«Меня утвердили на главную роль. Через три недели съемки должны были начаться. И тут я узнаю, что беременна и сниматься не могу. Как же я переживала, что придется отказаться от роли!» — рассказывает звезда сериала «Ищейка» Анна Банщикова, которая в марте родила дочь.
— Когда Маше был месяц, я собрала чемоданы и вместе с ней улетела работать в Геленджик. Два с половиной месяца там снималась. Когда окончился учебный год, ко мне приехали еще и сыновья. Ну а потом мы все вернулись в Москву, и съемки продолжались еще полтора месяца на студии, в павильоне.
— Нет. Был подписан контракт с Первым каналом, были определенные сроки сдачи фильма. И менять их нельзя, потому что по сценарию в фильме лето. Значит, переносить съемки пришлось бы на целый год. А новый сезон сериала не может выходить через два-три года: какое же это тогда было бы продолжение?! Я, честно говоря, боялась подписывать договор, говорила продюсерам: «Я же практически из роддома должна буду поехать на съемки. А ведь мне уже не 25 лет…» Но меня уговорили — характер покладистый. (Смеется.) Хотя я думала: «Боже, сама себе подписываю приговор. Как это выдержать?!» Оказалось — можно. Да, было непросто. И дело не в набранном за беременность весе — я прибавила совсем немного, всего семь килограммов, как и в случаях с первыми детьми: Мишей и Сашей. И не в том, что у меня, как у кормящей мамы, была ну очень пышная грудь. (Смеется.) Главная проблема, что я в принципе не успела прийти в себя после родов, «очухаться».
Целый день снимаешься, вечером приходишь домой, хочешь пообщаться с детьми, маленькую покормить. А тебе надо учить километр текста — огромные монологи — для завтрашних съемок. Это целая пачка листов с именами, датами, фамилиями, «явками и паролями», которые нельзя перепутать. Но у кормящей женщины голова не тем забита: говорят, она иногда имени своего не может вспомнить, а на съемках надо быть абсолютно собранной, готовой, сосредоточенной. Наш режиссер Дмитрий Владимирович Брусникин — человек-мотор. И ему не важно, кормящая ты мать, не кормящая, многодетная, малодетная. Ты артистка! Пришла на работу — должна мгновенно включиться и выдать результат.
— А Маша была с вами на съемочной площадке?
— Нет, это было невозможно. Дочка проводила время с няней у моря. Кстати, когда я договаривалась с продюсерами, то мне обещали, что в перерывах я буду успевать кормить дочку. Мол, создадим все условия. Но с Брусникиным, с его темпераментом и бешеным темпом работы это невозможно. Вот у меня был свой вагончик для отдыха. За время съемок я ни разу в него не зашла — пауз у нас просто не было! А в обеденный перерыв я уезжала кормить Машу.
— Да, непростые выдались съемки. А если у «Ищейки» будет третий сезон, контракт подпишете?
— Я уже его подписала, и скоро начнутся съемки… (Улыбается.)
— У Маши как раз начнут резаться зубки, так что бессонные ночи в съемочный период вам гарантированы...
— А они у меня уже десять лет бессонные. С того дня, как у меня родился первый ребенок, я разучилась спать. В юности могла продрыхнуть и пятнадцать часов. А теперь, если у меня нет съемок и, в принципе, я могу отоспаться, все равно встаю, чтобы проводить сыновей в школу. Даже когда ложусь после ночной смены в четыре часа утра. Не было ни разу, чтобы я не проводила Мишу и Сашу! Наша няня по утрам удивляется: «Аня, да спите вы, зачем вскочили?» А я не могу.
— Как же вы приводите себя в порядок для съемок? Если даже выспаться как следует не можете?
— Второй сезон «Ищейки» это прорыв! Мне кажется, никто еще в нашем кинематографе не снимался в таком «натуральном» виде. По-моему, после этой картины мне должны вручить премию «Антигламур». Просто расслабилась и совершенно забила на то, как выгляжу. Позволила себе быть обычной «разобранной» тетенькой. И, думаю, эта натуральность под стать моей героине. Кстати, благодаря такому «антигламуру» я выкраивала драгоценные лишние полчаса на сон. На грим был заложен час, а я успевала «сделать лицо» за 20 минут, а то и быстрей — однажды на это ушло семь минут. Гримеры и костюмеры уже привыкли, что прибежит Банщикова как фурия и ей нужно за полсекунды помыть, высушить, уложить волосы и накрасить лицо! И переодеваюсь я как солдат — быстрей чем горит спичка. Все костюмеры в шоке! (Смеется.)
— А во время беременности вы тоже снимались?
— Я узнала, что стану мамой, снимаясь в фильме «Крылья» с Ильей Древновым. Так что мне не раз приходилось летать в самолете на съемки с Машей в животе. Поначалу думала не говорить о своей беременности съемочной группе. Ведь в картине небольшой съемочный период, всего 30 дней, я понимала, что успею досняться до того, как живот станет заметен. Но в процессе работы пришлось «рассекретиться». Одним из первых все узнал Илья. А как от него скроешь, у него же три дочки (в браке с Марией Порошиной. — Прим. ред.), причем Глаша родилась всего только полтора года назад. Я с ним все время советовалась. Ну и с Машкой Порошиной, конечно. А вот от другого проекта — «Хозяйка гостиницы» — пришлось отказаться.
