний концерт «Пикника». При выходе из метро стоял человек с табличкой «куплю билет», и я подумала: «Кать, продай, ты же не хочешь туда идти». Но и тут себя не послушала. Только последнее предупреждение не проигнорировала и не стала сдавать куртку в гардероб, засунув ее в рюкзак.
Когда началась стрельба, сидела на балконе. Вместе с другими зрителями легла на пол между рядами. Потом все побежали. Екатерина бросилась в сторону аварийного выхода:
- А там ловушка. Закрытые железные двери, которые не поддавались. В результате мужчины догадались, что одна из стен из гипсокартона, и пробили в ней дыру. Через нее мы попали в подсобку и спрятались под столами.
К тому моменту в зале подожгли кресла. Люди лежали, а над ними разгорался пожар. Тех, кто пытался подняться, расстреливали. Плотный дым стал проникать в ту самую подсобку, свет погас.
Екатерина едва могла дышать, стала спускаться вниз по лестнице, где было больше воздуха, и услышала крик: «Иди сюда!» Оказалось, внизу есть еще помещение:
- Главное, там было меньше дыма. Вместе со мной туда вбежали человек сорок. Раздавалась стрельба. Кто-то нашел пожарный гидрант, мы намочили вещи, хотя вода была черная, техническая, но все-таки это вода, я даже слегка промыла ею нос от копоти.
Кто и как их вывел - Екатерина не помнит.
Она попала в больницу, а рядом лежали те пострадавшие, над которыми горели кресла. На них капал пластик, у многих ожоги.
Погибли блестящие ученые
Супруги-физики из Хакасии - Андрей и Ольга Топоевы поменяли авиабилеты из Москвы в Абакан на другую дату, чтобы попасть на концерт любимой группы «Пикник». Из подсобки «Крокуса» они звонили родственникам. И тогда знали: живыми из горящего здания, где ходят террористы с автоматами, они уже не выйдут.
- Андрей Топоев из Хакасии. Учился в Санкт-Петербурге. Там же и познакомился с будущей женой Ольгой. Они были коллегами, - рассказал сопредседатель общества «Землячество Хакасии» Ергаш Топоев.
Он обратил на них внимание из-за фамилии. Сразу подумал, не родственники ли, но точно, земляки.
- Они сделали блестящую карьеру ученых-физиков. Работали в различных НИИ. Не были публичными людьми, но получили несколько премий в своей области. Долго жили в Санкт-Петербурге, а последние годы - в Москве. У них остались сын, внук и внучка.
«От страха жена теряла сознание. Пришлось вылить на нее воду»
22 марта у Виталия Шутина из Красногорска был день рождения. С женой Еленой Костиной решили: пойдут на концерт «Пикника». До начала оставалось пять минут, когда за спиной рявкнула первая автоматная очередь.
- Попрятались между креслами, - вспоминает Виталий. - Добрались до лестницы. Но на боковых был затор. А в центре проход свободен. Ползли к нему и быстро выбежали в холл.
Супругов корреспондент «КП» встретил у «Крокус Сити Холла», куда те пришли забирать вещи. Они протягивают бирочку из гардероба. По ней им разрешили получить куртки.
Перед этим следователь попросил семью показать на схеме весь их маршрут - от места в зале до эвакуации.
Вспоминают, что Елена от страха чуть не теряла сознание. Муж заслонял любимую и удерживал на ногах. Лил на голову воду из бутылки, чтобы та не упала в обморок. Сохранять хладнокровие ему помогал армейский опыт.
На парковке их взяли к себе в машину другие гости концерта. И помчали домой, в Красногорск.
- Первым делом обняли детей (растят двоих. - Ред.). Они про все уже прочитали в интернете. Весь вечер рыдали.
Видели кровь, живых не было
На тушение Москва и область стянули огромное количество сил, посменно работали сотни пожарных: и бывалые, и начинающие. Участвовали и семь студентов Технического пожарно-спасательного колледжа имени Максимчука - Дмитрий Тихвинский, Иван Соколов, Степан Чайников, Павел Пастухов, Никита Цапулин, Максим Фирсанов и Матвей Лобачев. У них есть подготовка:
- Да, бывает, студенты совмещают учебу и работу в пожарных частях, - подтвердила советник директора по воспитанию Елена Евпалова.
