Власти обсуждают введение дополнительных льгот для малоимущих по оплате электроэнергии. Это следует из протокола совещания комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика» от 19 февраля, с которым ознакомились «Известия». Речь о субсидировании тарифов на электроэнергию для социально незащищенных слоев населения. Такая мера может быть реализована в случае перехода к экономически обоснованным тарифам, который предусматривает повышение тарифов для граждан с высоким доходом, следует из документа. Сейчас государство ограничивает рост стоимости электроэнергии для граждан, и поставщики ресурсов покрывают свои издержки за счет повышения тарифов для бизнеса. Объем такого перекрестного субсидирования уже достиг 239 млрд рублей в год, и механизму стоит срочно искать замену, считают энергетики.
Новый подход
Рабочая группа по проблеме электроэнергетики Госсовета РФ рекомендовала правительству рассмотреть вопрос о создании новых механизмов адресной поддержки социально незащищенных слоев населения. Речь в том числе о субсидировании тарифов на электроэнергию. Об этом сказано в протоколе совещания у председателя комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика», губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева от 19 февраля (есть у «Известий»). Такая мера может быть принята в случае перехода на экономически обоснованные тарифы на электроэнергию для населения, чтобы снизить объемы перекрестного субсидирования (когда заниженные тарифы для населения дотируются бизнесом). Но в этом случае для обеспеченных граждан тарифы могут быть повышены.
«Решение о сокращении объема и (или) ликвидации перекрестного субсидирования… не найдено, ситуация усугубляется с каждым годом и требует скорейшего разрешения. В сложившихся условиях крайне важно рассмотреть вопрос о переходе к экономически обоснованному тарифу для населения с разработкой мер адресной поддержки социально незащищенных слоев населения: повышение тарифа для граждан с высоким доходом и субсидирование тарифа для граждан с низким доходом, введение опережающих темпов роста тарифа для населения», — сказано в документе.
В протоколе указано, что меры прорабатывают в рамках подготовки к совещанию у президента России Владимира Путина по вопросам развития электроэнергетики. Ранее сообщалось, что оно должно было пройти в конце марта, но было перенесено. Рекомендации комиссии Госсовета должны были быть направлены в правительство и профильные ведомства, следует из протокола.
«Известия» направили запрос в правительство Кемеровской области.
В Минстрое «Известиям» сообщили, что переход к экономически обоснованным тарифам необходимо синхронизировать с расширением мер адресной социальной поддержки, то есть выдачей субсидии гражданам, которые в ней нуждаются. Расширение круга получателей помощи с повышением адресности такой поддержки можно обеспечить, скорректировав критерии нуждаемости, считают в ведомстве. Сегодня в большинстве регионов субсидии получают те семьи, которые тратят на оплату ЖКУ 22% семейного бюджета и более. Можно было бы скорректировать показатель до 15%, полагают в Минстрое.
По мнению Минэнерго России, для дополнительного стимулирования повышения социально-экономического развития регионов и отраслей промышленности, а также для обеспечения прозрачности поддержки населения наиболее оптимальным механизмом решения проблемы перекрестного субсидирования будет переход на адресную поддержку наименее социально защищенных групп населения, сказали в ведомстве.
Предложения Госсовета поступили в Минфин и будут рассмотрены в установленном порядке в пределах компетенции, сообщили «Известиям» в ведомстве.
«Известия» также направили запросы в правительство, Минпромторг и ФАС.
Политика регулирования
Сегодня тарифы на электроэнергию для населения регулируются государством, напомнили в ассоциации «Сообщество потребителей энергии». ФАС ежегодно устанавливает максимальный уровень тарифов ЖКУ: как правило, возможное подорожание близко к уровню инфляции. В пределах установленных ФАС показателей стоимость услуг определяют власти регионов. Чтобы сдержать рост цен для граждан, затраты энергетиков сверх возможного повышения тарифа компенсируют за счет повышения стоимости услуг для бизнеса, добавили в сообществе потребителей. Этот механизм называется перекрестным субсидированием.
В результате проводимой государственной политики по сдерживанию тарифов для населения сегодня перекрестное субсидирование бизнесом достигло 239 млрд рублей в год, сказано в протоколе комиссии Госсовета. Такая «дополнительная» нагрузка на промышленных, бюджетных потребителей, бизнес, сельхозпредприятия и другие категории потребителей увеличивает их тарифы на передачу электроэнергии от 5% до 40% в зависимости от уровня напряжения, уточнили в Минэнерго. Прогноз социально-экономического развития до 2035 года предусматривает рост тарифа для населения в размере «инфляция плюс 1%», то есть всего около 5%. Это означает, что от перекрестного субсидирования нельзя отказаться за счет роста тарифа для населения, соответственно, нагрузка на бизнес будет сохраняться, указано в документе.
— Перекрестное субсидирование увеличивает нагрузку на другие категории потребителей. Как следствие, снижается конкурентоспособность отечественных производителей, — заявили «Известиям» в Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.
Переход к оплате электроэнергии гражданами по экономически обоснованным тарифам — непопулярный, но единственно возможный шаг для решения этой давней проблемы российской экономики, отметили в «Сообществе потребителей энергии». Представители бизнеса считают, что целесообразно перейти от субсидирования всех домохозяйств без исключения, включая вполне обеспеченные, к адресной помощи.
С этим согласны в НП «Совет рынка». Введение дифференцированных тарифов в совокупности с адресными субсидиями позволит снизить объем перекрестного субсидирования, сказали там.
— Было бы уместно зафиксировать тариф на текущем сниженном уровне для малообеспеченных слоев общества, а для тех, кто имеет возможность платить больше и потребляет больше, ступенчато увеличить тариф до экономически обоснованного уровня, — заявили в организации.
Сегодня в стране уже существует адресная поддержка по оплате коммунальных услуг, напомнил член комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Илья Осипов. Субсидии полагаются в случае, если оплата ЖКУ (в том числе электричества) превышает предельно допустимую долю в общем доходе семьи, уточнила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Сейчас в разных регионах установлены свои предельные пороги. В 58 субъектах — 22%, в 24 субъектах — 15–21%, в трех субъектах — менее 15%.
— Субсидируются те категории, которые нуждаются. И свои низкие доходы граждане обязаны доказывать. А каков будет критерий граждан с высокими доходами, которым могут поднять тарифы? Это значит, что тариф повысят для всех, кто не беден, — считает Илья Осипов.
Граждане потребляют не больше 20–30% электроэнергии в стране, подчеркнула Светлана Разворотнева. Этот объем не может создавать проблемы перекрестного субсидирования широкого масштаба, считает она.