Меня уже утвердил на главную роль продюсер Денис Евстигнеев. Через три недели съемки должны были начаться. И тут — бац! — я узнаю, что беременна! А съемочный процесс там длительный и роль сложная: такая боевая девка. Как же я переживала, что придется отказаться! Говорить об этом по телефону было неудобно. И я поехала на «Мосфильм». Зашла в кабинет к Евстигнееву. Он с режиссером и другими членами съемочной группы радостно меня встречает: «Как хорошо, что зашла...» А я и говорю: «Вот такие дела, сниматься не могу». Все были в шоке, и я в том числе. Слава богу, за три недели успели найти на эту роль прекрасную актрису.
— Зато у вас теперь есть и дочь — после двух сыновей. Наверное, давно мечтали о девочке?
— Да, конечно! Хотя с самого детства я как-то больше общалась именно с мальчишками — мне с ними было проще найти общий язык. Когда десять лет назад забеременела первый раз, очень хотела, чтобы был мальчик. Мне казалось, что я знаю, как воспитывать сына. И получился Миша. Через два года родился Саша. А вот как воспитывать дочку, не представляла. Ведь девочка должна быть принцессой, а я сама принцесса — дома меня окружают только мужчины — это же здорово! Еще одна девочка в семье — мне это казалось странным. Конечно, смешно, но так было…
— А легко ли было решиться на рождение третьего ребенка в 42 года?
— У меня так вопрос не стоял. Бог дал — будем рожать. А о возрасте я не думала. Я о себе в принципе редко думаю — времени нет! И вообще чувствую себя молодой, лет на 18. (Смеется.) Может быть, я не боялась оттого, что рожать начала поздно, в 32 года… На самом деле, если бы я была мужчиной, у меня было бы сто детей. Поднять, воспитать можно и пятерых: после троих уже особой разницы нет. А вот выносить, родить, выкормить — это физически непросто, тем более при моей работе.
— Я правильно вас поняла? Вы говорите, что воспитывать троих детей — это просто?
— С опытом и к беременности, и к родам, и к воспитанию детей относишься проще. С первым ребенком я все время была в напряге, не могла ни на секунду расслабиться. Мне казалось, что каждую минуту я должна делать с Мишей что-то «правильное»: то массаж, то включить Моцарта, то лепить, то клеить, то вырезать, «развивать мелкую моторику» и тому подобное... Теперь понимаю, что это бред, навязанные установки. И с дочкой я уже могу позволить себе просто кайфовать от того, что она рядом. Каждый последующий ребенок оказывается более приспособленным к жизни, более самостоятельным, потому что сами мамы становятся спокойнее и умнее… Но это конечно же не значит, что воспитывать троих детей просто.
Надо же всех покормить, проводить, встретить, сделать с ними уроки, развезти по кружкам, всем уделить время и не разорваться! Когда наваливаются дела, мне кажется, что я превращаюсь в диспетчерскую станцию: у меня постоянно разрывается телефон, я все время должна кому-то отвечать. Например, у нашей школы, как у всех, есть родительский форум в Интернете. На нем кипит жизнь: мамочки переписываются, о чем-то договариваются, что-то обсуждают, выясняют. Кому-то нравится каждую секунду вот так общаться. А меня эта ежесекундная переписка выводит из себя, и поэтому я все время оказываюсь «вне контекста». Однако, если я не отвечаю вовремя, приходит еще больше сообщений: «Анна, а вы почему молчите?» Но я физически не могу быть погружена в этот форум. Поэтому всегда пишу, что «мы за все — «за», согласны на любой кипеж»...
— Вы говорите, что развозите сыновей по кружкам. У них много занятий? Сейчас многие стараются вложить в детей как можно больше…
— Я это считаю безумием, как и так называемое «раннее развитие». Родители пытаются вложить в детей то, что им не удалось сделать самим, преодолевают свои комплексы. Это ужасно, когда крошечного ребенка таскают то на китайский, то на шахматы, а он еще говорить не научился. Малыш все время чем-то занят, и из-за этого он не может ничего придумать, создать — он просто не успевает понять, к чему у него есть тяга... Это «раннее развитие» висит сейчас над родителями как дамоклов меч. Все дети кругом ходят на сто пятьдесят кружков. И вдруг думаешь: а я-то что же, плохая мать? И начинаешь машинально своих детей куда-то насильно засовывать. Но я стараюсь сдерживать в себе эти «прекрасные» порывы. Например, мой Миша обожает положить на пол огромную карту, лечь на нее и часа три подряд изучать страны, города, реки. Это доставляет ему огромное удовольствие, это для него важно. Как же я могу отнять у него эту карту и отдать его, предположим, на эсперанто?
— А в кино вы детей готовы отпустить сниматься?