- Когда диспетчер сообщил, что сил и средств на месте не хватает, мы выехали туда. Страшно было смотреть на людей, которые выбегают оттуда в панике, кричат, просят о помощи, - признался Иван Соколов, он учится на 4-м курсе колледжа.
Пока часть пожарных продолжали бороться с огнем, остальные зашли внутрь здания, чтобы вывести наружу выживших.
- Не боятся только дураки, но раз уж выбрал такую профессию, поддаваться эмоциям нельзя, - говорит Матвей Лобачев. Ему 18, учится на 3-м курсе и работает в ПСЧ-247. - Мы знали, куда едем. Но это моя работа. Поэтому мы занимались разбором завалов, проверкой помещений, искали людей. Живых не находили…
- Я работал в основном на втором этаже, тушили металлические конструкции из гипсокартона, основание стен концертного зала, тлеющий утеплитель. Видел кровь, погибших в эпицентре, где обвалилась крыша, - вспоминает другой студент, Максим Фирсанов. В 19 лет он учится на 3-м курсе и одновременно работает в ПСЧ-310.
Максим Фирсанов работал на месте до поздней ночи, потом к «Крокус Сити Холлу» смогла подъехать строительная техника.
На данный момент спасатели смогли разобрать более 90% обрушившихся конструкций. В том числе самый сложный участок - упавший балкон зрительного зала. Вместе с пожарными работают кинологи.
Сейчас еще нет окончательного списка тех, кто погиб, пострадал в «Крокус Сити». Слишком велик масштаб этой трагедии. Но свидетельства теракта пополняются новыми историями. Спасенных, спасителей или тех, чьи жизни оборвались 22 марта.
Вернулся спасать
Камил Насибов отработал смену официантом в заведении по соседству с концертным залом. Переоделся, вышел на улицу и шел к метро. На часах было около 19.55 - те самые минуты, в которые выродки с автоматами открыли стрельбу.
Камил побежал к концертному залу, стал отгонять зевак и опаздывающих на концерт. Потом увидел раненых - кинулся помогать перетаскивать их подальше от главного входа.
Часть дверей была закрыта - официант выбил несколько, чтобы люди могли быстрее вырваться. А сам зашел внутрь.
Там в дальней части холла в дыму потерялись несколько десятков человек. Из-за паники не могли сориентироваться, куда бежать. Камил позвал их за собой и провел на улицу.
Пряталась под машинами
Москвичка Марина Леханова с друзьями стояла в очереди на вход как раз в тот момент, когда ворвались убийцы.
- Я вообще не должна была идти на этот концерт. Это друг Леша взял билеты, он любит «Пикник». На себя, свою жену, сестру, к ним присоединилась еще пара друзей. Жена отказалась идти и предложила билет мне: «Хочешь?» - «Хочу!». Кто ж знал, что так получится.
Сначала Марина с друзьями услышали хлопки со стороны парковки, подумали, что подростки балуются с петардами. А потом…
- Палить начали сразу. Не очередями, а отдельными выстрелами. По толпе. В хаосе я мгновенно потеряла своих друзей. В голове крутилась мысль: «Только бы не упасть - затопчут!».
Марина сама не помнит, как оказалась на парковке, сразу кинулась под машину, чтобы не расстреляли сзади. От автомобиля к автомобилю она добралась до МКАД.
Но пропала подруга - 43-летняя Людмила Агапова.
Рюкзак нашли, а ее нет...
25 марта Люду опознали среди жертв.
Неизвестный герой вывел людей вслепую
Художница Алена Казинская пошла на концерт с подругой. В момент стрельбы они были на балконе. Теперь обе в реанимации.
- Я услышала стрельбу и ткнула подругу - это не спецэффекты! Та стала кричать: «Теракт!». Выстрелы все ближе. И люди побежали. Мы упали на пол и поползли. Отправляла голосовые сообщения родственникам, чтобы кто-нибудь вызвал полицию. И еще подумала, что, если умру, родным останется мой голос.
Террористы старались палить по скоплению людей:
- Мы побежали к эскалатору, пытались прорваться к лестнице, но там уже было без шансов - стреляли снова по толпе. Подруга затащила меня в туалет для инвалидов. И это нас спасло. Сидели, как мышки, когда шагали рядом и стреляли. Потом пошел дым. Стали задыхаться. Раз пять пытались выйти, но воздух в туалете был, а на этаже уже нет.
На шестой раз девушки пошли по стенке и наткнулись на парня, который ориентировался в дыму и на ощупь смог всех вывести в безопасное место.