— Во второй «Ищейке» свою первую роль сыграл мой младший сын. Смотреть этот сериал любят оба моих мальчика, они просто влюбились в мою героиню, она для них прикольная: любит сладкое, умеет шутить, немножко раздолбайка, но при этом очень справедливая. Однако Миша о том, чтобы сняться в кино, никогда не задумывался. А Санька съемками вдруг заинтересовался. Когда он в Геленджике попал на площадку и рядом с собой увидел всех тех артистов, которых знает по сериалу, был просто потрясен — его любимые герои «воплотились в жизнь». И Саша стал просить меня брать его на съемки — тихонечко сидел в сторонке (иногда всю смену!), наблюдал, смотрел в монитор. Я видела: сыну очень хочется сняться. А у нас для одной сцены как раз нужны были два мальчика его возраста. Позвонила нашему продюсеру: «Мой Сашка хочет сняться в этом эпизоде…» А он мне: «Ой, и мой сын тоже хочет. Давай снимем обоих!»
— Получается, актриса и продюсер использовали свое служебное положение…
— Именно! И наши мальчишки были счастливы! (Смеется.) Кстати, Сашка еще и гонорар получил — пять тысяч рублей. Конечно, это были мои деньги. Но, чтобы сын не догадался, я попросила нашу ассистентку подписать с ним «договор». Саша такой важный расписался в ведомости, повернулся ко мне и по-деловому так говорит: «Все, теперь буду постоянно в кино сниматься!» У Саши явно есть актерская жилка — он парень способный, живой. Любит включать песни Высоцкого и под них разыгрывает целые сценки — дети удивительным образом чувствуют талант! А вот на публике выступать пока стесняется. А старший, Мишка, наоборот, спокойно выходит на сцену. Недавно он без моей протекции попал в программу «Лучше всех!» к Максиму Галкину.
Миша несколько раз смотрел передачу и вдруг говорит: «Мама, там так интересно, я бы мог поговорить о географии и истории…» У него в классе как раз была проблема: он любит читать книжки, а его одноклассники — нет, в основном на компьютерах играют. И сын подумал, что на передаче найдет друзей, единомышленников. Он сам записался на кастинг и прошел его! Когда на записи Галкин его увидел, он очень удивился: Макс знает Мишу, мы часто пересекаемся в одних компаниях. Спрашивает: «Подожди, это ты?» Миша: «Да, Макс, это я». — «А где мама твоя?» — «Мама в зале». Было очень смешно!
На тех съемках сын вел себя удивительно уверенно, я никогда раньше не видела его таким. Он вышел на сцену, и когда в какой-то момент зрители засмеялись, Миша к ним повернулся и уверенным жестом остановил: «Секундочку». Макс захохотал: «Ты просто оратор — как будто выступал на площади много лет!» Все смеются, а мой ребенок настаивает: «Секундочку, я еще не договорил…» Этот выпуск еще не показывали, и наши бабушки-дедушки замучили меня вопросом: когда же они увидят нашего Мишу по телевизору.
— Старший сын — оратор, младший — актер, а у Маши какие задатки?
— В полгода смешно об этом говорить. Она просто очень маленькая, очень нежная девочка, сделанная совершенно из другого теста, чем мальчики. Это сыновей надо готовить к жизни, чтобы они выросли мужчинами, брали на себя ответственность, заботились о ком-то, зарабатывали. А девочка просто должна быть ласковой и нежной. Девочек, по-моему, вообще не надо воспитывать. Их надо только любить и баловать. Какой с нее спрос — она должна быть принцессой!
— А как вас растила мама — тоже как принцессу?
— Ну, какие в советские времена были принцессы?! Мамы нас растили как могли, кормили как могли. И у меня, как у всех детей, была куча комплексов, хотя все мальчишки из класса всегда были в меня влюблены. Сейчас смотрю свои фотографии в 15—17 лет и думаю: «Боже, какая же я была красивая!» Знать бы это тогда…
— Кто вам помогает воспитывать Машу?
— У меня прекрасная няня. Найти ее было непросто. Ведь я такой человек, что никому не доверяю — только себе. А тут надо было доверить человеку месячную малышку, конечно, я выбирала очень дотошно. Мы ходили по агентствам, а в результате эту женщину моей маме посоветовали знакомые. Няня пришла познакомиться и сразу мне понравилась. Ведь у артистов хорошо развита интуиция. И все равно не могу оставить Машу больше чем на день-два. А когда возвращаюсь, дочка всегда спит со мной рядом, чтобы даже ночью мы не разлучались.
— У вас никогда не бывает желания отдохнуть от детей, хоть ненадолго почувствовать себя свободным человеком?
— Недавно Владимир Владимирович Познер опубликовал в соцсети статью, где сказано, что старость — это некая свобода: дети выросли, пристроены, и ты можешь делать что хочешь. И я с этим согласна. Великая свобода не в молодости, когда много чего надо успеть сделать, когда тобою руководят страсти и амбиции. Свобода в старости, когда можно заниматься йогой на берегу океана. А дети и внуки звонят тебе и приезжают в лучшем случае на Новый год! Когда-нибудь и я испытаю эту свободу, просто не сейчас…